«Использование геометрической интерпретации модуля для решения уравнений, содержащих знак абсолютной величины».
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Шаповалова Елена Владимировна

Конспект урока в 8 классе по учебнику А.Г. Мордковича (профильный уровень) по теме "Алгебраические уравнения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dlya_zhurnala.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в восьмом классе по учебнику А.Г. Мордковича                       ( профильный уровень), по теме : «Алгебраические уравнения», 14 урок по теме, параграф № 37, « Уравнения с модулями».

                     Тема урока:

«Использование геометрической интерпретации модуля для решения уравнений, содержащих знак абсолютной величины».

                                                                                                                                                                         Урок разработан  учителем  

                                                                            высшей категории

                                                                            школы №74, г.Н.Новгорода

                                                                            Шаповаловой Еленой Владимировной.

Цели урока:- формирование умения применять геометрическую интерпретацию модуля при решении линейных уравнений;          осуществлять поиск решения задач синтетическим методом;                   учиться наблюдать и анализировать.

Тип урока: Изучение нового материала.

Структура урока:

1.Мотивационно-ориентировочный этап.

     1)  Повторение изученного материала;

     2)  Актуализация прежних знаний и способов действия;

     3)  Мотивация учебной деятельности;

     4)  Постановка целей и учебных задач урока, сообщение темы урока.

2. Операционно-познавательный этап.

  1.  Ознакомление с новым материалом (формирование новых знаний и               способов решения)

3. Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Сопоставление целей и результатов урока;
  2. Первичный контроль усвоения знаний;
  3. Постановка домашнего задания;
  4. Подведение итогов урока.

( к уроку прилагается презентация )

Содержание урока:

1этап урока.

            На доске записаны задания:

1) |х|=5;                 Сколько корней имеет данное уравнение?

                              Чем мы пользуемся при решении данного уравнения?

2)|х-3|=5.               Какие способы вы можете предложить для решения                                                                                                                     данного уравнения?

После устного ответа двое учеников решают уравнение графическим и аналитическим способами на доске.

|х-3|=5                                                         |х-3|=5

х-3=5               х-3=-5                                 у=|х-3|, сдвиг графика

х=8                   х=-2                                    у=|х| на 3 ед. вправо.

Ответ: х=8,х=-2.                                         У=5 –прямая || оси абсцисс.

3)Прочитать и объяснить словесную запись:

ρ(х;7)=2;               ρ(х;-5)=3

П.О.( предполагаемый ответ)Найти точки, которые находятся от точки 7 на расстоянии, равном 2 ед. отрезкам.

П.О.Найти точки, которые находятся от точки -5 на расстоянии, равном 3 ед. отрезкам.

Вопрос: В чем заключается геометрический смысл модуля?

П.О. Расстояние между точками на координатной прямой.

4)Записать аналитическую модель рисунка:

П.О. |х+6|=3

 5) |х-2|=3     Вопрос: в чем заключается смысл задания с                                 геометрической точки зрения?

П.О. Найти точки, которые находятся на расстоянии 3 ед. отрезков от точки 2.

Записать данное уравнение с помощью знака ρ и решить его.

Ρ(х;2)=3;                          х-2=3                 х-2=-3

                                          х=5                    х=-1

Вопрос:  как можно найти корни уравнения, используя координатную прямую?

6)Прочитайте данное уравнение  с помощью геометрического смысла модуля |х+5|=3, найдите его корни, используя координатную прямую.

П.О. Найти точки, которые находятся на расстоянии 3 ед. отрезков от точки -5.    

Ответ:   х=-2; х=-8.

7) |х-2|=|х+5|

Посмотрите внимательно на данное уравнение и попробуйте сами сформулировать задание с геометрической точки зрения.

П.О. Расстояние от х до -5 и 2 должно быть одинаковым.

Составьте план решения этого уравнения с помощью координатной прямой.

П.О.

а) найдем расстояние между точками -5 и 2.

    5+2=7.

б) т.к. х равноудалена от точек -5 и 2, найдем половину этого расстояния: 7/2=3,5

в) найдем координату точки: -5+3,5=-1,5 или 2-3,5=-1,5

Молодцы! Назовите способ, с помощью которого мы с вами решили данное уравнение. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке? Попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока.

2 этап урока.   Учащиеся записывают в тетрадь тему урока:                         « Использование геометрической интерпретации модуля для решения уравнений.»

1).Посмотрите внимательно на следующее уравнение и прочитайте его с помощью геометрического смысла:

|х-1|+|х-2|=1

П.О. Левая часть есть сумма расстояний от точки х до 1 и 2.

         Правая часть показывает, что эта сумма равна 1.

Найдите расстояние между точками 2 и 1.

Оно равно 1. Следовательно, х может быть любым числом из отрезка [1;2].

Ответ: хЄ[1;2].

2).|х-1|+|х-2|=-1

Посмотрите внимательно на данное уравнение и дайте ответ.

П.О. Уравнение корней не имеет, т.к. сумма расстояний не может быть отрицательным числом.

 3).|х-1|+|х-2|=3. В чем заключается геометрический смысл данного                            уравнения?

П.О. Сумма расстояний от точки х до 1 и 2 равна 3.

Уравнение имеет 2 корня: х=0;х=3.

4).Аналогично рассуждая, решите сами следующее уравнение:

|х-3|+|х-7|=4

Ответ: хЄ[3;7].

5).|х-3|-|х-7|=4    В чем заключается геометрический смысл этого уравнения?

П.О. Разность расстояний от точки х до точек 3 и 7 равна 4.

Т.к. расстояние между 3 и 7 равно4, то ответом будет любое число, расположенное на координатной оси правее 7.

Ответ: хЄ[7;∞).

6).|х-7|-|х-3|=-4  (возможно учащиеся по аналогии с суммой скажут, что корней нет, но это неверный ответ , обязательно изобразить решение на координатной прямой).

Ответ: хЄ[7;∞).

7). |х-7|-|х-3|=4

Ответ: хЄ(-∞;3].

3 этап урока.  

Посмотрите внимательно на все решенные уравнения и попробуйте сделать вывод.

П.О. Сумма расстояний всегда положительна, а разность может принимать любое по знаку число.

Далее, с целью закрепления материала, учащиеся решают вместе с учениками, вызванными к доске задания:

  1. |х-9|=3
  2. |х-6|=|х+2|
  3. |х-9|+|х-3|=6
  4. |х-9|-|х-3|=6

и еще раз проговаривают схему решения данных уравнений

Подведем итог урока:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Сколько способов решения уравнений, содержащих знак абсолютной величины,  вы знаете?

В чем заключается геометрический смысл модуля?

         Запишите в тетради задания на дом:

  1. |х-13|=8
  2. |х-28|=|х+14|
  3. |х-10|+|х-36|=26
  4. |х-18|-|х-12|=6
  5. |х-18|-|х-12|=-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрическая интерпетация при решении уравнений, содержащих знак модуля

Материал данного урока содержит "нестандартный" метод, который позволяет более эффективно решать уравнения, содержащие модуль, и, безусловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 8...

Решение уравнений, содержащих знак модуля: методы, приемы, равносильные переходы

Решение уравнений, содержащих знак модуля: методы, приемы, равносильные переходы 1. Уравнение вида If(x)I =a, a €RРешение: ·...

Открытый урок с использованием информационных технологии по теме «Решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины».

Математика в школе – это достаточно сложный предмет для ребенка. Использование на уроках математики новых информационных технологии позволяет повысить интерес  к предмету и мотивацию учащих...

Решение уравнений, содержащих знак модуля (абсолютной величины)

В настоящее время на выпускных экзаменах за курс средней школы и на вступительных экзаменах в различные учебные заведения предлагаются уравнения с модулем и параметрами, решения которых часто вызывает...

Элективный курс «Уравнения и неравенства содержащие знак абсолютной величины»

Данный элективный курс выполняет функцию поддержки основных курсов цикла математического образования и ориентирован на углубление и расширение  предметных знаний по математике....