Сказка в помощь математике
статья по алгебре по теме

Сказка в помощь математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyaskazka.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка в помощь математике

Известный ученый – педагог А. И. Маркушевич писал, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает  мир  идеальных стремлений, что благодаря сказкам ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развить , минуя стихию сказки,  не только воображение, но и первые навыки критического мышления.

Особенно нужны сказки в пятых-шестых классах.  Они готовят к изучению курса геометрии,  которая требует развитого воображения, умения обдумать предложенную ситуацию, выявить и использовать необходимую информацию для принятия решения.

Кроме того, на уроках, если находится место для сказки,  всегда царит хорошее настроение,  а это залог  продуктивной работы. Сказки часто помогают понять, чем живет твой ученик, о чем мечтает, думает. Они дают возможность найти путь к сердцу ребенка.  Сказка позволяет  ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству. Она изгоняет из школы скуку.  А самое главное дети  учатся быть добрыми,  справедливыми.  Сама  по себе сказка – непривычное явление на уроках, и тем более при изучении математики,  а все необычное делает детей смелее, раскрепощеннее. Сказка всегда вызывает у ребенка  радость и интерес.

Очень полезно иногда в качестве домашнего задания  ребятам на воскресение, на каникулы предлагать сочинять математические сказки.  Как правило, дети с энтузиазмом берутся выполнять это задание, попробовать написать сказку пытается каждый ученик. Все с интересом ждут момента, когда учитель будет читать их творческие работы. Обычно отбираются

две-три  работы с математическим содержанием, в которых есть законченность сюжетной линии и необычные персонажи.  Иногда тут же демонстрируется  другой вариант, исправленный и доработанный учителем. Ребята видят сам процесс работы над сказкой.

До того, как первый раз попросить детей самостоятельно сочинить сказку, полезно украшать уроки сказками Феликса Кривина. В его книге «Несерьезные Архимеды» (серия «Эврика», Молодая гвардия, 1971) математические сказки объединены под названием  «Один пишем, два в уме».  Вот некоторые из них:  «Ноль»,  «Точка на плоскости»,  «Степень»,  «Простая дробь»,  «Сумма» и тд.

Вот несколько сказок, сочиненных детьми.

Дети.

В некотором царстве, в некотором государстве  жило положительное Число,  а у этого Числа были, очень положительная дочь – Дробь  и, совсем отрицательный   сын – Процент.  Сын и дочь всегда спорили между собой, кто из них главнее, кто дороже  Числу. Но хоть они и жили в Математическом городе, они совсем не знали математики, им было невдомек, что Процент  и Дробь – это часть Числа, а поэтому для Числа они одинаково дороги.

Оценка

На аккуратно начерченной числовой прямой собрались на совещание разные числа:  положительные, отрицательные и нуль.

 Председателем единогласно был избран нуль. Он и стал первым держать речь: « Уважаемые числа, мы собрались здесь для того, чтобы  произвести оценку нашим действиям. Я должен отметить, хотя может это и нескромно, что от меня ведется отсчет всех чисел, поэтому я и буду давать вам оценку. Справа от меня расположены числа положительные, ничего отрицательного о них не скажешь. Слева – числа  отрицательные, в жизни  очень плохо быть отрицательным,  но нам в математике часто без них не получить положительный ответ.  Всяческого одобрения заслуживает модуль,  который всегда  неотрицательный».

Сидят числа и думают: чего стоит оценка нуля?


Прекрасная  фигура

Где-то, когда-то в математическом царстве, геометрическом государстве существовала прекрасная, стройная фигура.  Многие восхищались и преклонялись перед нею, но были и такие, которые ей завидовали и ненавидели ее.  Среди последних было и отображение. Оно взяло и отобразило фигуру, ее образцом стала клякса.  И вот тогда все стали потешаться над фигурой.

«Какая же ты прекрасная, если твое собственное отображение так ужасно?»

Удивилась и фигура и сказала: «Самое прекрасное можно отобразить ужасным, но прекрасное всегда остается прекрасным.»

Друг.

Жило – было  пустое множество. И такое оно было одинокое. Пересечение его с любым множителем всегда было пусто. Однажды пустое множество встретило  плюсик, и он был покорен добротой пустого множества. Они стали друзьями.   Плюсик помог объединиться  пустому множеству с другими множествами. Он сделал это незаметно для других и даже для самого пустого множества.  Настоящие друзья всегда делают добрые дела, не рассчитывая на аплодисменты.


Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений является стремление самого ученика к познанию. Вот почему от учителя требуется создать у школьника положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий. Помогает в поиске  построения урока осознание того, что сложность, доступная для ребят, и новизна – основные причины интереса.

При определении сложности задачи часто руководствуюсь словами известного педагога  Шацкого, он пишет, что учение без препятствий,  без трудностей вызывало бы мало интереса у школьников,  ослабило бы переживания  положительных эмоций, лишило бы чувства радости от преодоления трудностей.

Новизна в первую очередь связана с содержанием информации и способами ее подачи. Особенно необходимо это учитывать в 5 – 6 классах,  так как в этом возрасте школьники  еще выясняют, кто из них самый – самый.

Особенно активно дети работают на  «сценарийных» уроках, носящих характер игры, соревнования.

Вот пример одного из таких уроков.

Тема. «Решение уравнений.»

Класс делится на четыре команды.

В каждой команде выбирается  капитан.

В некотором царстве, некотором государстве жил-был  Иван – царевич.  И было у него три сестры:  Марья, Ольга, Анна.  Отец и мать у них умерли.  Отдал Иван – царевич  своих сестер замуж за царей Медного, Серебряного и Золотого царства. Целый год жил без сестер и сделалось ему скучно.  Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену  Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кащей Бессмертный похитил  Елену.

Иван – царевич  взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны четыре уравнения.

11 X +8X = 1862; 16X -9X= 840; X+2X -5=10; 8У-3У+16=71.

Если их правильно решить, то камень повернется и освободит дорогу.

К доске вызываются по одному ученику от каждой команды, которые решают уравнения. Иван – царевич , капитан одной из команд, решает уравнение вместе с членами своей команды. На следующем этапе пути его сменит капитан другой команды.

Преодоление преграды приносит очки командам. Учитывается скорость и правильность решения. Учащиеся на местах решают уравнение своей команды  и могут помочь при необходимости своему игроку, только при условии, что представят учителю решения уравнения и других команд.

Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке  Бабы – Яги. Она давно враждовала с Кащеем и согласилась помочь Ивану – царевичу,  но только в том случае,  если его воины решат восемь уравнений, написанных на стенах избушки.  

Выделяются по два человека от каждой команды плюс  один из капитанов.

3(x-8)=69 (2у+5) 4=100 56(3x+8)=4984 12(2x-4)=336

5(a+2)+9=54 2(3x-1)-3=1 17(5x-3)=1734 6(3x+6)=2322

Подводятся  итоги работы на втором этапе.

Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба – Яга рассказала ему о силе корней  уравнения. Коль нужно тебе какой запор отпереть  или закрыть накрепко,  произнеси вслух корни уравнения.  Мигом исполнится.

Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кащею.  Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул их на восемь замков.

К доске идут новые  9 человек. «Узники подземелья» решают 8 уравнений. Заняты работой и члены команд, готовые прийти на помощь своим «воинам».

Подводятся итоги третьего тура.

Иван-царевич произнес «волшебные  слова», назвал корни уравнения. Двери «подземелья открылись. И стали воины перед воротами Кащеева дворца, на которых написано уравнение

У+122705:121=125

Решил его Иван-царевич.

Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-царевич вместе с Еленой  проведали его сестриц, приехали домой, и стали жить – поживать и добра наживать.

В конце урока подводится  итог всей игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Сказка о земляках-математиках

Сценарий внеклассного мероприятия по математике, рассказывающий о наших земляках - математиках...

Урок сказка для урока математики в 5 классе

Данный урок можно применить при учениии темы " Действия над натуральными числами" в 5 классе...

Помощь математики в ремонте

Помощь математики в работе. Исследовательские работы учеников....

Сказка на уроке математики

Тезисы Сказка на уроке математикиПопкова Т.И, учитель математики, ГСУВУ «Кемеровская специальная СОШ», <266-396-788>       Основой дидактической игры на уроке ...

Методическая разработка "Сказка в помощь детям"

Данная методическая разработка будет полезна для воспитателей и педагогов–психологов. Тренинг разработан с целью обучения эффективному взаимодействию детей младших классов в группе, с использова...