Конспект урока математики в 5 классе по теме "Развертки" УМК Г.В.Дорофеев
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

В работе используется  программа составленная на основе примерных программ по математике 5-6 класс (М: Просвещение, 2008) и материалам авторского учебно-методического комплекта по математике для 5 класса под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина: Москва, «Просвещение», 2006. Количество часов по учебному плану в неделю-5 часов, в год -170 часов. Разработанный урок является вторым в изучении данной темы. Урок  построен так, что учащиеся закрепляют изучение многогранников, учатся самостоятельно, в простейших случаях развертки, строить пространственные тела. Содержание урока подчинено достижению следующих результатов: находить объем параллелепипеда, сворачивать из развертки многогранник, определять его вид, подсчитывать количество вершин, граней, ребер, строить развертки пространственных тел; развивать внимание, пространственное мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать,  развивать творческие способности учащихся, самостоятельность,  развивать интерес к предмету; воспитать аккуратность, потребность к самообразованию, умение организовать свою работу и поэтапное её выполнение, воспитать формирование адекватной самооценки, трудолюбие.

На своих уроках я успешно использую информационно - коммуникационные технологии, что позволяет создать условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся.  Проведение физкультпаузы наиболее целесообразно, когда появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Процесс обучения становится  интересным, увлекательным, ярким и разнообразным, так как современный урок  сегодня  это не только деятельность учителя, т.е.  форма обучения, но и деятельность ученика, т.е.  форма учения. На уроке используется презентация, музыкальное сопровождение в рефлексии учебной деятельности. Считаю свой урок универсальным: анализ деятельности производился с помощью самоконтроля и самооценки каждого этапа урока, рефлексии и выставления оценки за урок. Домашнее задание  является   творческим   продолжением  урока:  переход от общего  к частному, от видения  проблем к их решению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока82 КБ
Microsoft Office document icon приложение31 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Краснова Надежда Николаевна, учитель математики МОБУ СОШ № 1 г. Кореновска

Предмет: Математика

Класс: 5

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Технологическая карта изучения темы «Развертки»

Тема

Развертки

Цели

Образовательные: учащиеся должны:

 знать:    понятия геометрические фигуры, геометрические тела, многогранники, знать и показывать элементы многогранников, формулу объема параллелепипеда, развертки;

 уметь: распознавать многогранники на рисунках и моделях, находить объем параллелепипеда, сворачивать из развертки многогранник, определять его вид, подсчитывать количество вершин, граней, ребер, строить развертки пространственных тел.

 Развивающие:  развивать внимание, пространственное мышление,

воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности учащихся, навыков самостоятельной  работы,  поддержание интереса к предмету.

Воспитательные:   воспитание аккуратности, культуры общения, воспитание потребности к самообразованию, умение организовать свою работу и поэтапное её выполнение, формирование адекватной самооценки, воспитание трудолюбия, интереса к предмету при помощи интересного геометрического и наглядного материала.

Формировать УУД:

-Личностные: потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; готовности к самообразованию и самовоспитанию; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

- Коммуникативные:  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; работать в паре — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

- Познавательные: реализация проектно-исследовательской деятельности;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; давать определение понятиям.

Планируемый результат

Предметные: распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды; строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда; углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах; научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Личностные: уметь самовыражаться и самореализовываться; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. (Регулятивные УУД)

Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; работать в паре — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. (Коммуникативные УУД)

Уметь реализовать  проектно-исследовательскую деятельность;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; давать определение понятиям.

Основные понятия

Развертки, геометрические фигуры, геометрические тела, многогранники, ребра, вершины, грани, параллелепипед, объем параллелепипеда.

Межпредметные связи

Математика

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник “Математика 5” под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, стр.255-258.

Рабочая тетрадь по математике для 5 класса, часть вторая, под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, стр. 60-62.

Мультимедийная презентация к уроку, выполненная в Microsoft Power Point, режим интерактивной доски NTERWRAITETM,тетради, оценочные листы, задания с использованием интерактивной доски, развертки геометрических тел, клей, ножницы, карандаши, карточки с дополнительными заданиями.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

Предметные

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Приветствуют учителя.

Слушают.

Записывают в тетрадях дату и тему урока.      

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.



Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и название шагов учебной деятельности.


Показывает данный этап на слайде.

-Добрый день. Наш урок сегодня  необычный. Мы совершим  путешествие в страну  «Развертки». слайд№1                                                                                   

-Во время путешествия повторим тему «Многогранники, объемы многогранников» и закрепим тему «Развертки». слайд№2,3                                                                                 

-Путешествовать будем на корабле. слайд№4                                                                                   

И вы теперь непросто пятиклассники, вы путешественники.

Для этого заполните документы.

(В тетрадях дата, тема урока.)  

Уметь придерживаться правил поведения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: ставить перед собой цели и задачи с помощью учителя. (Познавательные УУД.)

Уметь слушать учителя. (Коммуникативные УУД)

2.Актуализация знаний. (8 мин.)

Цели:

-организовать актуализацию устного счета;

-организовать у учащихся внимание и самоконтроль;

-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Смотрят на доску. Устно, по цепочке,  выполняют арифметические действия.

Производят самоконтроль.

Ставит цель перед учащимися.

Показывает данный этап на слайде.

Контролирует правильность выполнения.

Проверка пассажиров на готовность к путешествию.  Идёт предстартовый отсчет времени, а у нас математическая разминка. слайд№5

 



 

-Молодцы, вы справились с этой задачей. И теперь- пуск! Поплыли! слайд№4, с анимацией                                                                                                         

Уметь быстро и правильно вычислять.

Уметь контролировать последовательность действий. (Регулятивные УУД)

Уметь производить арифметические действия. (Познавательные УУД.)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД)

3.Теоретическое обоснование многогранников. (8 мин.)

Цели:

-организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- организовать проверку знаний по изученной теме «Многогранники»

- закрепить, на основе повторения теории, тему «Развертки»;

-организовать у учащихся внимание и самоконтроль;

-организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.

Слушают учителя.

Работают с интерактивной доской.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Выявляют места затруднений, исправляют с помощью учителя ошибки.

Показывает данный этап на слайде.

Организует теоретическое обоснование многогранников в соответствии с планом.

Организует диалог. Контролирует правильность ответов.

Организует усвоение и закрепление учениками темы «Развертки».

-Ребята, на нашем пути появляется айсберг и чтобы его преодолеть мы должны ответить на вопросы. слайд№6 (Задания на слайдах №7,8. Идет фронтальный и индивидуальный опрос, устная или непосредственная работа с интерактивной доской).

-Молодцы, ребята, справились с этой трудностью. Айсберг разбит и мы можем смело путешествовать дальше.

слайд№9

-И на нашем пути ,на горизонте, появляется страна под названием «Развертки». Давайте с вами остановимся в этой стране и познакомимся с ней поближе. Наша цель, изучить страну «Развертки». Все пассажиры работают дружно, отвечают на вопросы.

-А теперь посмотрите внимательно на рисунок. слайд№10

Что здесь изображено? (Ответы детей: куб, развертка куба.) Как вы можете объяснить, что такое развертка? (Дети высказывают свое мнение.)

А как можно из развертки сделать многогранник? (Согнуть по линиям сгиба, оставить полоски для склеивания, склеить многогранник.)

Уметь правильно излагать свои мысли.

Уметь решать простейшие геометрические задачи.

Иметь наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида.

Уметь высказывать свое предположение; контролировать последовательность действий.  (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать других. (Коммуникативные УУД)

Уметь добывать новые знания; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД.)

4.Физкультминутка. (1 мин.)

Цели:

- снять напряжение,

- настроить учащихся  на практическую работу.

Под руководством учителя выполняют физические упражнения.

Следят за изображением на доске.

Организует проведение физкультминутки.

Показывает данный этап на слайде.

-Ребята, во время путешествия вы засиделись, нужна разминка. Встали, подняли руки вверх, за голову, локти в сторону, выровняли спину, опустили руки. Сделали 3–4 поворота головы в одну и другую сторону. Упражнение для спины и плечевого сустава. Руки к плечам, локти в сторону, лопатки сдвинуть, спину выровнять и сделать 3–4 круговых движения в одну и другую сторону. Сели. Упражнение для глаз. Поднять глаза на доску, затем на тетрадь и так 3–4 раза. слайд№11.

Уметь придерживаться правил поведения на уроке. (Коммуникативные УУД)

Уметь контролировать последовательность действий. (Регулятивные УУД)

3.Закрепление темы «Развертки». (8 мин.)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельную работу с учебником;

- организовать самопроверку и самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют самостоятельно задания в тетради, у доски.

Выполняют самопроверку.

Ведут контроль за доской.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину; исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму, выставляют баллы.

Показывает данный этап на слайде.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы  в тетрадях, у доски.

Организует выявление места и причины затруднений; работу над ошибками.

Организует самооценку учебной деятельности..


-А теперь давайте проверим на сколько хорошо вы изучили страну «Развертки».

В тетрадях, самостоятельно, выполнить задания по учебнику: № 1182, 1183. (Учащиеся читают задание, дается время на выполнение, затем на доске, 2 учащихся, показывают решение.) (Другие два ученика, при помощи маркера, выполняют задания на интерактивной доске. слайд№12.)

-Давайте подведем итоги нашего исследования. (В соответствии с критериями учащиеся выставляют баллы .)

слайд№13.

Уметь решать и оформлять задания на тему: «Развертки»

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.  (Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные  УУД)

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативные УУД)

3.Практическая работа. (10 мин.)

Цели:

- организовать самостоятельное выполнение учащимися построения простейших разверток пространственных тел;

- организовать самопроверку и самооценку;

- организовать работу в парах;

- развить пространственное мышление,

воображение, творческие способности учащихся;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, культуру общения, потребность к самообразованию, умение организовать свою работу и поэтапное её выполнение, интерес к предмету при помощи интересного геометрического и наглядного материала.


Слушают. Записывают.

В парах выполняют построение многогранников из готовых разверток.

Выкладывают стену пожеланий из получившихся пространственных тел.

Выполняют самооценку по алгоритму, выставляют баллы.

Показывает данный этап на слайде.

Объясняет домашнее задание.

Объясняет  задания для практической работы.

Организует выполнение учащимися построения многогранников. Организует самооценку учебной деятельности.

-Прежде чем мы будем выполнять следующее задание, давайте запишем домашнее задание. слайд№14. (Прочитать в учебнике и разобрать п. 10.5. Напишите рассказ, сделайте рисунок на тему: «Какой мне  видится душа геометрических тел, их характер»)

-А теперь, прежде чем покинуть страну «Развертки», давайте построим для нее стену

из кирпичей.  На каждом многограннике вы напишите ценности, на которых строятся отношения в вашем классе (традиции, патриотизм, любовь, доброта, понимание, забота, обязанность, ответственность, милосердие, верность, долг, дружба, взаимовыручка, вежливость, порядок). - Каждая парта (работа происходит в парах) получает развертку многогранника. Вам необходимо склеить геометрическое тело и на одной из его граней написать ценности.

(Группа, которая справилась с заданием быстрее всех, получает дополнительное задание на карточке, оценивающееся в 1 балл.)

- Кто из вас хотел бы жить в таком доме?

От каждого из вас зависит порядок и благополучие в вашем классе, школе, городе, родном крае, во всем мире.

- А сейчас подведем итоги. слайд№15. (В соответствии с критериями учащиеся выставляют баллы.)


Уметь в простейших случаях развертки строить пространственные тела.

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме; уметь работать в парах. (Коммуникативные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Способствовать развитию пространственного мышления,

воображения, творческих способностей учащихся.

Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, культуры общения, потребности  к самообразованию. (Личностные  УУД)


3.Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.)

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Слушают учителя.

Мысленно отвечают на вопросы.

Благодарят друг друга за урок.

Показывает данный этап на слайде.

Организует рефлексию.

Благодарит за урок.

-Вся команда собралась на корабле.  

-Плывем обратно!?                                -Мы покидаем страну «Развертки», и вот мы дома.

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

-Ребят! Возьмитесь все за руки. 

-Закройте глаза.  слайд№16.                           - Слушайте музыку. Успокойтесь.

Вспомните, что вам больше всего понравилось на уроке. Улыбнитесь. Откройте глаза. Скажите «Спасибо» друг другу за урок.                    

 -Спасибо за урок!                        

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные  УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.  (Регулятивные УУД)



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА №1

  1. Используя развертку куба, найдите площадь поверхности соответствующего куба  с ребром 6 см?

  1. Где должны располагаться на развертках куба буквы Г и Р ?

        

        

КАРТОЧКА №2

  1. Используя развертку куба, найдите площадь поверхности соответствующего куба  с ребром 8 см?

  1. Где должны располагаться на развертках куба буквы Г и Р ?

        

А

А

А

Р

Г

А

А

А

Р

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений

Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложенийУчебник  Дорофеева и Петерсон "Математика,5"Программа "Школа 2000"...

Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.

Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....

Конспект урока математики 6 класс

Тема урока "Понятие координатной плоскости"...

Конспект урока математики 1 класс

Тема: Числа 6, 7. Написание цифры 6....

Конспект урока математики 0 класс

Числа 1 – 5 . Закрепление....

Конспект урока математики 5 класс (УМК Г.В. Дорофеев). Тема "Нахождение части от целого и целого по его части"

Представленный конспект урока содержит задания, ориентированные на формирование патриотического воспитания. Каждая задача содержит данные о Великой Отечественной войне. Материал можно использовать для...