Урок в 5 классе по теме "Среднее арифметическое" по учебнику Виленкина Н.Я., в соответствии с ФГОС ООО.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Верхова Елена Леонидовна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Первый урок из предусмотренных пяти в данной теме "Среднее арифметическое - урок изучения нового материала. Рассматриваются этапы урока: организационный, актуализация знаний, целеполагание и мотивация, изучение нового материала, физкультминутка, первичное закрепление и осмысление, самостоятельная работа, подведение итогов, домашнее задание, рефлексия. К уроку прилагается электронное сопровождение - презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Верхова Елена Леонидовна

Место работы: МБОУ «СОШ № 12» г. Астрахани

Предмет: математика

Класс: 5

Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.,  «Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, изд. «Мнемозина»,  2009 год.

Тема урока: «Среднее арифметическое» (первый урок из пяти по данной теме)

Тип урока: Урок изучения нового материала

Целевые установки на достижение результата:

- личностные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении задач; проявлять инициативу, находчивость, активность; контролировать процесс и результат обучения.

- метапредметные: видеть математическую задачу на среднее арифметическое в повседневной  жизни; понимать и использовать схемы для иллюстрации условий задач; получит возможность принимать выдвинутую гипотезу, соглашаться или не соглашаться с ней. 

- предметные: изучить новое понятие «среднее арифметическое нескольких чисел»; уметь находить среднее арифметическое нескольких чисел, используя правило;  углубить и расширить свои представления о десятичных дробях и сфере их применения.

Формы организации работы: Фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование: Учебники по математике, проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, компьютер.

Электронное сопровождение:  https://docs.google.com/file/d/0ByAoz6EjScj_UzBRQUVwNWJwTjA/edit?usp=sharing

                               Структура и ход урока (вариант 2)

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планиᵧруемых результатов

УУД

I.Организацион -ный этап


2'

 Просматривают (кто – то из детей читает вслух) слайд2 .

Включаются в деловой ритм урока.

 Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


 -Посмотрите. Всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

 

Взгляните на экран (слайд 2):

Слова Я.А.Коменского

 будут девизом нашего урока. (дети читают вслух).

















Слайд 2:

«Считайте несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию»

Я.А. Коменский.

 Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог


Личностные:

Самоопределение смыслообразование

         

II.Актуализация опорных знаний


5'

 Выполняют задания из презентации.

Слайды 3 – 6.

 -Новые знания трудно добывать, не используя старые.

-Устный счёт (слайд 3).


1.Прочитайте дроби в порядке убывания.

(слайд 4).


2.Решите примеры и получите слово

(слайд 5).

Какое слово получилось?

КОСКА- в переводе с белорусского означает «запятая».

-Где в математике используется запятая?


3.Найди ошибку в решении уравнений и составь рисунок. Если ответ верный, рисуем+, если неверный, рисуем-.

(слайд 6).

Какой рисунок получили?

Ответ:+-++-

Слайд 3:

«Ну – ка в сторону карандаши!

Ни костяшек, ни ручки, ни мела:

Устный счёт!

Мы творим это дело

Только силой

Ума и души!»  Слайд 4:

0,128; 1,025; 16,01; 10,001; 11,1850; 18,2; 131,1; 1,0018; 0,102000; 3,02; 1,025; 425,9.

Слайд 5:

Решите примеры и получите слово:

3,6+0,4

О(2,03)

9,1-7,07 А(170)

5  : 0,2    К(0,81)  

2,7 * 0,3  С(25)

1,7 : 0,01  К(4)

Слайд 6:

3,7259 ≈ 3,73

0,894 ≈ 0,9

7,099 ≈ 7,10

6,551 ≈ 6,55

0,285 ≈ 0,28.

 Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации


Регулятивные:

Выделение и осознание того, что уже пройдено


Коммуникативные:

Умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.


Личностные:

Смыслообразование.

 

III.Целеполагание и мотивация


5'

 Знакомятся с задачами на слайдах 7 – 9, отвечают на вопросы учителя, сами определяют тему и цели урока.













































Ответы детей:

Что такое среднее арифметическое;

Научиться его находить;

Для чего применяется среднее арифметическое?


 Рассмотрим несколько задач.

1.(слайд 7).

2.(слайд 8).

3.(слайд 9).

Вопросы к классу:

1.Какие «особенные слова» вы заметили в условиях всех задач?

2.Часто ли мы в жизни слышим фразы со словом «средний», приведите примеры (например, средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д.).

3.Как вы понимаете эти выражения?

4.А что «среднее» в математике можно найти?

Да, в математике тоже есть свои понятия со словом «средний», и сегодня мы познакомимся с одним из этих понятий. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (дети: -«среднее чисел»)

-Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел».

Запишите тему урока .

Ребята, что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке?

Верно. Это и будет целями нашего урока.

 Слайд 7:

Фермер собрал в 2010 году 4647 тонн, в 2011 году 4372 тонны, в 2012 году 4493 тонны картофеля. Какова средняя урожайность картофеля за эти годы?

Слайд 8: 

Ежедневно зарплата рабочего в течение пяти дней была: 660 руб., 725 руб., 690 руб., 710 руб. и 645 руб. Какова средняя зарплата рабочего за один день?

Слайд 9:

За первый час лыжник прошёл 10,8 км, за второй 9,4 км и за третий 9,2 км. Сколько километров в среднем проходил лыжник?


















 Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации.


Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог


Регулятивные:

Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка целей урока.


 

IV.Изучение нового материала


8'

 






Самостоятельно читают, один – вслух (слайд 7).







-Найти общую массу картофеля

-Разделить на 3.


3 года.








Предлагают алгоритмы.










Алгоритм:

-Найти сумму всех чисел;

-Найти количество слагаемых;

-Разделить сумму чисел на их количество.



Читают.

Записывают формулу

(слайд 10).

 -Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел?


-Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел, решим рассмотренные задачи.(слайд 7)


Составьте план решения задачи.




-Почему вы делили на 3, ведь этого числа не было в условии задачи. Что оно означает?


-Ребята, попытайтесь вместе с соседом по парте составить алгоритм нахождения среднего арифметического.


Вывод: мы нашли среднее арифметическое трёх чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.


Откройте учебник на стр. 226 и прочтите определение среднего арифметического чисел.

 






Слайд 7( см. выше)
















































Учебник: стр. 226, п.38, определение:

Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

Формулы:

1.Ср. ар. = (сумма чисел) : (количество слагаемых) (слайд 10).

 Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации. Структуирование знаний. Анализ объектов.


Регулятивные:

Целеполагание, выдвижение гипотез.


Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог.

 

V.Физкультминутка


1'

 Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

 Проводит физкультминутку (слайд 11).

Слайд 11:

Физкультминутка:

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Стали мы теперь бодрее,

Будем думать мы быстрее. 

 Личностные:

Получение заряда бодрости, позитивного настроя.

 

VI.Первичное осмысление и закрепление знаний


5'

 Решают задачи из презентации (слайды 8 – 9), несколько учащихся комментируют этапы решения с места.

 -У нас остались нерешённые задачи.

Запишем решение этих задач в тетради; при этом кто – то будет комментировать. (слайды 8 – 9)

 Слайды 8 – 9 (см. выше).

Познавательные

Выделение и формулирование познавательной цели,  рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез.


Коммуникативные:

Выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения.


Регуляттивные:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.


Личностные:

Самоопределение смыслообразование

VII.Самостоятельная работа


6'

Выполняют самостоятельную работу, размещённую в презентации (слайд 12).


 Осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку

(слайд 13).

Проводит самостоятельную работу -  в двух вариантах (слайд 12).



-А теперь –взаимопроверка.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки карандаши.

Сверяем результаты с ответами на экране (слайд 13). Если верный ответ, ставим +, если неверный, ставим -.

-Не забудьте, что вы проверяете вариант соседа!

Выставьте друг другу оценки: три + «5»; два + «4»; один + «3»; ноль + «2».

Слайд 12:

Самостоятельная работа:

I вариант [II вариант]:

1.Найдите среднее арифметическое чисел: 70,6 и 71,3 [ 65,7 и 62,4 ].

2.Найдите среднее арифметическое чисел 84,32; 84,47; 84,56 и 84,68 и округлите его до десятых [ 92,34; 92,45; 92,28; 92,64 ].

3.На соревнованиях по фигурному катанию спортсменка проходит в следующий этап, если её средняя оценка не менее 5,1.Участница соревнований  получила оценки  5,2; 5,1; 4,7; 5,1; 4,9; 4,9; 5,3; 4,8; 5,0.  Пройдёт ли участница в следующий этап ? [ 5,4; 4,8; 4,9; 4,8; 5,0; 5,2; 5,0; 4,8; 5,1].

Слайд 13:

В.I. [ В.II ]

1.70,95 [64,05]

2. 84,5  [ 92,4 ]

3. нет   [ нет ].

Познавательные

Анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму.


Регулятивные:

Контроль, коррекция и взаимооценка.


Коммуникативные:

Умение интегрироваться, аргументация своего мнения.

Поддержание здорового духа соперничества для мотивации учебной деятельности.

VIII.Подведение итогов урока


4'

Отвечают на вопросы учителя







































Просмотр слайда 10.
















-Ребята, поднимите руки, кто сегодня на уроке получил оценку «5»?

-Молодцы!

-Поднимите руки те, кто получил оценку «4»?

-Кто выполнил верно лишь одно задание?

-Кому не удалось справиться ни с одним заданием?

 

-Кто получил «5» - оценку ставлю в журнал;

-Оценки «4» и «3» идут в журнал по вашему желанию;

-Тем же, кто сегодня не достиг успеха, оценки  нет, но есть пожелание удачи в изучении новой темы.


-Подведём итоги:

1.Сформулируйте тему урока

2.Какие цели мы ставили в начале урока?

3.Добились мы поставленных целей?

4.Давайте ещё раз вспомним определение среднего арифметического и как его найти. (слайд 10).

5.Где применяется среднее арифметическое в жизни?











































Слайд 10 (см. выше).











Регулятивные:

Оценка промежуточных

результатов и  саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.


Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IX. Домашнее задание


2'

Записывают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока

(слайд 14).

Задаёт дозированное домашнее задание.

(слайд 14).


-По учебнику домашнее задание для всех.

-А тому, кто разобрался в теме, я предлагаю побыть в роли статистика и выяснить, где выгоднее покупать молоко.


-Окончен урок

И выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Слайд 14:

Всем:

По учебнику: п.38, с.226 – выучить правило, решить №1524.


По желанию:

Определить стоимость 1 пакета молока  (жирность 2,5%) в 3 – х магазинах и вычислить среднюю стоимость.



X.Рефлексия


2'

Оценивают собственное психоэмоциональное состояние, высказывают вслух мысли, выражающие это состояние

(слайд 15).

Просит провести саморефлексию (слайд 15).

Слайд 15:

«Рефлексия

На уроке:

Я узнал…..

Я научился….

Мне понравилось..

Я затруднялся..

Моё настроение…

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Личностные:

Самоопределение своей деятельности.


Регулятивные:

Коррекция и оценка качества уровня усвоения


Познавательные

Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Считайте несчастным тот день или тот час, В который ты не усвоил ни чего нового, Ничего не прибавил к своему образованию» Я. А. Коменский

Слайд 3

Ну – ка в сторону карандаши! Ни костяшек, ни ручек, ни мела: Устный счёт! Мы творим это дело Только силой ума и души!

Слайд 4

0,128; 1,0253; 16,01; 10,001; 11,1850; 18,2; 131,1; 1,0018; 0,102000; 3,02; 1,025; 425,9

Слайд 5

3,6 + 0,4 = О (2,03) 9,1 – 7,07 = А (170) 5 : 0,2 = К (0,81) 2,7 * 0,3 = С (25) 1,7 : 0,01 = К (4)

Слайд 6

3,7259 ≈ 3,73 0,894 ≈ 0,9 7,099 ≈ 7,10 6,551 ≈ 6,55 0,285 ≈ о,28 Ответ: + - + + -

Слайд 7

Фермер собрал в 2010 году 4647 тонн, в 2011 году 4372 тонны, в 2012 году 4493 тонны картофеля. Какова средняя урожайность картофеля за эти годы? 2010 г. 2011 г. 2012 г. 4647 т. 4372 т. 4493 т.

Слайд 8

Ежедневно зарплата рабочего в течение пяти дней была: 660 руб., 725 руб., 690 руб., 710 руб. и 645 руб. Какова средняя зарплата рабочего за один день?

Слайд 9

За первый час лыжник прошёл 10,8 км, за второй 9,4 км и за третий 9,2 км. Сколько километров в среднем проходил лыжник?

Слайд 10

Определение: Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых. Среднее арифметическое = (сумма чисел) : (количество слагаемых).

Слайд 11

Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. Стали мы теперь бодрее, Будем думать мы быстрее.

Слайд 12

В. I В. II 1.Найдите среднее арифметическое чисел: 70,6 и 71,3 65,7 и 62,4 2.Найдите среднее арифметическое чисел и округлите его до десятых. 84,32 ; 84,47; 84,56; 84,68 92,34; 92,45; 92,28; 92,64 3.На соревнованиях по фигурному катанию спортсменка проходит в следующий этап, если её средняя оценка не менее 5,1. Пройдёт ли участница соревнований в следующий этап, если её оценки таковы: 5,2; 5,1; 4,7; 5,1; 4,9 5,4; 4,8; 4,9; 4,8; 5,0; 4,9; 5,3; 4,8; 5,0. 5,2; 5,0; 4,8; 5,1.

Слайд 13

В. I В. II 1. 70,95 64,05 2. 84,5 92,4 3. нет нет

Слайд 14

Всем: По учебнику: п. 38, с.226, - выучить правило, решить № 1524 По желанию: Определить стоимость 1 пакета молока ( жирность 2,5% ) в 3 – х магазинах и вычислить среднюю стоимость

Слайд 15

Рефлексия На уроке: Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 5 класс, по учебнику В.Я. Коровиной, в соответствии с ФГОС.

В работе представлена рабочая программа 5 класс, по учебнику Коровиной, в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа для 6 класса по математике по учебнику Виленкин.Н.Я.

Рабочая программа для 6 класса по математике разработана на 6 часов в неделю....

Календарно-тематическое планирование по немецкому языку для 5 класса к учебнику И.Л.Бим в соответствии с ФГОС.

Календарно-тематическое планирование по немецкому языку для 5 класса к учебнику И.Л.Бим в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока по математике 6 класс. Учебник Виленкин Н.Я. по теме "Уравнения" ФГОС

Технологическая карта урока по математике 6 класс по теме "Уравнения". Учебник Виленкин Н.Я. ФГОС...

Рабочая программа по алгебре для 7 -9 кл к учебнику Ю. Н. Макарычев в соответствии с ФГОС

Данная рабочая программа поможет учителям математики при  разработке рабочей программы по алгебре в 7-9 классах по  учебнику Ю. Н, Макарычев в соответствии с ФГОС...


 

Комментарии

Фотина Елена Борисовна

Спасибо за разработку. В этом году как раз дают 5 класс)

Верхова Елена Леонидовна

Дорогая Елена, здравствуйте! Спасибо большое за то, что зашли на мой сайт и просмотрели урок. Вы первый мой гость. Очень надеюсь, что второй выложенный мною материал - агитбригада по пожарной безопасности, как раз для возраста Ваших воспитанников,будет вам полезен.

Фотина Елена Борисовна

Елена, я обязательно посмотрю, но я классный руководитель у 11 класса.Ох, выпускной класс...А 5 мне дают как предметнику. Немного боязно(( ФГОС((