Решение текстовых задач в школьном курсе математики
статья на тему

Кожухарь Наталья Валерьевна

В сообщении по теме: «Решение текстовых задач в школьном курсе математики 5-6 класса» говориться об арифметическом способе решения задач, который несправедливо забыт. Это привело к тому, что учащиеся не получают должного развития речи, умения анализировать текст задачи, ставить вопросы, отвечать на них, то есть лишены возможности усвоить естественный язык – язык не только общения, но и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_gmo.docx21.22 КБ
Файл prezentatsiya_1_k_soobshcheniyu.pptx265.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение по теме:

«Решение текстовых задач в школьном курсе математики 5-6 класса»

Выполнила: учитель математики, руководитель ШМО учителей математики, физики и информатики Кожухарь Н.В.

В традиционном российском школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. С одной стороны, практика применения текстовых задач в процессе обучения во всех цивилизованных государствах идёт от глиняных табличек Древнего Вавилона и других древних письменных источников, то есть имеет родственные корни. С другой стороны – пристальное внимание обучающихся к текстовым задачам – почти исключительно российский феномен. В давние времена обученным считался тот, кто умел решать задачи определённых типов, встречавшихся на практике (в торговых расчётах и пр.).  При этом учащие мало заботились о сознательном усвоении учениками того или иного способа действия. Считалось, что понимать – то едва ли нужно было. «Это ничего, что ты ничего не понимаешь, ты и впереди также многого не будешь понимать», - утешал бывало наставник своего питомца и рекомендовал не заноситься, а выучить наизусть всё, что задают, и потом стараться применить это к делу.

Учащиеся часто не любят решать задачи именно потому, что плохо умеют это делать. Обучение решению задач – это не столько обучение получению правильных ответов в некоторых нетипичных ситуациях, сколько  обучение поиску решения, накопление опыта мыслительной деятельности, открытие учащимися применимости математики для решения разнообразных задач, возможность приохотиться к занятиям математикой.

Хочу сегодня поговорить об арифметическом способе решения задач, ведь для учащихся алгебраический способ решения или так называемый «метод уравнений» на долгие годы стал единственным известным методом решения текстовых задач. Это привело к тому, что учащиеся не получают должного развития речи, умения анализировать текст задачи, ставить вопросы, отвечать на них, то есть лишены возможности усвоить естественный язык – язык не только общения, но и обучения.

Мышления пятиклассников конкретно и развивать его надо в деятельности с конкретными объектами и величинами или их образами, чем мы и занимаемся при арифметическом решении задач. Арифметические способы решения задач имеют преимущества перед алгебраическими потому, что результат каждого отдельного шага в решении  по действиям имеет совершенно наглядное и конкретное истолкование, не выходящее за рамки опыта учащихся. Не случайно школьники быстрее и лучше усваивают различные приёмы рассуждений, опирающиеся на воображаемые действия с известными величинами. При обучении решению задач арифметическим способом я пользуюсь следующим алгоритмом:

  1. Внимательно прочитать текст задачи(2 – 3 раза).
  2. Записать краткую запись или составить схему  задачи.
  3. Составить план решения задачи.
  4. Записать решение задачи.
  5. Оценить реальность полученного ответа.
  6. Записать развёрнутый ответ.
  7. Поиск других (более лёгких) способов решения данной задачи.

Из всех воспитательных целей, которые следовало бы ставить при обучении решению задач, особо выделим лишь одну – формирование у учащихся представлений о богатстве культурно – исторического наследия человечества. Расширению кругозора школьников и созданию «исторического фона» обучения послужат старинные задачи, а также задачи, связанные с именами выдающихся личностей, с деталями быта и вычислительной практике прошлого. Включение старинных задач имеет целью познакомить учащихся с разнообразными приёмами рассуждений, которые применялись раньше при решении. Всё это позволит расширить арсенал средств, используемых учащимися при решении задач, обогатит их опыт мыслительной деятельности.

Вот пример разумного использования учащимися арифметического способа решения старинной задачи. (Слайд)

Ученица 6 – го класса предложила решить задачу следующим образом. (Слайд)

Приведу пример решения двух типов задач: отыскание части  от числа и числа по значению его дроби. (Слайд)

Приведу пример задач «исторического» содержания. (Слайд)

Использование таких задач и разнообразных арифметических способов их решения позволяет вести обучение математике в историческом контексте, что повышает мотивацию учения и развивает творческий потенциал. Кроме того разнообразные способы решения будят фантазию детей, позволяют организовать поиск решения каждый раз новым способом, что создаёт благоприятный эмоциональный фон для обучения.

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математике к решению практических (или правдоподобных) задач.

Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивать естественный язык, готовить школьников к дальнейшему обучению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение текстовых задач в школьном курсе математики 5 – 6 класса Выполнила учитель математики, руководитель школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики Кожухарь Н.В.

Слайд 2

Алгоритм решения задач 1. Внимательно прочитать текст задачи(2 – 3 раза). 2. Записать краткую запись или составить схему задачи. 3. Составить план решения задачи. 4. Записать решение задачи. 5. Оценить реальность полученного ответа. 6. Записать развёрнутый ответ. 7. Поиск других (более лёгких) способов решения данной задачи.

Слайд 3

Задача 1 Некий человек нанял работника на год, обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот отработав 7 месяцев, захотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству расчёт 5 рублей и кафтан. Спрашивается, а какой цены тот кафтан был?

Слайд 4

Решение: 1) 12 – 5 = 7 (р.) – работник не получил 2) 12 – 7 = 5 (месяцев) – работник не работал 3) 7 : 5 = 1,4 (р.) – платили за один месяц 4) 7 ∙ 1,4 = 9,8 (р.) – получил за 7 месяцев 5) 9,8 – 5 = 4,8 (р.) – стоит кафтан Ответ: 4,8 рубля стоит кафтан.

Слайд 5

Задача 2 Лошадь съедает воз сена за месяц, коза – за два месяца, овца – за три месяца. За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена?

Слайд 6

Старинное решение: Пусть лошадь, коза и овца едят сено 6 месяцев. Тогда лошадь съест 6 возов, коза – 3 воза, а овца – 2. Всего 11 возов, значит в месяц они съедают 11/6 воза, а один воз съедят за 1 : 11/ 6 = 6 /11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение текстовых задач в школьном курсе математики

В  школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место.  Они являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величина...

методика решения логарифмических неравенств в школьном курсе математики

разбор методов решений неравенств в свете подготовки к ЕГЭ...

Текстовые задачи. Программа факультативного курса. Математика 5 кл.

Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 класса одной из задач которого является     формирование у учащихся  умения решать различные типы текстовых задач, в то...

Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 10-11 классов»

Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 10-11 классов» на 2014-2015 учебный год...

Тригонометрические задачи в школьном курсе математики

Решение задач является важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой учащимися усваивается  математическая теория и развиваются логическое мышление и творческие способности, а особенно...

Новый взгляд на решение квадратных уравнений в школьном курсе математики

Квадратные уравнения находят широкое применение при решении различных задач: начиная с заданий средней школы и до олимпиад самого высокого уровня. В школьном курсе математики подробно изучаются формул...

Рабочая программа по алгебре "Решение текстовых задач" 9 класс _ курс по выбору

Рабочая программа по алгебре "Решение текстовых задач" 9 класс _ курс по выбору...