Текстовые задачи. Программа факультативного курса. Математика 5 кл.
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

Фильчакова Елена Михайловна
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 класса одной из задач которого является     формирование у учащихся  умения решать различные типы текстовых задач, в том числе и задачи с практическим содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekstovye_zadachi.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Мирная СОШ»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Текстовые

 задачи

Разработала учитель математики

Фильчакова Е.М.

Пояснительная записка.

Текстовые задачи – традиционный раздел элементарной математики. Их можно встретить во многих школьных учебниках, однако компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса в них отсутствует. Преумножить же роль текстовой задачи в формировании и развитии мышления учащихся невозможно. К сожалению, при изучении математики в 5-6 классах основной акцент делается на формирование вычислительных навыков при работе с обыкновенными, десятичными дробями, отрицательными числами и очень мало остается времени на решение задач, что приводит к частичной потере навыков их решения, приобретенных детьми в начальной школе. Факультативный курс «Текстовые задачи» призван помочь учителю и учащимся преодолеть хаотичность и фрагментарность изучения темы. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков в решении разнообразных задач, но и формированию интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Содержание курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует ее применение в повседневной жизни.

Цели курса:

  1. воспитывать умения ориентироваться в различных по своей природе взаимоотношениях величин;
  2. формировать понимание необходимости знаний для решения большого круга задач;
  3. интеллектуально развивать учащихся.

Задачи курса:

  1. формировать умения решать различные типы задач, в том числе и задачи с практическим содержанием, необходимые для применения в повседневной деятельности;
  2. развивать  интерес школьников к предмету, расширять представление об изучаемом материале.

В программе приводится примерное распределение учебного времени по группам задач, которые составили основу курса. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий – рассказ, беседа, практикум. В качестве задачного материала можно использовать действующие учебники математики для 5-6 классов авторов  Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд (разделы для повторения), дидактические материалы к ним, учебники более ранних годов издания, а также других авторов. Не исключено использование и любых других источников.

Учебно–тематический план.

№ п/п

Тема курса

Количество часов

1

Немного истории.

1

2

Больше (меньше) на …, больше (меньше) в … .

2

3

Движение

3

4

Работа, производительность, время

3

5

Совместная работа

2

6

Цена, количество, стоимость

2

7

Сравнение величин

2

8

Алгебраические способы решения задач

6

9

Задачи на части

3

10

Отношение величин

2


11

Нахождение части величины и величины по ее части


2

12

Задачи на проценты

4

13

Старинные задачи на переливания и смеси

2

Содержание программы.

  1. Немного истории.

История зарождения и возникновения математики как инструмента для решения практических задач, становление ее как науки. Имена людей внесших весомый вклад в развитие математики, первые учебники.

Метод обучения: рассказ, беседа.

  1. Больше (меньше) на …, больше (меньше) в ….

Задачи на отыскание величин связанных соотношениями больше (меньше) на …, больше (меньше) в …, решаемые с помощью основных арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления).

Метод обучения: рассказ, беседа.

Форма контроля: проверка задач самостоятельного решения, самостоятельная работа.

  1. Движение.

Связь между скоростью, временем и расстоянием. Задачи на движение одного и нескольких объектов. Задачи на движение из одного пункта в другой в одном направлении, из разных пунктов в одном направлении и на встречу друг другу.

Метод обучения: рассказ, беседа.

Форма контроля: проверка задач самостоятельного решения.

  1. Работа, производительность, время.

Связь между работой, временем и производительностью труда. Задачи на отыскание одной из этих величин по известным другим. Задачи с несколькими участниками процесса работы.

Метод обучения: рассказ, беседа.

Форма контроля: проверка задач самостоятельного решения, самостоятельная работа.

5. Совместная работа.

Задачи на совместную работу. Вычисление неизвестного времени работы. Задаче о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами.

Метод обучения: рассказ, беседа.

Форма контроля: проверка задач самостоятельного решения.

6. Цена, количество, стоимость.

Связь между ценой, количеством и стоимостью товара. Задачи на нахождение одной из этих величин для одного или нескольких товаров.

Метод обучения: рассказ, беседа.

Форма контроля: проверка задач самостоятельного решения.

7. Сравнение величин.

Задачи на выяснение, на сколько или во сколько раз одна величина больше (меньше) другой.

Метод обучения: эвристическая  беседа, практическая работа поискового характера.

Форма контроля: проверка задач самостоятельного решения, проверочная работа.

8. Алгебраические способы решения задач.

Алгоритм решения задач с помощью уравнений. Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий.

Метод обучения: рассказ, беседа.

Форма контроля: проверка задач самостоятельного решения, самостоятельная работа.

9. Задачи на части.

Задачи на отыскание величин, которые являются частями одной известной величины или известна разница между этими частями (нахождение масс составных частей мороженого и т.п.).

Метод обучения: рассказ, беседа.

Форма контроля: проверка задач самостоятельного решения, самостоятельная работа.

10. Отношение величин.

Смысл отношения величин. Задачи на определение того, какую часть одна величина составляет от другой.

Метод обучения: рассказ, беседа.

Форма контроля: проверка задач самостоятельного решения.

11. Нахождение части величины и величины по ее части.

Задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

Метод обучения: рассказ, беседа.

Форма контроля: проверка задач самостоятельного решения.

12. Задачи на проценты.

Основные задачи на проценты: нахождение процента от числа, нахождение числа по его проценту, нахождение процента одного числа от другого и способы их решения.

Метод обучения: рассказ, беседа.

Форма контроля: проверка задач самостоятельного решения, проверочная работа.

13. Старинные задачи на переливания и смеси.

Задачи на получения нужного объема или массы с помощью данных объемов или масс, составление смесей.

Метод обучения: эвристическая  беседа, практическая работа поискового характера, рассказ.

Форма контроля: проверка задач самостоятельного решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение текстовых задач в школьном курсе математики

В  школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место.  Они являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величина...

«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса

         Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...

«МЕТОДЫ РЕШЕНИЙ ПРИМЕРОВ И ЗАДАЧ» Программа факультативного курса математики Х-го класса

Программа по алгебре и началам анализа составлена на государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образо...

Рабочая программа факультативного курса "Математика: за пределами учебника" для 6 класса

Рабочая программма факультативнрго курса "Математика: за пределами учебника" для 6 класса содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование....

Программа факультативного курса "Математика – это сила!"

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Решение текстовых задач в школьном курсе математики

В сообщении по теме: «Решение текстовых задач в школьном курсе математики 5-6 класса» говориться об арифметическом способе решения задач, который несправедливо забыт. Это привело к тому, что учащиеся ...

Рабочая программа факультативного курса „Математика в задачах повышенной сложности“

Программа рассчитана на 35 часов. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 - 11 классов к итоговой аттестации по алгебре и началам анализа за курс полной средней школы....