Математика: 5-6-е классы
презентация к уроку по алгебре (6 класс) на тему

Представлены материалы для работы в 5-6х классах. Урок-презентация трех типов задач на части и математическая викторина, которую можно проводить как урок-игра или на неделе математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Задачи на части.

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Решение задач.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Перекрестная проверка, оценки, домашнее задание.
  1. В задачах на части можно выделить три типа:

а) найти часть ( какую часть … ),

б) найти часть от целого,

в) найти целое по части.

Мы рассмотрим два типа задач: найти часть и найти часть от целого.

Пример: Пирог разделили на 8 кусков (частей), Коля съел 2 куска. Какую часть пирога съел Коля? Какую часть пирог составляет от того, что съел Коля?

Коля съел 2 куска из 8, т.е. пирога. 8 в знаменателе –  сколько всего кусков было,  в числителе –  сколько он съел. Ответ: .

 Пирог – 8 кусков, Коля съел 2 куска. Пирог составляет частей того, что съел Коля. Другими словами: пирог в 4 раза больше того, что съел Коля. Ответ:  или 4.

 В первом типе пишем дробь: .

Краткая запись задач первого типа звучит так:

Найти  какую часть:

а) 3 составляет от 12, б) 5 составляет от  10, в) 16 составляет от 4, г) 7 составляет от 6.

 Во втором типе нам известно целое ( в граммах, в метрах и т.д.) и часть, которую взяли. Надо найти ( в граммах, в метрах и т.д. ) сколько взяли.

Пример: Пирог весом 2кг разделили на 8 кусков (частей), Коля съел 2 куска. Сколько граммов пирога съел Коля? Почувствуйте разницу.

Решение:    Ответ: 500 гр. пирога съел Коля.

Надо число, которое выражает целое, разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби. Что показывает знаменатель дроби и числитель дроби?  

3.    Задача №1 В классе 10 девочек и 15 мальчиков. Найти какую часть  девочки составляют а)от мальчиков б) от всего класса. Какую часть мальчики составляют а) от девочек, б) от всего класса.

Задача №2 У Миши было 8 конфет. Он съел часть конфет. Сколько конфет он съел? Сколько конфет у него осталось?

Задача №3  На столе лежат 3 яблока и 9 апельсинов. Найти какую часть яблоки составляют а) от апельсинов, б) от всех фруктов. Найти какую часть апельсины составляют а) от яблок, б) от всех фруктов?

Задача №4 Туристы наметили пройти путь в 15 км. До привала они прошли  части пути. Какой путь прошли туристы до привала? Какой путь им осталось пройти?

4.     Самостоятельная работа.

1. Дыню разрезали на 10 кусков (частей). Аня съела 2 куска, Ваня 3 куска. Какую часть дыни

съела Аня?                                                                  |                        съел Ваня?

 2. В книге 120 страниц. Аня прочитала  книга, Ваня прочитал книги. Сколько страниц

прочитала Аня?                                                        |                    прочитал Ваня?        

3.  Аня делала уроки 2 часа, а Ваня  часть суток.

Какую часть суток делала уроки Аня?                 |               Сколько часов делал уроки Ваня?

5.   Ответы:

1)                                                                                                     1)    

2)       48 страниц                                                                                 2)     45 страниц

3)                                                                                                      3)    2 часа.

Д/з:  § 5 №926, №927, №928


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Координатор праздника Учитель математики Пескова Т.А Математическая игра для 6-х классов

Слайд 2

Гонка за лидером Гонка за лидером

Слайд 3

Правила Ответы принимаются только в письменном виде. Сложные задания комментирует команда, которая первая дала правильный ответ. За грамотное объяснение начисляется еще балл. Время на решение каждого вида ограничено.

Слайд 4

По минуте на задачу. Всего 9 минут. Игра начинается

Слайд 6

Пингвин. По выходным пингвин любит летать на южный полюс и обратно. Путь туда составляет 1 час 20 минут, а когда наш путешественник возвращается домой на Север, он управляется всего за 80 минут. Может ли такое быть?

Слайд 7

Крепость. Город был основан 8 веков назад. Строительство крепости в городе продолжалось пятую часть его существования. Сколько лет строилась крепость?

Слайд 8

Страны. Четыре страны имеют форму треугольников. Нарисуйте, как они расположены друг относительно друга, если у каждой из них есть общие границы с тремя другими.

Слайд 9

Простаквашино. В 12 часов дня из села Простаквашино выехал почтальон Печкин со скоростью 12 км/ч. Через час Шарик заметил, что Печкин забыл в Простаквашино свою почтовую сумку. Он схватил сумку и бросился вдогонку. В 17 часов он догнал Печкина. С какой скоростью бежал Шарик?

Слайд 10

Кузнечик Кузнечик прыгает большими и малыми прыжками. Большой = 12 см. малый = 7 см. Покажите как ему попасть из точки А в точку Б, если расстояние между ними = 3см.

Слайд 11

Во время прилива. Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками равно 30 см. Самая нижняя касается воды. Океан сейчас спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду каждый час на 15 см. Через сколько времени вода дойдет до третей ступеньки.

Слайд 12

Кто за кем? Митя, Сережа, Толя, Юра и Костя пришли в музей до открытия и встали в очередь. Если бы Митя встал посередине очереди, он стоял бы между Сережей и Костей, а если бы Митя встал в конце очереди, то рядом с ним стоял бы Юра, но Митя встал впереди своих товарищей. Кто за кем стоит, назови.

Слайд 13

Москва – Тула. В полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе что и автобус. Когда автобус и велосипедист встретятся, кто из них будет дальше от Москвы.

Слайд 14

Вчера – сегодня. Если для вчера завтра был четверг, то какой день будет вчера для послезавтра?

Слайд 15

2 минуты на задачу. Всего 12 минут. Школьная тема

Слайд 16

К доске! Все домой! Звонок раздался! На доске пример остался. Залетели в класс синицы И склевали единицы. Залетели сойки И склевали двойки. Залетели воробьи- И не стало цифры три. Сообщить прошу в ответе, Где стояли цифры эти? . 4 . . + . 7 4 5 6 . 9 8 ------------ 9 4 6 6

Слайд 17

Числа. Напишите с правой стороны чисел новые, пользуясь правилом, при котором каждое число заменяется следующим образом: ставим цифру 1 вместо самой большой цифры в нём, 2—над меньшей и т.д. Например: 5487-3412. 6427- 49713- 578614- 5392- 23658- 673518-

Слайд 18

Сумма чисел Найдите в каждом ряду 3 числа, в сумме дающие число, которое находится справа. А). 11, 3, 7, 4, 5, 17. 23 Б). 9, 3, 11, 7, 1, 12, 5, 4. 9 В). 6, 3, 5, 7, 12, 2, 1. 15

Слайд 19

Задуманное число Если задуманное число умножить на 5 и от полученного результата отнять 1, потом полученную сумму увеличить в 6 раз и к результату прибавить 3 то получиться число которое в 4 раза больше числа 14. Найдите задуманное число.

Слайд 20

Четвёрки. Напишите числа от 1до 9 с помощью четырех четверок, вставляя между ними, если это необходимо, знаки арифметических действий и скобки . 4 4 4 4 = 1 4 4 4 4 = 6 4 4 4 4 = 2 4 4 4 4 = 7 4 4 4 4 = 3 4 4 4 4 = 8 4 4 4 4 = 4 4 4 4 4 = 9 4 4 4 4 = 5

Слайд 21

Сравните! Что больше: тысяча миллионов или миллион тысяч?

Слайд 23

2 минуты на задачу. Всего 16 минут. Покупки

Слайд 24

Задача для фермера. (Выездная сессия, 1 человек от команды.) По контракту фермер обязался доставить магазину молоко точно к 11 часам утра. Если машина едет со скоростью 30 км/ч, то фермер прибудет в 10 часов утра, а если со скоростью 20км/ч , то в 12 часов . Как далеко от фермы магазин?

Слайд 25

Автомат Калашникова. Автомат Калашникова с обычным прикладом стоит 6000 рублей, а со складным прикладом - на 2% больше. Сколько стоит автомат со складным прикладом?

Слайд 26

Шампиньоны. Задачка для гурманов ׃ У одного крестьянина было 23 шампиньона на продажу. Друг за другом к нему пришли 3 покупателя, каждый из которых купил половину товара и еще полгриба. Сколько шампиньонов осталось у продавца.

Слайд 27

Семь монет. В коробке 25 монет 4 видов: копеечные, двухкопеечные, трехкопеечные, пятикопеечные. Есть ли среди них 7 одинаковых?

Слайд 28

Ульи. (Выездная сессия, 1 человек от команды.) У дачника было 3 улья. С первого он получил 24 кг мёда, со второго—на 6 кг меньше, а с третьего— половину того, что собрал с первых двух ульев вместе. Весь мёд он разложил поровну в 18 банок. По сколько кг. мёда получилось в каждой банке?

Слайд 29

Мороженое Для покупки порции мороженного у Пети не хватило 7 рублей а у Маши 1 рубля. Тогда они сложили имевшиеся деньги, но у них так и не хватило на покупку одной порции мороженого. Сколько стоит одна порция мороженого?

Слайд 30

Подарки. Во время поездки в США Коля купил для своих друзей несколько одинаковых сувениров и заплатил за них 81 цент. Сколько сувениров купил Коля, если цена 1 сувенира больше 1 цента?

Слайд 31

Участок. Семейство купило дачный участок 25 ар. Как, не измеряя узнать какой длины забор надо ставить, если участок квадратный?

Слайд 32

1 минут а на задачу. Всего 12 минут.

Слайд 33

Козлы. (выездная сессия, 1 человек от команды) На прямоугольном поле брани, длина одной стороны которого-120 метров, а длина другой 50 метров, стоят наши враги. Враги занимают четвертую часть площади поля брани, а наши занимают 1300м2 . На остальной площади поля брани пасутся козлы- по 3 козла на каждые 5м2. Сколько козлов пасется на поле брани.

Слайд 34

Комната. В квартире было три комнаты. Из одной комнаты с помощью перегородки сделали две. Сколько комнат теперь в квартире?

Слайд 35

Сколько уток? Летели утки ׃ одна впереди, одна позади, три в ряд и одна посередине. Сколько уток летело?

Слайд 36

Джинсы. Всего джинсы стоят 110 рублей. Одна штанина дороже другой на 100 рублей. Сколько стоит каждая?

Слайд 37

Который час? Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?

Слайд 38

Сколько лет сыну? -Сколько лет твоему сыну? - спросил один человек у своего приятеля. -Если к возрасту моего сына прибавить столько же, да еще половину, то будет 10 лет. Сколько лет сыну?

Слайд 39

Кувшин , бутылка , стакан , чашка . (выездная сессия, 1 человек от команды) Кувшин = бутылка + стакан; Бутылка = чашка +2 стакана; Кувшин = 2 чашки + стакан; Бутылка = сколько чашек?

Слайд 40

Отец и сын Когда отцу было 27 лет, сыну было только три года, а сейчас сыну в 3 раза меньше лет чем отцу. Сколько лет сейчас каждому из них?

Слайд 41

Сколько деталей? В токарном цеху завода вытачиваются детали из свинцовых заготовок. Стружку, которая получается при выделке 6 деталей, можно переплавить и сделать еще одну заготовку. Сколько деталей может получиться, таким образом, из 36 заготовок ?

Слайд 42

Таблетки. Доктор прописал Васе 10 таблеток и велел принимать каждый час по одной. На сколько их хватит, если первую он принял в десять часов утра?

Слайд 43

Сколько их? У мальчика столько же сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в этой семье было сестер и братьев?

Слайд 44

Сколько птиц? Один петух может разбудить пять человек, сколько петухов понадобиться, чтобы разбудить пятнадцать человек

Слайд 45

Используемая литература. 1) В.Волина- « Веселая математика » . 2) Григорий Остер «Весёлый задачник»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение УМК «Сферы» «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» при обучении математики в 5 классе

Применение УМК  «Сферы» «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» при обучении математики в 5 классе в рамках  реализации Федеральных государственных образовательных стандартов...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Внеурочное занятие по математике для 8-9 классов.Викторина-игра по математике для 8-9 классов

Викторина-игра для использования во внеурочной деятельности, на неделе  математики....

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...