Что? Где? Когда?
план-конспект занятия по алгебре (8 класс) по теме

математическая викторина по образцу телевизионной игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_gde_kogda_matematicheskaya_viktorina_9-11_klassy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математическая викторина

для учащихся 9-11 классов

«Что? Где? Когда?»

Цели игры

  • расширить знания учащихся;
  •  развивать познавательный интерес, интеллект;
  •  воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
  •  формировать дружеские, товарищеские отношения;
  •  умение работать командой;
  •  показать необходимость знаний по математике в других науках.

Оформление

  • круг, разбитый на сектора;
  • волчок;
  • конверты с указанием номера сектора;
  • мелодия к игре;
  • одноминутные песочные часы.
  • черный ящик

Ход игры

Ведущий:  Почему торжественно вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук

Поведём сегодня речь.

Не случайно ей такой почёт,

Это ей дано давать советы,

Как хороший выполнить расчёт

Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит.

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даёшь

Для победы трудностей закалку.

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.


Ведущий.              

Есть у меня шестерка слуг.

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг.

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как? И Почему?

Кто? Что? Когда? И Где?

                                                                                                           Р. Киплинг.

Приглашаю игроков занять свои места. (Ведущий представляет игроков, которые по одну занимают свои места за столом)

Правила игры

1.  Игра состоит из 11 раундов.

2.  В каждом раунде знатокам предлагается вопрос сектора, выпавшего на игровом столе.

3. После обдумывания (1 мин) капитан называет игрока, который будет давать ответ.

4. Если команда отвечает сразу, то одна минута остается в запасе в любом раунде.

5.  Если команда дает правильный ответ, то ей засчитывается одно очко плюс приз из данного сектора. В случае неправильного ответа на вопрос в игре могут принять участие зрители.

6. Дважды за игру проводится музыкальная пауза. Она возникает либо по объявлению ведущего (он имеет право сделать это дважды за игру), либо по просьбе команды (ей позволяется сделать это один раз).

Сектор № 1. Уважаемые знатоки! Все знают, что тысяча тысяч - это миллион. Но мало кто знает, как называются следующие разряды. Для их названий приняты латинские наименования чисел .Тысяча миллионов называется биллион (или, как чаще мы называем, миллиард), тысяча биллионов - триллион, дальше - квадрилион, квинтилион и т. д.

Внимание, вопрос! Что означает приставка «би», «три», «квадра», «квинта»?

[«Би» - два, «три» - три, «квадра» - четыре, «квинта» - пять.]

Сектор № 2. Уважаемые знатоки! Однажды в магазине мальчик купил 6 перьев, несколько тетрадей по 30 копеек и 3 карандаша. Продавец выписал чек на 2 р. 20 коп.

 - Вы ошиблись, - сказал ему мальчик, как только взглянул на чек.

Продавец удивился, как мальчик, не подсчитав денег, заметил ошибку. Проверка показала, что мальчик был прав.

 Вопрос: скажите, как мальчик догадался?

[Сумма должна быть кратна 3]

Сектор № 3. Уважаемые знатоки! Перед вами - игральная карта: бубновый король. Посмотрите внимательно: на карте вы видите изображение ромба.

Внимание, вопрос! Почему на карте бубновой масти изображен именно ромб, а не что-нибудь другое?

[Слово «ромб» происходит от греческого «ромбос»,

означающее бубен. Мы привыкли к тому, что бубен

имеет форму круга, но раньше бубны имели форму

ромба или квадрата.]

Сектор № 4. Блиц. Уважаемые знатоки! Вам предлагается ответить на 3 вопроса (по 20 с на обдумывание каждого). В случае правильного ответа на все три вопроса вам засчитывается очко.

Вопрос 1. Уважаемые знатоки! Какое слово лишнее в следующем перечне: скорость, время, путь, площадь, метр, секунда?

[Площадь.]

Вопрос 2. Уважаемые знатоки! Двенадцатый месяц у нас называется «декабрь». Это слово происходит от греческого «дека» - десять. Отсюда также слово «декалитр» - 10 л, «декада» - 10 дней и т. п. Выходит, что месяц декабрь носит название «десятый»?

Чем объяснить это несоответствие?

[Раньше новый год начинался с марта.]

Вопрос 3. Уважаемые знатоки! Все знают, что два в квадрате - четыре, три в квадрате - девять.

А чему равен угол в квадрате?

[90°]

Сектор № 5. Уважаемые знатоки! Вороне, масса которой 1 кг, Бог послал кусочек вкусного сыра. Ворона сидит на ветке. Ветка дерева под тяжестью вороны и сыра согнулась. Сила упругости, с которой согнувшаяся ветка действует снизу на ворону с сыром, равна 10,8 Н. Сможет ли лиса, облизывающаяся внизу и владеющая знаниями по физике и математике, вычислить массу божественно вкусного сыра? И если да, то каков вес сыра?

[Сможет. Сила упругости ветки равна весу вороны с сыром. Масса вороны 1 кг, значит, ее вес 9,8 Н. А снизу действует 10,8 Н. Не хватает 1 Н. Это и

будет вес сыра. 1Н:9,8Н/кг= 0,102 кг. Бог послал

вороне кусочек сыра массой примерно в 102 г.]

Сектор № 6. В древности этого термина не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса»

Внимание, вопрос! Что это? радиус

Сектор № 7. Супер-блиц. Уважаемые знатоки! Я хотела бы узнать, кто из вас продолжает игру в этом раунде. Я прошу оставить меня один на один с этим игроком.

Вопрос 1. Шоколадка стоит 10 рублей и еще половину шоколадки. Сколько стоит шоколадка?

[20 руб.]

Вопрос 2. Сколько земли в дыре глубиной 2 м, шириной 2 м, длиной 2 м?

[Нисколько.]

Вопрос 3. Кто в году четыре раза переодевается?

[Земля.]

Сектор № 8. Внимание! Черный ящик! То; что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью — признаком высокого положения в обществе, и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой пятиклассник.

Вопрос: Что лежит в черном ящике?

[Циркуль.]

Сектор № 9. Уважаемые знатоки. Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающая на две части»

Внимание, вопрос! О чем идет речь? Биссектриса

Сектор № 10. Уважаемые знатоки! Вам, наверное, знакома басня И.А. Крылова «Волк и ягненок». Автор утверждает: «У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим».

Внимание, вопрос! Какое число встречается в этих строках и как оно переводилось у народов?

[Тьма. Очень много, десять тысяч, невообразимое множество, сотня сотен.]

Сектор № 11. Уважаемые знатоки! Как вы знаете, значения слов указываются в толковом словаре. Но бывает интересным узнать и о происхождении слов. У некоторых математических слов оно сразу понятно. Например, «делимое» - ясно, так назвали число, которое делят на другое число, т.е. это слово происходит от глагола «делить». Еще пример: «вычитаемое». Это слово происходит от глагола «вычитать».

Внимание, вопрос! А от какого слова произошло слово «точка»?

[От русского слова «ткнуть» - как бы результат мгновенного прикосновения, укола. Н.И. Лобачевский, впрочем, считал, что слово «точка» происходит от глагола «точить» — как результат прикосновения острия отточенного пера.]

Сектор № 12. Уважаемые знатоки! Индийцы называли его «Сунья», арабские математики «сифр» и даже в Венгрии в центре Будапешта стоит ему памятный знак в особенном месте, от которого отсчитывают расстояния.

Внимание, вопрос! Кто или что удостоено такой чести. (нуль)

Сектор № 13. Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого языка означает «натянутая тетива»

Внимание, вопрос! Что это? гипотенуза

Запасной вопрос (он подойдет и для черного ящика). Уважаемые знатоки! В 1974 году одним архитектором была придумана игра, которая является наглядным пособием по алгебре, комбинаторике, программированию. Эту игру называют «игрой столетия». Если играть без системы, то для достижения потребуются миллионы лет. Используя определенную систему, можно достичь цели за 23 с. Эта игра - полезный спутник в дальней дороге.

Внимание, вопрос! Что это за игра и какова фамилия ее создателя?

[Кубик Рубика.]

Ведущий. Итак, по окончании 11 раундов, счет игры .... Я поздравляю команду знатоков с победой (или окончанием игры).

На этом я хочу встречу в Клубе знатоков завершить. Спасибо всем! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...