Материалы областного Интернет- семинара "Электронные образовательные ресурсы как средство визуализации содержания урока математики"
статья по алгебре по теме

Сорокина Нина Александровна

Споры о необходимости использования электронных образовательных ресурсов - пусты. На современном этапе использование ЭОР- необходимость. Только таким образом обучение станет полным и ярким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Электронные образовательные ресурсы как средство визуализации содержания урока математики .

 Учитель математики

 МОУ «Насоновская СОШ»

Валуйского района Белгородской области

Н.А.Сорокина

      Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Именно принцип наглядности в образовании раскрывает смысл сказанного .  

       Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Это золотое правило дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский.

     Действительно, только благодаря методически  грамотному применению  наглядности, уроки становятся яркими, запоминающимися, нестандартными; несут новые ощущения и знания обучающимся.  Давно известно, что создание положительных эмоций у школьников – мощный инструмент их обучения и воспитания. 

      Поэтому,  с целью создания позитивного психологического настроя на уроке, дифференциации и индивидуализации процесса обучения, практически на каждом уроке  математики возможно применение разнообразных видов наглядности. Наглядность можно классифицировать следующим образом: изобразительная (рисунки, фотопортреты, фотографии и т.д.) и условно-графическая (таблицы, схемы, блок-схемы, чертежи, графики, диаграммы, карты и картосхемы и т.д.), а также современные электронные образовательные ресурсы (аудио- и видеофрагменты, анимация, презентация и др.).

    Рассмотрим, что представляют собой электронные образовательные ресурсы и каким образом они способствуют повышению эффективности урока.

     Электронными образовательными ресурсами (ЭОР)  называют такие учебные материалы,  для воспроизведения которых используются электронные устройства. К  ЭОР можно отнести учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или  CD-плеера. Но современное общество не стоит на месте и наиболее современные и эффективные для образовательного процесса  ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

     Рассмотрим систему  основных дидактических функций ЭОР в преподавании математики:

  1. Выполнение упражнений, когда учащимся предлагаются ранжированные по трудности задания ( интерактивное и online тестирование)
  2. Интерактивная  доска, использование мультимедиа – проектора на уроках математики (презентация нового материала, решение кроссворда)
  3. Моделирование (создание геометрических фигур, тел вращения, графиков функций и т.д.)
  4. Исследование, когда из числа предлагаемых вариантов ученик выбирает, аргументируя, собственное решение ( работа с моделью графика функции, изменение свойств функции, наблюдение за графиком) .

Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:

- при актуализации ранее изученного (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);

- при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);

- при первичном закреплении (быстрый контроль результатов);

- при обобщении изученного материала (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);

- при организации исследовательской деятельности учащихся ( презентация полученных результатов).

     Компьютер на уроке математики может применяться в демонстрационном, индивидуальном и в дистанционном режиме:

1. Использование компьютера в демонстрационном режиме:

  1. при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор приводятся   различные задания;
  2. при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал;
  3. при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор;
  4. при работе над ошибками и т.д.

2. Использование компьютера в индивидуальном режиме:

  1. при тренировке;
  2. при отработке ЗУН;
  3. при контроле и т.д.

3. Использование компьютера в дистанционном режиме:

  1. в исследовательской деятельности;
  2. в проектной деятельности учащихся;

    Из практики известно, как трудно даются   уроки стереометрии с старшем звене, так как у большинства ребят не сформировано пространственное воображение, они «не видят» свойства геометрических пространственных фигур. На данном этапе, именно на первых уроках оказывает неоценимую помощь ЭОР , обучающая программа по геометрии: «Стереометрия. Открытая математика» (Физикон).  Эта программа способствует визуализации пространственных фигур, по которым можно определить свойства фигуры. Даёт видение фигур как геометрических объектов, служит некоторой моделью, которую можно перемещать в пространстве, наблюдая взаимосвязь всех элементов, из которых состоит данное геометрическое тело. Формальные понятия и конструкции геометрии наполняются фактическим и наглядным содержанием.    

        Итак, современный этап развития  системы образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс ЭОР. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности как для учителя, так и для учащегося. ЭОР находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом. Навыки пользователя ПК и рынок обучающих программ, мультимедийных справочников, Интернет открывают большие возможности самообразования. Использование на уроках мультимедийного проектора поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании мультимедийного проектора на уроках информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает познавательный интерес школьников и эффективность усвоения материала интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные информационно-образовательные ресурсы как средство изучения математики

Данный урок предназначен для учителей математики 5 - 7 классов. Материал его может быть использован как на математическом кружке, так и во внеклассных мероприятиях....

Статья на тему: "ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ"

Материал доклада на Всероссийской научно-практической конференции о значимомсти внедрения  электронных образовательных технологий и ресурсов, как "ускорителя" передачи профессиональных знаний, личност...

Цифровые образовательные ресурсы как средство визуализации на уроках математики

В настоящее время многие школы оснащены интерактивными досками, мобильными компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование современн...

Областная выставка "Электронные образовательные ресурсы"

ПМ.02 Продажа продовольственных товаров...

Электронные информационно-образовательные ресурсы как средство изучения математики

В данной статье говориться о важности применения ЭОР при изучении математики....

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

Показать учащимся и их родителям, как можно использовать компьютер в процессе обучения, и что этот процесс не менее увлекателен, как и игровой....

СТАТЬЯ "ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ"

Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учитель организует познавательно – учебную деятельность обучающегося таким образом, что ученик, опираясь на свои потенциальные возможности...