справочник для 9 класса
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Съедина Лидия Николаевна

опорные конспекты помогут учащимся при изучении тем алгебры по учебнику Ю,Н. Макарычева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravochnik_9_kl.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Свойства функции (9 кл.)

Определение свойства функции

Где искать свойство на графике

1

2

3

4

  5

6

Область определения D(y) – все значения аргумента (х).

Область значений функции Е(у) - все значения у.

Нули функции – те значения х, при которых у=0.

Промежутки знакопостоянства – те значения х, при которых значения функции только положительны или только отрицательны.

Промежутки монотонности:

а) Функция возрастает, если большему значению аргумента(х) соответствует большее значение у.

б) Функция убывает, если большему значению аргумента(х) соответствует меньшее значение у.

Четность функции:

 Функция четная: 1)  D(y)  симметрична относительно (0;0).

                               2) противоположным х соответствуют                              одинаковые у.                      

Функция нечетная: 1)  D(y)  симметрична относительно (0;0) .

                               2) противоположным х соответствуют                              противоположные у .                      

По оси Ох от крайней левой точки графика до крайней правой.

По оси Оу от самой нижней точки графика до самой верхней.

По оси Ох – точки пересечения графика с осью.

По оси Ох.

Если у0, то график над Ох, если у,то график под Ох.

а) График идет вверх.

б) График идет вниз

 График четной функции симметричен относительно оси Оу.

График нечетной функции симметричен относительно начала координат.

 

Алгоритм определения чётности функции.

1. Определить является ли D(y)  симметричной относительно (0;0).

                   

                     Да                                                                                     нет                       вывод: функция ни четная, ни нечетная.

  1. Определить         чему равно        f(-x) =

 f (-x)  =   f(x)                             f(-x)  =  - f(x)                                             f(-x) f(x)  - f(x)

  чётная                                       нечётная                                          функция ни чётная, ни нечётная.

№1.  у=2х-5.      D(y)  =  R ;     у(-х)=-2х – 5 = -(2х + 5) -  функция ни чётная, ни нечётная.

Квадратный трёхчлен  ах2 + bх + с .        (а0)

Разложение на множители:

   ах2 +  bх + с = а (х-х1) (х-х2),  х1 и  х2 – корни трёхчлена.

Способы нахождения корней трёхчлена:

 ах2 + bх +с=0.

1. по формулам:             D = b2 – 4ас,       х1=         х2 = .

2. по теореме Виета:   а=1,         х1х2= с                х1+ х2= -b.

3. если    а+ b+с = 0,   то           х1= 1,                 х2=.

4. если    а+ с = b,     то           х1= -1,                 х2= - .

5. метод переброски:  ах2 + bх +с = 0.

                                    у2 + bу + ас = 0

                                   у1/2 найти по т. Виета,    х1/2= .                                                                    

Квадратичная функция у =  ах2 + bх +с .

                                     Алгоритм построения графика.

1.  Указать, что графиком является парабола и определить положение её ветвей.

2.  Найти координаты вершины:  х0= m =;   у0 = у ( х0).

3.  Указать ось симметрии  - прямая  х = m.

4.  Составить таблицу значений для х,  расположенных правее или левее оси  симметрии.

5.  Построить график.

        Например: у = 2х2+4х- 1.

     Графиком функции является парабола,

     ветви которой направлены вверх.

     Вершина  х0= m == -1 ;   у0= у( х0 ) =-3.

     Прямая х = -1 – ось симметрии.

Х

0

1

2

У

-1

5

15

-

                                                                                                                                                         

Квадратичные неравенства.

a)   ах2 + bх +с<0    a>0   

                                                                                                                             у

                                    y                                                                    y                      

                                                                                                 

                        //////////////////    

                                              b                             x            

                                                                                        a           x                                                        х

                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                   D>0        (a;b)                                       D=0   нет решений                D<0 решений нет                                             

   

 b)       ах2 + bх +с>0     a>0

                                                                                                                             у

                                    y                                                                    y                      

                                                                                                 

     /////////////////                  //////////////////////                         //////////////////////////////////////

                                              b                             x                                     a                                                 //////////////////////////////////

                                                                                                   x                                                        х

                       

D>0     (-;a) (b;+)                                                         D=0   (;a)(a;)                                D<0(-;+)

Метод интервалов.

Этот метод применяют для решения неравенств, представляющих собой произведение или частное.

Например:       х(х-2)(х+4)>0;        <0.

Алгоритм решения.

  1. Задать функцию.
  2. Найти область определения функции.
  3. Нули функции.
  4. Числовая прямая, на которой отмечены область определения и нули. Проверить знак функции на каждом промежутке.
  5. Выбрать те промежутки, которые удовлетворяют условию. Если в условии знак «>», то выбрать с «+», если в условии знак «<», то выбрать с «-».
  6. Записать ответ.

№1.   х(х-2)(х+4)>0.                                     №2.        <0

                                                                                 1.   у =

           1. y = х(х-2)(х+4).                                             2.  D(y): х-8

      2.  D(y)=R.                                                        3.  у=0, х=0,  х=3.

      3.  y=0    x=0, x=2 ,  x=-4.                                4.

     4         -         +          -         +                                         -         +         -           +

                     -4             0      2              х                                 -8           0      3               х

     5. у>0, х (-4;0)(2;).                                    5.    у<0,  х (-;-8)(0;3).                                    

Элементы комбинаторики.

  1. Перестановки – расположение всех данных элементов в определённом порядке. 

Например: а,в,с. Возможные варианты: авс, асв, вас, вса, сав, сва.                                                              Рn=n! = n (n-1) (n-2)…..1

2. Размещения – возможные варианты из n элементов по  k, взятых в определенном порядке.

                                 Например: а,в,с. Возможные варианты из 3 по 2: ав, ва, ас, са, вс, св.

Аnk = ;    ( k

3.Сочетания - возможные варианты из n элементов по  k, порядок расположения не важен.

                                 Например: а,в,с. Возможные варианты из 3 по 2:ав,ас,вс.

Сnk =  ,      ( k

   

 4.Вероятность события  равна  отношению числа благоприятных исходов к числу всех возможных.


Выделение квадрата двучлена.

.

ах2 + bх +с = a(х2 + m) + n.

1 .  Вынести общий множитель а за скобки.

     

       2х2 + 8х – 6 = 2(х2 +4х – 3)

2.    Выделить в скобке квадрат двучлена:  a2 + 2ab +b2 = (a + b)2

       

        2(х2 + 2х2 +4 -4 -3)=2( (х+2)2 – 7) = 2 (х+2)2 – 14.

          Т.к.    2 (х+2)2 > 0, то наименьшее значение равно (-14).

№1.    4 х2 – 2х + 12 = 4(х2 -х + 3) = 4(х2 -  2х + -  + 3) = 4( (х -)2 +2) =4 (х -)2 + 11.

           Наименьшее значение равно 11.

Свойства функции (по определению).

          У = .

1.   D(y):  х0.

2.   Е(у):  = 2 + ,    у(-;2)(2; ).

3.   нули:  у=0,    2х + 8 = 0,    х = -4.

4.   у>0   >0     2х + 8 >0 и х>0        или        2х + 8 < 0 и х< 0

                                  х >-4   и     х >0       или        х<-4   и     x< 0  

                                    х >0                                      х<-4  

                                   х (-;-4) (0; ).

       у<0   х(-4;0).

  1. х1    1      2                х1< х2 , но   у1 > у2, значит,  функция убывающая.

        х2    2      5

        у1    10    6

        у2     6     3,6  

6.     у(х) = .      у(-х) ==    у(х)  -у(х).

         Функция ни чётная, ни нечётная.

 

Справочные материалы

по алгебре,

 9 класс.

                                               Составитель:   учитель математики

                                                                        МБОУ лицея №3

                                                                        Съедина Л.Н.

                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочник по геометрии 7-9 класс

Цели и задачи создания справочника:•систематизировать материал по основным математическим понятиям и формулам школьного курса алгебры; •создать учащимся условия для беспроблемного решения многих...

Справочник по алгебре 7-9 класс

Математика — довольно интересная наука. Она дает нам средство для решения, казалось бы, настолько абстрактных задач, что представить их физическое решение затруднительно. Чего стоит кубический к...

Справочник по математике за 5 класс (по учебнику Виленкина Н. Я.)

Этот справочник пожет ученикам 5 класса, а также он будет полезен ученикам 6 класса, которые прийдут в школу после летних каникул.Для печати блокнота используйте бумагу формата А5, (разрезаный пополам...

справочник по химии для 8 класса

Учебник для учащихся, учителя , родителя. Набор презентаций по учебному курсу 8 класса...

Методические рекомендации по работе со справочником по математике. Справочник по математике (геометрия). 5 – 9 классы: для учащихся специальных (коррекц.) общеобразоват. шк. / А. Г. Саламатова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.

Методические рекомендации по работе со справочником: Справочник по математике (геометрия). 5 – 9 классы: для учащихся специальных (коррекц.) общеобразоват. шк. / А. Г. Саламатова. – М.: Гуманитар...

Мастер-класс "Проект на уроке биологии 8 класса "Справочник" при изучении темы "Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы"

В материале представлено описание проведения краткосрочного проекта "Справочник" на уроке биологии в 8 классе  при изучении темы "Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной...