Урок математики в 5 классе.Тема «Среднее арифметическое» Автор: Даминцева Анна Марковна
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Даминцева Анна Марковна

Данный урок составлен с учетом новых требований ФГОС по формированию УУД и проведен в форме творчеких мастерских.

Создана проблемная (поисковая)ситуация для детей и организованы условия для решения этой проблемы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 539_reyting_word.docx847.13 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx465.24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Среднее арифметическое»

Целевой компонент урока

Педагогическая цель:

Организовать деятельность учащихся, направленную  на освоение понятия «среднее арифметическое»

Задачи:

Личностные: формирование основ мотивированного обучения, создание условий для формирования уважительного отношения к собеседнику.

Метапредметные:

Регулятивные: учить применять установленные правила в планировании способа решения, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: учить применять правила и пользоваться алгоритмом, учить структурировать информацию

Коммуникативные: способствовать развитию умения договариваться при работе в парах, умению распределять роли

Предметные

1.Учащиеся владеют понятием  «среднее арифметическое» и способами его расчета

2.Учащиеся умеют выполнять все действия с десятичными дробями и решать задачи.

3. Учащиеся умеют применять полученные теоретические сведения в жизненных ситуациях

4.Учащиеся имеют навыки отбора и систематизации информации, выделяют главное, аргументируют выбор.

Используемая технология:  творческая мастерская

Методы обучения: проблемное обучение

Оснащение урока : проектор, компьютер, инструкция по работе в группах, словарь иллюстрации к заданиям, плакат для рефлексии

Этапы урока

Этапы мастерской

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организа

ционный

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

2.Актуализация

 знаний

Индукция

Создает мотивацию для работы на уроке

Участвуют в беседе

Создает условия для выполнения задания № 1.

Решают задание №1

 

Задание 1.Вычислите, расположите в порядке возрастания и определите тему урока.

8 х 0,2

0,03 х 5

2,5 - 0,05

3,81х 10

20: 0,5

3,6 : 2

100,5: 10

Е

Р

Т

Н

Г

Й

И

Тема урока

Р

Е

Й

Т

И

Н

Г

Этапы урока

Этапы мастерской

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

3.Постановка цели урока

Деконструкция

Создает проблемную ситуацию..

Рейтинг?

Что означает это слово?

Где найти его значение?

Где используется? Как рассчитать?

Объединяет учащихся в группы. Задание№2. найдите в информационных источниках необходимую информацию о понятии «рейтинг» и кратко сформулируйте ответ

Определяют степень знакомства с проблемой и ищут возможности для ее решения

Задания для групп:

№1 ищет в Интернете

№2 ищет в словаре

№3 ищет в тексте

Задания для групп : Найдите необходимую информацию и кратко сформулируйте ответ

Группа №1                               Группа  №2                    Группа №3

                                          

Этапы урока

Этапы мастерской

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

4.Погружение в проблему

Реконструкция

Слушает мнение  учащихся Задание 3. Предложите способы расчета рейтинга

Высказываются относительно проблемы

Социо

конструкция

Выдает инструкции, материал для исследования Координирует деятельность учащихся

Задание 4: Решите задачу, следуя инструкции и предъявите результат

Продолжают работать в группах и выполняют задание № 4

Задания для групп

№1 Какой из фильмов популярнее?

№2 Какой триместр Саша успешнее окончил?

№3 Какая из команд получила больше

Инструкция для работы в группах:

1.Распределите роли: кто будет читать задачу вслух, кто будет решать (2-3 человека), кто будет объяснять решение, кто будет афишировать результат, кто будет отвечать на вопросы.

2.Прочитайте задачу.

3. Предложите способы решения

4. Изобразите решение на диаграмме или схеме.

5.Подготовьтесь кратко рассказать о решении задачи. Используйте слова: - в задаче надо было узнать..

-для этого мы сначала нашли …, затем нашли…-получили - на диаграмме видно, что …

6.Сделайте вывод о сложности решения задачи и о способе ее решения

Задание для группы 1.  Какой из фильмов популярнее? 

Задание для группы 2. Какой триместр Саша успешнее окончил?

Предмет

1 триместр

2 триместр

Математика

4

5

Русский язык

4

4

Литература

5

4

Ботаника

3

4

География

3

3

ОБЖ

5

4

ИЗО

5

4

Физкультура

освобожден

5

Английский язык

4

3

Испанский язык

4

4


Задание для группы 3. Какая из команд получила больше голосов в контакте?

Команда «Непоседы»

Команда «Стрижи»

Света

10 лайков/голосов

Галина

9 лайков/голосов

Марина

12 лайков/голосов

Даша

10 лайков/голосов

Алексей

14 лайков/голосов

Николай

13 лайков/голосов

Андрей

12 лайков/голосов

Итого

Рефлексия этапа урока: расскажи о своем настроении цветом

Этапы урока

Этапы мастерской

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

5.Первичное восприятие и усвоения нового теоретического материала

Афиширование

Организует деятельность учащихся по сравнению полученных способов нахождения рейтинга с используемыми в науке.

Предъявляют результаты исследования в виде диаграммы и сравнивают полученные способы решения проблемы.

Разрыв

Задание 5.Докажите, что запись на доске верная Уточняет тему урока, организует деятельность учащихся по выводу правила нахождения среднего арифметического

Задание 6.Сформулируйте определение нового понятия и сравните его с записью в учебнике. Запишите формулу нахождения среднего арифметического в тетрадь

Записывают тему урока и правила в тетрадь

Афиширование результатов

Группа

Результат работы

Группа №1

Группа №2

2 триместр

1 триместр лучше

л

Группа №3

Разрыв

Уточнение темы урока

Задание 5.Докажите, что эта запись верная

«Рейтинг = Среднее арифметическое»

Задание 6..Сформулируйте определение нового понятия и сравните его с записью в учебнике.

 Запишите формулу нахождения среднего арифметического в тетрадь.

Этапы урока

Этапы мастерской

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

6.Применение теоретических положений в условиях выполнения задания

Организует работу по применению новых знаний и формул при решении задач

Задание 7. Выберите задачи (1-2) для решения в группахЗадание 8.Индивидуальное задание: Вариант А: Определите динамику собственного рейтинга от первого триместра ко второму

ВариантВ: Спрогнозируйте свою триместровую отметку по математике.

Вариант С(для быстрых): найдите или придумайте варианты среднего арифметического из жизни

Продолжают работать в группах, решают практические задачи.

Задание 7.Выберите задачи (1-2) для решения в группах

                                                                                                 

Рефлексия  этапа урока: расскажи о своем настроении цветом

Индивидуальное задание 8

Вариант А: Определите динамику собственного рейтинга от первого триместра ко второму

Вариант В: Спрогнозируйте свою триместровую отметку по математике.

Вариант С (для быстрых): найдите или придумайте варианты среднего арифметического из жизни

Этапы урока

Этапы мастерской

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

7.Подведение итогов урока

Вывешивает результат на общую картинку

Наклеивают на плакат стрелочки вверх или вниз

Рефлексия

Фиксирует внимание детей на их настроении

Осознают настроение, эмоции, сообщают об этом цветом Рефлексия урока:

На плакат приклеить стрелочки вверх или вниз, в зависимости от повышения или понижения рейтинга

                                                                       

Найдите среднее арифметическое своего настроения за весь урок

         

Приложение 1

Общий план урока

Этапы урока

Этапы мастерской

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организа

ционный

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

2.Актуализация

 знаний

Индукция

Создает мотивацию для работы на уроке

Участвуют в беседе

Создает условия для выполнения задания № 1. Вычислите, расположите в порядке возрастания результат и определите тему урока

Решают задание №1

Рефлексия этапа урока: рассказывают о своем настроении цветом

Отлично!(5 баллов) Хорошо (4 балла)

Не знаю (3 балла)

3.Постановка цели урока

Деконструкция

Создает проблемную ситуацию. Объединяет   учащихся в группы. Задание №2 найдите в информационных источниках необходимую информацию о понятии «рейтинг» и кратко сформулируйте ответ

Определяют степень знакомства с проблемой и ищут возможности для ее решения

Задания для групп:

№1 ищет в Интернете

№ 2 ищет в словаре

№3 ищет в тексте

4.Погружение в проблему

Реконструкция

Слушает мнение учащихся

Задание 3. Предложите способы расчета рейтинга

Высказываются относительно проблемы

Социо

конструкция

Выдает инструкции, материал для исследования Координирует деятельность учащихся

Задание 4: Решите задачу, следуя инструкции и предъявите результат.

Продолжают работать в группах и выполняют задание № 4

Задания для групп

№1 Какой из фильмов популярнее?

№2 Какой триместр Саша успешнее окончил?

№3 Какая из команд получила больше голосов в контакте?

Рефлексия этапа урока:

5.Первичное восприятие и усвоения нового теоретического материала

Афиширование

Организует деятельность учащихся по сравнению полученных способов нахождения рейтинга с используемыми в науке.

Предъявляют результаты исследования в виде диаграммы и сравнивают полученные способы решения проблемы.

Разрыв

Задание 5.Докажите, что запись на доске верная Уточняет тему урока, организует деятельность учащихся по выводу правила нахождения среднего арифметического

Задание 6.Сформулируйте определение нового понятия и сравните его с записью в учебнике. Запишите формулу нахождения среднего арифметического в тетрадь

Записывают тему урока и правила в тетрадь

6.Применение теоретических положений в условиях выполнения задания

Организует работу по применению новых знаний и формул при решении задач

Задание 7.Выберите задачи (1-2) для решения в группах

Продолжают работать в группах, решают практические задачи.

Рефлексия этапа урока:

Задание 8.Индивидуальное задание: Вариант А: Определите динамику собственного рейтинга от первого триместра ко второму

ВариантВ: Спрогнозируйте свою триместровую отметку по математике.

Вариант С(для быстрых): найдите или придумайте варианты среднего арифметического из жизни

Самостоятельно индивидуально решают задачу

7.Подведение итогов урока

Вывешивает результат на общую картинку

Наклеивают на плакат стрелочки вверх или вниз

Рефлексия

Фиксирует внимание детей на их настроении

Осознают настроение, эмоции, сообщают об этом цветом Рефлексия урока:

Формирование УУД на уроке

Обозначения: ЛУУД-личностные, РУУД-регулятивные, ПУУД-познавательные,

Учебное задание

Фомируемые УУД

1.Вычислите, расположите в порядке возрастания результат и определите тему  урока.

РУУД (прогнозирование): предвосхищение результата ПУУД (общеучебные): преобразование информации, моделирование

2.Найдите в различных источниках необходимую информацию о понятии «рейтинг» и кратко сформулируйте ответ 

РУУД применение рациональные способы работы, действия по плану

ПУУД (общеучебные): поиск и выделение информации

КУУД взаимодействие в группе построение монологического высказывания, передача информации в сжатом виде

3.Предложите способы расчета рейтинга.

РУУД  действия по плану

КУУД построение монологического высказывания, передача информации в сжатом виде.

4.Решите задачу, действуя по инструкции

Предъявите результат.

РУУД  действия по плану, нахождение рациональных способов решения, создание  схемы, таблицы, диаграммы,

ПУУД анализ учебной задачи, выделение главной мысли и проблемы, выводы

КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске решения, вклад в совместные действия

5.Докажите, что ваше решение - верное

ПУУД (логические): установление причинно-следственных связей, КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли), умение убеждать другого человека

6. Сформулируйте определение нового понятия и сравните его с записью в учебнике. Запишите формулу

ЛУУД (смыслообразование): понимание значения результатов своей деятельности 

РУУД самопроверка и взаимопроверка

ПУУД (логические): установление причинно-следственных связей

КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

7. Выберите задачи (1-2) для решения в группах. 

ЛУУД (смыслообразование): понимание значения результатов своей деятельности ПУУД (логические): установление причинно-следственных связей, включение новой информации в систему ранее изученного.

КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

РУУД оценка своих действий

8. Самостоятельно определите то задание, которое вам интересно и выполните его

ЛУУД (смыслообразование): понимание значения результатов своей деятельности ПУУД (логические):включение новой информации в систему ранее изученного.

РУУД оценка своих действий

Приложение 3

Текст для группы №3

Необычное по звучанию слово рейтинг пришло к нам из английского языка. Буквально это слово обозначает – индивидуально числовой показатель оценки спортивных достижений шахматиста или шашиста. Для этих спортсменов создают специальные классификационные списки, которые называются рейтинг листы. Но из спортивной области это слово перешло и в другие области человеческих знаний. Словосочетание со словом рейтинг используется сейчас во многих других случаях, например: политический рейтинг, рейтинг успеваемости. Таким образом, рейтинг успеваемости – это наш показатель нашей учебы, чем выше будет полученное число, тем выше будет наш рейтинг.

Рейтинг - понятие ,  характеризующее соотносительные значимость, место, вес, позицию данного объекта по сравнению с другими объектами этого класса  (типа). Часто применяется в социологии.

Текст для группы, которая по каким либо причинам не найдет ответ

Статистика это один из разделов математики. Она помогает нам накапливать и анализировать информацию, делать выводы планировать результат. Статистики, то есть специалисты в этой области математики, разными способами получают информацию о тех или иных явлениях, результатах деятельности. Затем они данную информацию подвергают математической обработке различными методами. Получаемые статистиками данные используются государственными учреждениями для разработки долгосрочных планов, определения объемов производства и др. показателей, мы узнаем, как среднее арифметическое помогает статистам в обработке данных.

        Рейтинг - понятие ,  характеризующее соотносительные значимость, место, вес, позицию данного объекта по сравнению с другими объектами этого класса  (типа). Часто применяется в социологии.

Лексическое значение слов “среднее арифметическое”

Среднее - находящееся посередине

Арифметическое – от слова aritmos – число

Значит, среднее арифметическое означает - среднее число 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вычислите, расположите в порядке возрастания и назовите тему урока 8 х 0,2 0,03х5 2,5-0,05 3,81х 10 20: 0,5 3,6 : 2 100,5: 10 Е Р Т Н Г Й И Р Е Й Т И Н Г

Слайд 2

Формируемые УУД Задание 1 РУУД (прогнозирование): предвосхищение результата РУУД (контроль) сличение результата с эталоном ПУУД ( общеучебные ): преобразование информации, моделирование

Слайд 3

Найди необходимую информацию

Слайд 4

Формируемые УУД Задание 2 РУУД применение рациональные способы работы, действия по плану ПУУД ( общеучебные ): поиск и выделение информации КУУД взаимодействие в группе ,построение монологического высказывания, передача информации в сжатом виде

Слайд 5

Задание для группы 1. Какой из фильмов популярнее ?

Слайд 6

Задание для группы 2. Какой триместр Саша успешнее окончил? Предмет 1 триместр 2 триместр Математика 4 5 Русский язык 4 4 Литература 5 4 Ботаника 3 4 География 3 3 ОБЖ 5 4 ИЗО 5 4 Физкультура освобожден 5 Английский язык 4 3 Испанский язык 4 4

Слайд 7

Задание для группы 3. Какая команда получила больше голосов « вконтакте »? Команда «Непоседы» Команда «Стрижи» Света 10 лайков /голосов Галина 9 лайков /голосов Марина 12 лайков/голосов Даша 10 лайков /голосов Алексей 14 лайков/голосов Николай 13 лайков /голосов Андрей 12 лайков /голосов Итого

Слайд 8

Формируемые УУД Задание 4 РУУД действия по плану, нахождение рациональных способов решения, создание схемы, таблицы, диаграммы, ПУУД анализ учебной задачи, выделение главной мысли и проблемы, выводы КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске решения, вклад в совместные действия

Слайд 9

Задание 5.Докажите, что эта запись верная «Рейтинг = Среднее арифметическое »

Слайд 10

Формируемые УУД Задание 5 ПУУД (логические): установление причинно-следственных связей, КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли), умение убеждать другого человека Задание 6 ЛУУД ( смыслообразование ): понимание значения результатов своей деятельности РУУД самопроверка и взаимопроверка ПУУД (логические): установление причинно-следственных связей КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

Слайд 11

Стоимость завтрака в столовой В понедельник завтрак стоил 45 руб , во вторник – 50 руб., в среду – 40 руб., в четверг – 48 руб., в пятницу – 53 руб . Определить среднюю стоимость завтрака .

Слайд 12

Документ Для расчета отпускных маме требуются данные ее средней месячной заработной платы за последние 5 месяцев. Какую сумму получит мама на отпуск, если ее заработок Январь 30тыс. 200 рублей Февраль 28 тыс. 500 рублей. Март 29тыс. 800 р ублей Апрель 31 тыс. 300 рублей Май 32 тыс.

Слайд 13

Формируемые УУД Задание 7 ЛУУД ( смыслообразование ): понимание значения результатов своей деятельности ПУУД (логические): установление причинно-следственных связей, включение новой информации в систему ранее изученного. КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли) РУУД оценка своих действий

Слайд 14

Задание 8 Самостоятельно выберите то задание, которое вам интересно и выполните его Вариант А: Определите динамику собственного рейтинга от первого триместра ко второму Вариант В: Спрогнозируйте свою триместровую отметку по математике. Вариант С (для быстрых): найдите или придумайте варианты среднего арифметического из жизни

Слайд 15

Индивидуальное задание 8 Вариант А : Определите динамику собственного рейтинга от первого триместра ко второму Вариант В : Спрогнозируйте свою триместровую отметку по математике. Вариант С (для быстрых): найдите или придумайте варианты среднего арифметического из жизни

Слайд 16

Формируемые УУД Задание 8 ЛУУД ( смыслообразование ): понимание значения результатов своей деятельности ПУУД (логические): включение новой информации в систему ранее изученного. РУУД оценка своих действий

Слайд 17

Представьте результаты по решению задания 8. Приклейте на плакат Вариант А-стрелочку вверх или вниз, в зависимости от повышения или понижения рейтинга Вариант В – стикер со своей оценкой Вариант С – рисунок или слово.

Слайд 18

Формируемые УУД Задание 9 ЛУУД ( смыслообразование ): понимание значения результатов своей деятельности ПУУД (логические): включение новой информации в систему ранее изученного. РУУД оценка своих действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений

Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложенийУчебник  Дорофеева и Петерсон "Математика,5"Программа "Школа 2000"...

План-конспект урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое"

План-конспект урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое"...

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое нескольких чисел"

Цель  урока: формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить  учащихся с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении неслож...

Урок математики в 5 классе "Среднее арифметическое"

Урок построен на презентации, которая рассчитана на все занятие....

Урок математики. 6 класс. Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей (урок обобщения и систематизации знаний учащихся).

Образовательные цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме,...

Презентация урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое"

Презентация урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое"...