План-конспект урока математики по теме "Среднее арифметическое", 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Веклич Наталия Владимировна

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний. Организация деятельности учащихся на уроке: самостоятельно выходят на проблему и решают её; самостоятельно определяют тему, цели урока; выводят определение и правило среднего арифметического; работают с текстом учебника; отвечают на вопросы; решают самостоятельно задачи; оценивают себя и друг друга; рефлектируют.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_kl.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Среднее арифметическое (5 класс), Веклич Н.В.

Цель:  дать понятие среднего арифметического;  тренировать алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел.

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных универсальных учебных действий – УУД):  

- научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое», «правило нахождения среднего арифметического»

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

- развивать умение обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная. 

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят определение и правило среднего арифметического;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал, мел, доска.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний:
  1. Организационный момент;
  2. Устный счёт;
  3. Постановка проблемной задачи;
  4. Формулирование темы и цели урока;
  1. Формирование новых знаний и способов действий:
  1. Самостоятельная, частично-поисковая деятельность учащихся с целью выдвижения гипотезы об алгоритме нахождения среднего арифметического;
  2. Доказательство выдвинутой гипотезы;
  3. Формулирование алгоритма нахождения среднего арифметического;
  4. Решение проблемной задачи;
  1. Применение знаний, формирование умений и навыков:
  1. Закрепление изученного;
  2. Самостоятельная работа;
  3. Рефлексия;
  4. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

(Слайд 2)

У каждого ученика есть «Карта успешности на уроке». На каждом этапе урока ученики самостоятельно выставляют в карту баллы за правильные ответы. Правильный ответ – 1 балл. Сидящий рядом за партой ученик следит за объективностью выставления баллов. В конце урока подводятся итоги и каждый ученик сам себе выставляет отметку.

Карта успешности на уроке

Ф.И учащегося

№ задания

Этап урока

Балл

1

Устный счёт

2

Решение задач №1, №2 - устно,

 №3 – с записью в тетради

3

Составление алгоритма нахождения СА

4

Решение задачи № 1502

5

Самостоятельная работа

Моя оценка

Каждый правильный ответ – 1 балл

(Слайд 3)    Устный счет    

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета. Для устного счета у вас на партах лежат карточки, результаты вычислений запишите в нижней строке. 
Карточки для устного счета.

1

2

3

4

5

6

7

8

6,7-2,3

5-0,4

3,08+0,2

1,24+0,06

36,6:6

4,5:5

0,2*9

25*0,4

(Слайд 4)

Проверка устного счета по готовым ответам

1

2

3

4

5

6

7

8

4,4

4,6

3,28

1,3

6,1

0,9

1,8

10

(Слайд 5)

Решение задач.
№1. Миша, Коля и Петя были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 и у Коли 6. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый мальчик?


№2.Игорь сорвал 8 яблок, а Маша 4. Сорванные яблоки дети поделили поровну. Сколько яблок досталось каждому?


№3. В школе 4 пятых класса. В 5 “А” 22 ученика, в 5 “Б” 26 учеников, в 5 “В” 24 ученика, в 5 “Г” 20 учеников. Сколько бы человек было в каждом классе, если детей разделить поровну? (Найдите среднее количество детей в шестых классах.)

Вопрос:

Похожи ли решения этих задач? Какое действие мы выполняли первым? Какое вторым? Почему мы сумму делили на 3, 2, 4? Ведь этих данных в задаче нет. Что обозначают эти числа? Составьте план решения таких задач.

1.Найти сумму всех слагаемых.
2.Разделить полученную сумму на количество слагаемых.

Ребята, прочитайте вопрос для последней задачи в скобках (Найдите среднее количество детей в шестых классах). Измените вопросы в первых двух задачах.

А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний» (Средняя температура, среднее образование, средняя цена, средняя заработная плата  и т.д.)

А что «среднее» в математике можно найти? (Среднее значение нескольких чисел).

Назовите тему урока (Среднее значение нескольких чисел).

Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел».

(Слайд 6)

Запишите тему урока.

Назовите цель нашего урока:

Узнать:

- что такое среднее арифметическое;

- как найти среднее арифметическое нескольких чисел;

- для чего применяется среднее арифметическое.

Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел?

Откройте учебник на стр.226, найдите определение «среднего арифметического», прочитайте. И расскажите его друг другу.

 («Среднее арифметическое - это частное суммы нескольких чисел на их количество»).

(Слайд 7)

Составьте алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.

Предлагаемые высказывания

Алгоритм

 «Найти сумму всех чисел»

 «Найти произведение всех чисел»

 «Найти количество слагаемых»

 «Умножить сумму чисел на их количество»

 «Разделить сумму чисел на их количество»

 

(Слайд 8) Ответ:

1. «Найти сумму всех чисел»

2.  «Найти количество слагаемых»

3. «Разделить сумму чисел на их количество»

(Слайд 9)

Давайте сейчас кратко запишем правило нахождения среднего арифметического:


Ср. ар. = (сумма слагаемых) :  (количество слагаемых)

Решим № 1502, стр. 227 учебника.  

(Все решают в тетрадях, один ученик на доске; ответ  46, 8 : 9 = 5,3)

Ребята, а вы знаете,  что  фигуристка добилась хорошего результата в соревнованиях не случайно – она каждое утро делала зарядку. Давайте и мы немного позанимаемся физкультурой.

(Слайд 10)

Динамическая пауза

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Ручками колен коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали

И на месте побежали.

(Слайд 11)

Ещё немного отдохнём. Включите свою смекалку, чувство юмора и сообразительность и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов или существ.

Итак, начнём: Найдите среднее арифметическое:

  1. Печенья и торта (Пирожное) 
  2. Велосипеда и мотоцикла (Мопед)
  3. Куколки и бабочки (Гусеница)
  4. Пианино и баяна (Аккордеон)
  5. Женщины и рыбы (Русалка)
  6. Мужчины и коня. (Кентавр)

Ребята, Кентавр – это мифическое существо, подробнее узнать о котором я предлагаю вам самостоятельно из энциклопедии или википедии.

№1496, стр. 227.

Ребята, давайте устно найдем среднее арифметическое чисел 2 и 10 и с помощью координатного луча постараемся объяснить, что такое среднее арифметическое:

- Сколько единичных отрезков от 2 до 6, а от 6 до 10?

- Какой вывод можно сделать? (Точка, обозначающая среднее арифметическое, находится на одинаковом расстоянии от этих двух чисел).

(Слайд 12)

Самостоятельная работа.

 Работа состоит из трёх уровней сложности, и чтобы получить наивысший балл необходимо решить задания всех уровней.

Задание

Ответ

1


Найдите среднее арифметическое чисел:

1,54;  3,12;  4,18;  0,48

2



Найдите среднее арифметическое чисел:

32,15;  31,28;  29,16;  34,54 и округлите ответ до сотых

3


В летний лагерь детей отправляли на 6 одинаковых автобусах. В автобусах оказалось 29, 41, 28, 22, 27 и 33 человека. Можно ли было отъезжающих разместить в автобусах поровну? 


Баллы

(Слайд 13)

Проверка самостоятельной работы по готовым ответам:

Проверку самостоятельной работы и выставление оценок ребята осуществляют в парах (друг другу).

№1

2,33

№2

31,78

№3

ДА (по 30 человек)

Дополнительное задание: стр. 227, № 1497

а) (70,6+71,3):2=141,9:2=70,95

б) (0,1+0,2+0,3):3=0,6:3=0,2

в) (1,11+1,12+1,19+1,48):4=4,9:4=1,225

г) (7,381+5,004+6,118+8,019+7,815+5,863):6=40,2:6=6,7

Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».

(Слайд 14)

Подведение итогов урока.

Рефлексия:

- Что нового узнали на уроке?

- Что называется средним арифметическим нескольких чисел?

- Как найти среднее арифметическое 10 чисел?

- Что понравилось или не понравилось на уроке?

Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке  будем решать более сложные задачи, узнаем, как находить среднюю скорость, среднюю урожайность.

 (Слайд 15)

  Этап оценивания знаний учащихся  

Притча.  Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: « Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день  возил проклятые камни. У второго  мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: « А я добросовестно  выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: « А я принимал участие в строительстве храма!»

(Слайд 16)

Ребята! Давайте мы попробуем с вами  оценить каждый свою работу за урок.

В течение урока вы работали в картах успешности. Оцените себя. Сосчитайте количество набранных вами баллов.  Поставьте себе оценку в соответствие с критериями:

за 16 баллов – «5», за 11 - 15  баллов – «4», за 10 - 7 баллов – «3», а если какой-то ученик плохо разобрался в теме урока и набрал меньшее количество баллов, то в графе моя оценка он пишет «ПОМОЩЬ!».

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

(Слайд 17)

Домашнее задание:

Чтобы вам было проще на следующем уроке разобраться в условиях задач, прочитайте п.38  на  стр.226  и выполните №1524, 1534 (а) на стр. 230.

Творческое задание: вычислите средний рост всех  членов семьи.

СПАСИБО ЗА УРОК!!!

  3

    4

  5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс

Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока:  Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...

План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"

Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены  цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"

Тема интересная.  У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...