Организация проектной деятельности на уроках математики
учебно-методический материал по алгебре по теме

Воинкова Наталья Юрьевна

В данной работе обозначены цели и задачи проектного метода, способы его реализации на уроках математики. Рассмотрены типы проектов и этапы выполнения каждого проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

                УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ КРАСНОАРМЕЙСКОГО  РАЙОНА  САРАТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

                                           ПДС учителей математики

                                Доклад  на тему:

  «ОРГАНИЗАЦИЯ   ПРОЕКТНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                        НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

                                                                                                  Подготовила :

                                           учитель математики МОУ «СОШ №7    

                                            ст. Паницкая Красноармейского

                                            района Саратовской области»

                                            Воинкова  Н. Ю.

                           2010 -  2011 учебный год

    Востребованными качествами выпускника на сегодняшний день являются: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, оценивать и анализировать, делать свой выбор. При этом на уроках математики учитель преподает учащимся систему знаний, умений и навыков, сложившихся в XIX веке. Основной вид деятельности - решение задач. Сегодня овладение определенным объемом навыков перестает быть самоцелью и превращается в процесс воспитания, развития и образования личности. Учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию школьников к учебно-познавательной деятельности, повышают их интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности. Поэтому сегодня актуален вопрос: «Какие технологии все же выбрать?»

 Формированию  надпредметных навыков, или как сейчас принято говорить компетенции,  способствует проектная деятельность, которая стала предметом педагогического исследования и полем инновационной образовательной практики.

В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация  специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области. На сегодняшний день в нашей стране не так много информации об использовании метода проектов в обучении математике. Очевидно, сложность самой математики часто служит оправданием для традиционной позиции учителя, ведь проще подробно объяснить и «нарешать» определенное количество стандартных примеров, чем создать детям условия для самостоятельного изучения нового.

Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;

- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.

Еще несколько лет назад мало кто из нас владел компьютером. Сейчас же без него невозможно представить себе нашу жизнь, он есть практически в каждом офисе, школе. Общество развивается ускоренными темпами. Эти изменения влияют и на ситуацию в сфере образования. Школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама мало что знает. Каким будет мир в середине XXI века, трудно представить не только школьным учителям, но и ученым. В любом случае общество будет заинтересовано в гражданах, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками.

            Слово «проект»  происходит от латинского «projectus». Его буквальный перевод – «брошенный вперед» - уже объясняет многое. В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют:

а) совокупность документов, необходимых для создания какого либо сооружения или изделия;

б) предварительный текст какого – либо документа;

в) какой – либо замысел или план.

           Как и всякое направление обучения, проектное обучение имеет свою историю и свои корни в культуре. В начале ХХ века американский философ и педагог Дж.Дьюи и его последователь В.Х Килпатрик  стали авторами «метода проектов».   Суть   новаторской идеи заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственные проекты. Так, решая какую-либо задачу, они включались в реальную деятельность и овладевали новыми знаниями.

В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Дети выполняют «проекты» -  конкретные задания, связанные с учебным материалом. Важная роль в организации этой деятельности – умение учителя – определить в нем приоритетное направление и соответственно разработать цели, методику реализации и содержание.

          Цель метода: Используя проектную технологию, наполнить математическое     образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. 

Задачи:

        Учить:

  • ставить цели и планировать деятельность по их достижению;
  • добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее;
  • грамотно использовать в речи математические термины;
  •  применять математические знания и умения в реальных ситуациях;
  • высказывать  и аргументировано отстаивать своё мнение;

        Прививать навыки

  •  самостоятельной творческой работы.
  • самоконтроля и взаимоконтроля

        Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой, вносить посильный вклад в достижение общего результата.

  Проектную технологию применяют на уроках для развития следующих компетенций:

  1. разрезать квадрат или прямоугольник со известными сторонами из частей составить другую фигуру, найдите её площадь.
  2. математический диктант, выявляющий умение записывать числа (натуральные, обыкновенные и десятичные дроби). Выдается текст на произвольную тему (по истории, географии и др.). С помощью записанных чисел составляется краткий рассказ-задача. Дети работают в парах, обсуждает весь класс.

3.     По рисунку, схеме составляется текстовая задача. По уравнению составляются различные текстовые задачи, которые можно решить при помощи этого уравнения.

4.     Составление памятки-опоры для одноклассника по определенной теме.

5.     Иллюстрация пословиц и поговорок с помощью графиков функций, обоснование иллюстраций свойствами (возрастание, убывание, периодичность и т.д.). Возрастание – «Дальше в лес – больше дров». Период – «Сказка про белого бычка»: монотонность – «Любишь кататься – люби и саночки возить» и т.п.

6.     Урок – моделирования многогранников и геометрических тел.

  1. В развитии учащихся важную роль играет интеграция уроков математики с другими предметами. «История» часто бывает в гостях на наших уроках. История названия тех или иных понятий, деятельность ученых, старинные задачи, истории открытий различных формул и правил – вот неполный перечень вопросов, которыми интересуются ученики.

Пример: В Библии имеется сказание о том, как некогда весь мир был затоплен дождем выше самых высоких гор.

Единственный человек, которого Бог хотел спасти был праведник Ной. Поэтому Бог предупредил его о готовящейся гибели мира и велел построить просторный корабль следующих размеров: «длина ковчега - 300 локтей, широта его 50 локтей, а высота - 30 локтей». В ковчеге было три этажа. 

Бог велел Ною взять в ковчег по одной паре всех видов  животных вместе с запасом пищи. Для истребления всего живого на суше бог избрал наводнение от дождя.

Возможен ли был такой ливень, который покрыл бы весь земной шар выше высоких гор? Мог ли Ноев ковчег вместить все виды наземных животных?

Далее назрела необходимость показать применение математических знаний в жизни. Изучая такие сложные темы, как «Арифметическая и геометрическая  прогрессия», «Производная», ребята все чаще задавали вопрос: «А зачем это нужно?» В рамках урока показать это не было возможности из-за насыщенности программы. Поэтому эту идею организации проектной деятельности учащихся перенесла на внеурочную деятельность.

В 7-х классах возможно осуществление  проектной  деятельности  учащихся по теме «Треугольник», рассчитанную на целый год. На начальном этапе каждой группе из 5-6 человек сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание.

Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:

*практические задания (измерения, черчения с помощью чертежных инструментов, разрезания, сгибания, рисования и др.)

*практические задачи – задачи прикладного характера;

*проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;

*теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.;

*задачи - совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений.

Все задания разделены на блоки по темам:

1. Треугольник. Основные понятия и элементы.

2. Признаки равенства треугольников.

3. Равнобедренный треугольник.

4. Прямоугольный треугольник.

Некоторые задания выполняются учащимися в виде наглядного пособия по геометрии. При его изготовлении могут использоваться любые подходящие материалы: цветная бумага, картон, ткань и др.

В 10 классе на уроке по теме «Применение производной» учащимися могут быть созданы проекты – компьютерные презентации «Применение производной в физике», «Применение производной в технике» и т.д.

Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.

Основные этапы организации проектной деятельности учащихся:

1.      Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий).

2.      Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы).

3.      Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания по теме «Треугольники»; учитель корректирует ход выполнения работы).

4.      Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).

5.      Презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»).

6.      Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).

Деятельность учащихся в рамках предлагаемого проекта обеспечивает им возможность «проживания» всех этапов формирования умственной деятельности. Практические задания и задачи ориентированы на физическое выполнение тех действий, для которых не хватает временив аудитории. Предварительные измерения, изготовление моделей треугольников, сгибание и разрезание фигур, поиски информации – все это служит базой для теоретических обобщений, выдвижение гипотез.

При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий (помимо проектных) существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.

Еще одним  важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Одним из направлений реформирования отечественной системы образования является переход к профильному обучению. Но готовить учащихся к выбору будущей деятельности необходимо заранее. И здесь огромную роль может сыграть проектное обучение.

 Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней развития: погружение в проект, планирование, поиск информации, обобщение результатов и выводов, презентация, оценка процесса и результатов работы.

На каждом этапе степень активности учеников различны. Каждый участник проекта имеет возможность развивать свои умения проектной деятельности. В учебном проекте ученики учатся работать самостоятельно, и степень самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности.

Как  и предполагается, у  учеников повышается  мотивация изучения математики. Знания, которые они получали на уроках, применяются не только для решения абстрактных математических заданий типа: «Реши уравнение», или «Упрости выражение», но и для решения практических (контекстных) задач. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают, у них появляется чувство ответственности. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

         Реализация проектного   метода  на практике ведет к изменению позиции  и учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. В этом я вижу основной результат своей работы. На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»
Учащиеся отвечают:

  • Расределять время правильно;
  • Достигать поставленной цели;
  • Выступать перед аудиторией;
  • Добывать информацию;
  • Готовить презентацию

       Поскольку  проекты  в основном готовы только к концу учебного года, то они играют неоценимую роль во время итогового повторения изученного на уроках алгебры и геометрии материала. Защита проектов, как обобщение знаний и умений по изученным темам, оказывается  очень важным моментом для участников. Детей воодушевляют  рождённые ими идеи и созданные на их основе реальные проекты.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что уроки с использованием новых технологий, а именно технологии проектов, школьникам очень нравятся. На них ученики учатся не только применять умения и навыки, полученные на уроках математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с реалиями современной жизни, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике.

              Для учителя результат такой работы также немаловажен: его ученики самостоятельно добывают новые знания, учатся анализу нестандартных ситуаций, систематизируют поиск решений, закрепляют знания, полученные от учителя, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации. На таких уроках происходит единение учителя и учеников.

       

                                  ЛИТЕРАТУРА:

1.С. Г. Щербакова, Л. А. Выткалова, Н. В. Коробченко, Т. В. Хуртова . Организация проектной деятельности в школе: система работы. - Волгоград, «Учитель», 2009, - 189 с.

2. Н. Ю. Пахомова. Методология учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ. 2003,- 285 с.

3.   km-school.ru

4.  revolution.allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В обучении все больше используются инновационные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более интересным и естественным для школьников, повысить их мотивацию к учению.  К инновационным т...

Организация проектной деятельности на уроках математики, как средство социализации учащихся.

Статья о применении проектного метода на уроках математики в среднем звене и его роль в процессе социализации школьников....

Организация проектной деятельности на уроках математики

На современном этапе учитель должен заниматься научно-исследовательской и проектной деятельностью. Проектную деятельность можно организовать и на уроках математики....

Организация проектной деятельности на уроках математики как средство социализации учащихся

Организация проектной деятельности на уроках математики как средство социализации учащихся...

Организация проектной деятельности на уроках математики

Организация проектной деятельности  на уроках математики...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...