5 класс. Тема: "Проценты."
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) по теме

Егорова Светлана Владимировна

Конспект урока по математике на тему: Проценты" для 5 класса. Тип  урока: изучение нового материала. цель урока: обеспечить усвоение понятия «процент» на уровне воспроизведения и применения при решении задач по образцу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon procenty_5_kl.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Проценты.

5 класс.

Егорова С.В.,

учитель математики

                                                                                     МБОУ «Гимназия №5»

                                                                                                         г. Белгород  

Цели урока:

а) обеспечить усвоение понятия «процент» на уровне воспроизведения и применения при решении задач по образцу;

б) содействовать рациональной организации труда, развитию внимания, наблюдательности, сообразительности;

в) расширить кругозор учащихся, содействовать развитию интереса к разным областям человеческой деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, таблицы-опоры, сигнальные карточки.

Структура урока: 1.Мотивационная беседа.

                              2.Актуализация опорных знаний.

                              3. Основная часть урока.

                              4. Итог урока.

                              5. Рефлексия.

Ход урока.

1.Мотивационная беседа.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. На полчаса мысленно перенесемся в банк и станем его служащими.

Банк (от итал.bancoскамья, лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты)— финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами, оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.

Банк— это коммерческое  юридическое лицо, которое:

Посмотрите на слова, имеющие отношение к банку: кредит, ссуда, вклады, проценты,  доход, клиенты, деньги. Какие из этих слов вам понятны?

Кредит – это ссуда, предоставленная кредитором (в данном случае банком) заемщику под определенные проценты за пользование деньгами. Кредиты выдаются физическим и юридическим лицам.

 Кредиты гражданам делятся на нецелевые, когда банк выдает определенную сумму на нужды заемщика, и на целевые – на покупку жилья, автомобиля, на ремонт.

Концу занятия нам предстоит сделать расчеты для клиентов.

Задача  А. Иван положил в банк 40000 рублей под  20% годовых. Какой доход он получит через год?

Задача Б. Петр положил в банк некоторую сумму под 20% годовых. Через год он получил доход 6000 рублей. Какую сумму положил в банк Петр?

Задача В.   Иван положил в банк 200000 рублей и получил через год доход 40000 рублей. А Петр положил в другой банк 120000 рублей и  получил доход 21600 рублей. Кто из них выгоднее вложил деньги?

Для того, чтобы решить эти задачи, нам нужно сначала понять, что такое процент и научиться применять это понятие в простейших случаях.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель. На самом деле вам отлично знаком процент, только вы не знаете, что этим словом называют уже изученное математическое понятие.

Решим устно задачи:

а) У Саши было 200 рублей. На тетрадь он потратил

своих денег. Сколько рублей стоила тетрадь?

б) Саша потратил на диск  25 рублей, что составило

 имевшихся у него денег.

      Сколько денег было у Саши?

3.Основная часть урока.

Учитель. Что такое процент, мы прочитаем в учебнике. ( Работа с учебником). 

Процент - это одна сотая часть от числа. Процент записывается с помощью знака %.

                           

Устно решаем задачи.

Целое

100%

300 руб.

Часть целого

1%

?

Найти 1% от 300 рублей.

Целое

100%

?

Часть целого

1%

3руб.

1% всех денег, имеющихся у Коли, равен 3 рублям. Сколько денег у Коли?

Целое

100%

300 руб.

Часть целого

? %

3руб.

Сколько процентов составляют 3 рубля от 300 рублей?

Делаем вывод:

при решении задачи важно знать, сколько рублей приходится на 1%.

Решаем блок задач 2.

В первом случае необходимо составить задачу, используя краткую запись.

Во втором и третьем случаях требуется составить задачи, обратные первой, ориентируясь на знак вопроса. Для образца использовать задачи первого блока. При решении применяем опору, для наглядности – квадрат.

Целое

100%

800 руб.

Часть целого

3%

?

Целое

100%

?

Часть целого

Целое

100%

Часть целого

?

Учитель. Итак, стажировка в банке подходит к концу.

Решаем блок задач (А, Б, В). Используем таблички для краткой записи условия, опору.

Целое

100%

40000руб.

Часть целого

20%

?

Целое

100%

?

Часть целого

20%

6000руб.

Целое

100%

200000руб.

Часть целого

?

40000руб.

Целое

100%

120000руб.

Часть целого

?

21600руб.

4.Итог урока.

а) Беседа: что нового узнали на уроке, чему научились.

б) Предлагаю оценить собственную работу на уроке.

в) Магазин  продает мобильные телефоны со скидкой 10%. Сколько теперь стоит телефон, если раньше его продавали за 7000 рублей?

5.Рефлексия.

Опорный конспект.

Особую роль в экономике, статистике, социологии и других науках занимает дробь или 0,01, которую называют  процентом.

Процент обозначается знаком %.

Один процент- это одна сотая доля. Вся величина составляет 100 %.  

1%=0,01.                         5%=0,05

Например:

1 % от 1 м равен 0,01* 1 м = 0,01 м = 1 см;

1 % от 1 кг равен 0,01* 1 кг = 0,01 кг = 10 г;

1 % от числа 320 равен 0,01*320 = 3,2.

Чтобы перевести дробь в проценты, надо умножить ее на 100.

Например:

0,28= (0,28*100)% =28%,

Чтобы перевести проценты в дробь, надо разделить число процентов на 100:

36% = (36:100) = 0,36

Заметим, что проценты имеют смысл только по отношению к определённой величине. Нельзя сравнивать, например 1 % и 3 %, не уточняя, от какой величины эти проценты.

Сравним 1 % от 1 км и 3 % от 1 м.

Вычислим:

1 % от 1 км равен 0,01- 1000 м = 10 м,

3 % от 1 м составляют 0,03- 1 м = 0,03 м = 3 см.

Вывод: 1 % от 1 км больше 3 % от 1 м.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс. Тема: "Проценты."

Конспект урока по математике на тему: Проценты" для 5 класса. Тип  урока: изучение нового материала. цель урока: обеспечить усвоение понятия «процент» на уровне воспроизведения и применения при р...

Презентация к уроку "Проценты" в 5 классе. Материал полезен и для повторения темы проценты и 6 классе и в 9 классе по подготовке к ГИА. Разобраны все типы задач. Приведены образцы решения двумя способами.

Материал подготовлен для учащихся 5 класса для изучения темы "Проценты". Так же эти слайды будут полезны для повторения этой темы в 6 классе, и для подготовки к ГИА в 9 классе. Здесь разобраны все тип...

Математика 5 класс тема "Проценты"

Урок-презентация изучения нового материала разработан в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Презентация представляет собой учебный материал , к уроку математики в пятом классе, конспект...

Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"

Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...

Урок математики 5 класс. Тема "Проценты"

Разработка урока предназначена для обучающихся 5 класса по учебнику Виленкина Н.Я. Тип урока- урок открытия новых знаний. урок разработан в соответствии с ФГОС .Введение нового материала осуществляетс...

Презентация к уроку математики 5 класс. Тема "Проценты"

Презентация к уроку математика 5 класс, Тема "Проценты". Изучение нового материала. Первый урок в данной теме. Понятие процента. Обозначение процента. Основные вопросы: как перевести пр...

Интегрированный урок математики и СБО в 9 классе. Тема: «Проценты. Сбережения».

научить применять полученные знания и навыки при изучении темы «Проценты» на практике, в жизненных ситуациях....