Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики
статья по алгебре (11 класс) по теме

Меньших Ирина Николаевна

         Для успешной социальной адаптации человека в современном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но и умения творчески применять их на практике, в повседневной жизни. Актуальность этой проблемы очевидна, т.к. развитие общества, современной науки, высоких технологий требуют от нас, педагогов, нового подхода к достижению поставленных целей в обучении студентов. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становится формирование ключевых (базовых) компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Международная заочная

научно-практической конференция

«Актуальные вопросы в научной работе
и образовательной деятельности»

(Россия, Тамбов, 31 января 2013 г.)

 

  Меньших И.Н.,

ГБОУ СПО «Катайский профессионально-педагогический техникум» 

Формирование ключевых компетенций студентов

на уроках математики

         Для успешной социальной адаптации человека в современном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но и умения творчески применять их на практике, в повседневной жизни. Актуальность этой проблемы очевидна, т.к. развитие общества, современной науки, высоких технологий требуют от нас, педагогов, нового подхода к достижению поставленных целей в обучении студентов. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становится формирование ключевых (базовых) компетенций.

         Компетенция (по Хуторскому А.В.) – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика).

Компетентность - это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Основной задачей обучения является формирование ключевых  компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях.

При изучении курса математики, у студентов формируются следующие ключевые  компетенции:

  • коммуникативная: умение приводить доводы, аргументы, доказательства, умение общаться, уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения; умение пойти на компромисс; умение работать в команде, находить нужную информацию для проектов, докладов, сообщений и т.д.;
  • информационная: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме, написание рефератов, докладов и т.д.;
  • исследовательская: использование  заданий, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод или необходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать результат;
  • готовность к самообразованию:  умение работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно: использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме; работать со справочниками;  использовать Интернет-ресурсы;  составлять презентации.

Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности студентов в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Успешность обучающегося определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание  освоить новые знания или способы получения новых знаний.  Сформированность ключевой компетенции у обучаемых на уроках математики проявляется в способности структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.

         Таким образом, формирование ключевых компетенций обучающихся создает условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности студентов. Студенты с большим желанием изучают математику, участвуют в олимпиадах и конкурсах. Ключевые компетенции, которые формируются на уроках математики, применяются ими в различных областях, так как математика – та база, без которой нельзя изучить ни одну из точных наук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...

Презентация "Использование ИКТ-технологий как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики"

Работа была представлена на Областной научно-практической конференции  "Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся в условиях введения ...

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Проектная  деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики

В статье описывется система развития у учащихся ключевых компетенций на уроках математики. Приводятся примеры задач, напрвленных на развитие умения использовать знаний в повседневной жизни. К статье п...

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики.

Каким образом ключевые и предметные компетенции  могут быть включены в систему    планирования уроков?...

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности

Опубликовано в материалах Международной научно-практической конференции "Формирование предметных и метапредметных компетенций в процессе обучения в школе", Краснодар 2010...