Выступление на методсовещании. Игровые технологии на уроках математики
материал по алгебре по теме

Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tekhnologii_na_urokakh_matematiki._1.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

                        ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

В настоящее  время перед  современной педагогической наукой стоит проблема, Как повысить интерес школьников  к изучаемому предмету.  Одна из причин  потери интереса – это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для  нынешнего контингента  учащихся : ведь у нашей молодежи сегодня сильно  развито чувство  самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление , поэтому занятия , базирующиеся на авторитарном нажиме , приказе , безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях , вызывают лишь  раздражение и скуку  -  они неприемлемы.  Это побуждает  искать новые методы   и средства  обучения , способствующие  развитию  интереса к предмету , воплощающие в себе идеи взаимной требовательности и уважения ,       опирающиеся на возросшую самостоятельность  ребят  и , наконец, значительно  расширяющие и обогащающие  методический  арсенал  учителя , поскольку известно – постоянство враг  интереса.

Из  нетрадиционных  форм проведения  занятий чаще проводятся уроки – исследования , уроки - соревнования , уроки – конференции.,   урок  - аукцион

урок – КВН и т.д. Увеличение умственной  нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем. как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Учитель должен быть в постоянном поиске  новых эффективных  методов обучения и таких методических приемов , которые  активизировали бы мысль учащихся , стимулировали бы их к самостоятельному

приобретению  знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного  числа  учащихся зависит от

методики ее преподавания , от того насколько умело будет построена учебная работа.  Надо  позаботиться о том , чтобы на уроках каждый ученик  работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку   для возникновения и развития любознательности, глубокого  познавательного интереса .  Это особенно важно в

подростковом   возрасте , когда еще формируются , а иногда и только определяются

постоянные интересы и склонности к тому или  иному  предмету. Именно в этот период  нужно стремиться  раскрыть притягательные стороны математики.

                    ДИДАКТИЧЕСКАЯ     ИГРА    В    ПРОЦЕССЕ   ОБУЧЕНИЯ

                                             МАТЕМАТИКЕ.

Немаловажная роль здесь  отводится  дидактическим  играм  на уроках  математики –

- современному и признанному методу обучения и воспитания , обладающему образовательной , развивающей и воспитывающей функциями , которые действуют

в органическом единстве.

Современная   дидактика , обращаясь к игровым формам обучения  на уроках ,

справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся ,  , продуктивной формы их общения с присущими им элементами  соревнования, непосредственности , неподдельного

интереса.

Идея соревнования по бальной системе заложена во многих играх, которые мы смотрим по телевизору. Это  « КВН » ,   « Что ?  Где ?   Когда ?  »

«Семь  бед  - один  ответ. »   «Кто хочет стать миллионером ?»

«Слабое звено »  и т. д.

Игра – творчество , игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка

сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание , стремление  к

знаниям. Увлекшись , дети не замечают , что учатся : познают , запоминают  новое ,

ориентируются в необычных   ситуациях , пополняют запас представлений , понятий ,

развивают  фантазию  . Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия , чтобы не подвести товарищей по игре.

 Во  время  игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированы.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным » учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и

занимательным, создает у детей бодрое  рабочее  настроение , облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые

действия , при помощи которых решается  та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития

ребенка.  Использование игровых ситуаций на уроке позволяет детям учиться

с интересом, позволят подросткам  испытать и осознать притягательные стороны

математики.

      Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания.

Игру не нужно путать с забавой , не следует  рассматривать ее как деятельность,

доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно

смотреть  как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с

другими видами учебной  работы.

В термине  «дидактическая  игра » подчеркивается ее педагогическая направленность

отражается многообразие применения.  Поэтому есть основания утверждать , что

использование дидактической игры  в системе обучения математике является

важным средством интенсификации  учебной  деятельности школьников, осуществле

ния  преемственности между обучением  в начальном звене и в старших классах.

Наиболее существенными  для учителя математики являются следующие вопросы:

а) определение  места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов

деятельности  на уроке.

б) целесообразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру математического материала.

в)разработка методики проведения   дидактических игр с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности  учащихся.

г) требования к содержанию игровой деятельности  в свете идей развивающего

обучения.

Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности ,

поэтому нужно искать возможности применения ее в подготовке школьников к усвоению важных математических идей

Дидактические игры можно широко использовать как средство  обучения ,воспитания

и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу , игровым действиям , которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной системе занятий происходит по следующим направлениям : дидактическая цель ставится перед учащимися в форме

игровой задачи; учебная деятельность  учащихся подчиняется правилам игры ;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования ; который  переводит дидактическую задачу в игровую ; успешность выполнения дидактического задания

связывается с игровым результатом.

ПРИМЕРЫ     ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР   И     ИГРОВЫХ     СИТУАЦИЙ     НА

УРОКАХ      МАТЕМАТИКИ.

1. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ    ХОККЕЙ.

Каждая группа выставляет команду из шести человек. Проводится жеребьевка и выставляется календарь встреч. В классе освобождается площадка для состязания.

Это   « хоккейное поле ». За одной из боковых линий по центу ставится классная

доска . На ней можно выполнять необходимые записи. Болельщики занимают места вокруг поля.  Задачи- «шайбы» заранее готовятся учителем. Подбираются  нестандартные задачи требующие устного решения.. Условие задачи , легко

воспринимается на слух. Условия задачи записаны на картонных  кружках., имитирующих настоящую шайбу.  Из числа учащихся выбираются судьи. Судьи

выполняют вбрасывание шайб – громко для всех читают условие задачи.  Успех

зрелища во многом зависит от комментатора хоккейного турнира . Он должен постоянно рассказывать болельщикам о ходе событий на хоккейном поле, стараясь это сделать в живой , интересной , юмористической форме. Он должен быть  хорошо

знаком с правилами игры в настоящий хоккей, быть в курсе хоккейных событий и знать ведущих хоккеистов страны. Эти знания помогут ему успешно импровизировать ,освещая ход событий на поле.

По свистку команды выходят на поле и приветствуют друг друга. Происходит жеребьевка : кто какое поле занимает и кто начинает игру.

Команды рассаживаются на стульях друг против  друга  каждая на своей половине поля в следующем порядке 6 1 ряд – трое нападающих ,2 ряд- два защитника ,

3 ряд – вратарь Судья производит вбрасывание шайбы : читает условие задачи –

«шайбы», попадает к нападающему номер один первой команды. В течение всей игры действует правило 30 секунд : каждый игрок не может держать шайбу , т.е. решать  задачу более этого времени. Если за это время первый нападающий решил задачу, то шайба отбита. Тогда второй судья производит вбрасывание первой шайбы для  второй  команды. Если же нападающий за №) секунд не сумел решить задачу или решил ее неправильно , то шайба переходит ко второму нападающему снова на

30 секунд  и так далее до вратаря. Если вратарь не сумел решить задачу , то считается .что  шайба  пропущена.

Судья объявляет счет , После этого происходит  вбрасывание очередной шайбы.

Вбрасывание шайб ведется так, что они попадают попеременно то к первой команде , то ко второй.

По окончании игры объявляется счет матча. Команды благодарят друг друга и судей и покидают поле.

Привожу наборы  задач – «шайб» по теме   - Тригонометрические функции числового аргумента.

А. 1.

     2.

     3.

     4.

     5.

     6

     7.

     8.

     9.

    10.

Б..   1.

       2.

       3

       4.

       5.

       6.

       7.

       8.

       9.

     10.

                                2.       . КОНКУРС      «  АУКЦИОН  »

Этот конкурс можно легко организовать и провести при   организации повторения.

Учитель заранее предупреждает учащихся  о форме урока и предлагает при подготовке к уроку  повторить   тот или  иной раздет.

Например:  Квадратичная функция.  в 9 классе.

Обстановка на уроке приближена к той которая бывает на аукционах. Можно провести урок в актовом зале. Учитель и его помощники стоят на сцене , присутствуют все атрибуты   аукциона.

Лот №  1.  В коробку кладется запись квадратного  уравнения..

Примерные высказывания учащихся :

  1. Это квадратное уравнение.
  2.  Это   уравнение может иметь два корня  , один корень или ни одного.
  3.  Это квадратное уравнение называется приведенным.
  4.  Коэффициенты равны  а =          в=        с=  
  5. Дискриминант квадратного уравнения равен.
  6. Корни квадратного уравнения вычисляются по формуле.
  7. Первый корень равен        , второй корень   равен.
  8. Можно найти корни пользуясь теоремой Виета  
  9. Сумма корней квадратного уравнения равна
  10. Произведение корней квадратного уравнения равно

Оценку поучает  тот   ученик , который последним   назовет свойство данного квадратного уравнения.

Лот № 2   Это может быть   плакат   с графиком  квадратичной

функции.

Лот №   3 . Это может быть запись формулы квадратного трехчлена на

множители.

Лот    № 4.  Запись квадратного неравенства.  и т.д.

 

                 3. Игра     « ЖИВОЙ  КОМПЬЮТЕР »

Это игровая ситуация которая может быть проведена в начале урока. в целях

проверки домашнего задания и активизации учащихся.

Учитель раздает учащимся  разрезанные кусочки текста. В тексте могут  быть

пропущены слова. Каждый ученик получает несколько строчек текста , но все они

из разных  мест.  Строчки составлены таким образом чтобы начало строки не совпа-

дало с началом предложения. Учитель читает первую строку текста., ученики по смыслу должны найти вторую строку и т.д.

Это удобно проводить при проверке знаний аксиом стереометрии. Для это пишется

текст с использованием аксиом , например о  параллельности  прямой  и

плоскости   в пространстве                                                                    

                     ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМОЙ  И ПЛОСКОСТИ.

 Если плоскость проходит через середины сторон АВ  и АС

треугольника АВС, то прямая ВС ………..Если сторона АВ параллелогамма

АВСД принадлежит плоскости   , то сторона СД…… Если

плоскость содержит среднюю линию трапеции , то….. Плоскость

содержит сторону ВС правильного шестиугольника АВСДЕК   Поэтому

этой плоскости параллельны прямые ….Если из двух параллельных прямых

одна пересекает плоскость   , то вторая прямая………………Если плоскость содержит

одну из параллельных прямых , то вторая прямая ….Если АВСД АВСД – куб.

то плоскости ААС параллельны ребру куба…

                4.  ИГРА   « МАТЕМАТИЧЕСКОЕ  ДОМИНО.»

Можно взять игровое домино или вырезать из картона прямоугольники разделить на две части и написать на каждой части различные функции. Домино ученик должен собрать в замкнутую цепь таким образом , чтобы каждой функции   была поставлена

рядом его производная. или первообразная. Таким образом можно проверять

формулы по любой теме например по тригонометрии.

               

                             5 . ИГРА  « МАТЕМАТИЧЕСКОЕ   ЛОТО.»

 

Учитель готовит   5-6 больших карт , разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами , и соответствующее количество маленьких карточек с примерами .

Большие карты  раздаются группам играющих. Ведущий вынимает карточку и читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно . Та группа , которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у ведущего и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает та группа , которая раньше

всех накрыла все клетки своих карт. Когда игра закончена , играющие переворачивают маленькие карточки  и тогда, если все ответы верны, должна получится  картинка , которую предварительно рисуют на каждом комплекте перевернутых маленьких карточек.

  1. КОНКУРС  «  ЦЕПОЧКА»

Каждой команде ( ряду ) предлагается   структурно-логическая схема

с пробелами . Схемы выполнены на отдельных листах. Каждую строчку заполняет следующая парта . Быстро и правильно выполненная работа приносит победу  команде., а каждому верно ответившему участнику ,- баллы в личный зачет. Учет баллов , заработанных учащимися ведет капитан команды.

                                 

                               7.    Игра    « Молчанка »

Сигнальные карточки ( красная и зеленая ) очень помогают учителю  дисциплинировать учеников и одновременно  получать информацию об усвоении материала. Например при устном опросе :     если ученик за партой согласен с отвечающим, то он поднимает зеленую карточку, а если нет – красную Таким образом

каждый ученик имеет возможность высказаться.

Сигнальные карточки  можно использования и при проведении устного счета. Учитель

задает вопрос , учащиеся  поднимают карточку с правильным ответом. Каждый ученик

получает предварительно несколько карточек, где имеются правильные и неправильные ответы.

                                    8. Игра  « Лучший счетчик »

Учитель объявляет , что на следующем занятии будет проходить  игра под названием

«Лучший счетчик» Дома каждый ученик должен  подобрать по данной теме 3-4 примера для устного счета. Класс делится на 3 команды  В каждой команде  выбирается счетчик., который будет защищать честь своего коллектива . Примеры для устного счета предлагают  « счетчику» члены других команд до тех пор пока  от не

собьется . Затем заменяет его другой счетчик из той же команды, и игра продолжается. Число счетчиков для одного тура определятся по договоренности.

Побеждает команда , в которой было наименьшее число счетчиков, решивших наибольшее количество примеров. Среди «счетчиков» устанавливается также личное  

первенство.

  1. Игра « Соревнование художников»

На доске написаны координаты точек.   Например (0;0). (-1,1) , (-3;1) . (-2;3), (-3;3)

(-4;6) (0;8) (2;5) (2;11) (6;10) (3;9) (4;5) (3;0) (2;0) (1; -7) (3;-8) (0;-8) (0;0) если

последовательно  на координатной плоскости  соединить все эти точки , то получится определенный рисунок. Ребятам эта игра нравится. Можно предложить обратное задание : нарисовать самим рисунок , имеющий конфигурацию ломанной, и записать

координаты вершин.

  1. Игра  «Устами младенца»

 Класс делится на  три. команды.  Одна команда будет  « Младенцы». Две команды по очереди отгадывают  о чем говорит «младенец» . На отгадывание каждой команде дается  20 – 30 секунд. Удобно проводить на уроках геометрии при повторении

свойств многоугольников. За каждый правильный ответ команда получает очки.

 Выигрывает  та команда ,которая набрала больше очков.

Например :   ТРАПЕЦИЯ.

                    1. У нее есть стороны

                    2. Она плоская

                    4. Сумма всех углов 360

                    5. Углов столько же, .сколько и сторон.

                    6. В названии  есть буква – а

                     7. У нее есть диагонали.

                     8.Диагонали могут быть равными , могу быть и не равными.

  9. Она бывает разных видов.  и т.д.

        

                11  МАТЕМАТИЧЕСКОЕ     КАФЕ.

Темы, т.е..названия кафе могут быть  разнообразными. Например «Многогранники»

Перед началом занятия класс преобразуется в кафе. , с сответствующей сервировкой столиков, вместо салфеток и стаканов  ручки, карандаши , линейки. Звучит тихая музыка. Учитель  знакомит учащихся с необычным  правилами мат. кафе. Объясняет тему встречи…..

Вас обслуживают официанты…….. Вашему вниманию на столах предложено меню…

Блюда учащиеся могут выбирать из числа предложенных , но после каждого блюда  каждый столик должен отчитаться о выполнении задания. Расчет  с вами будет производить  жюри в составе…

1.. Наше кафе начинает работу , прошу официантов принять заказы  на холодные закуски. В качестве холодных закусок могут быть кроссворды, ребусы. С обязательной формулировкой используемых понятий..

2.С холодными закусками  наши посетители справились , предлагаем первые блюда.

Это  рассказ о свойствах видах конкретных многогранников.

3.Приступаем ко вторым блюдам. В качестве вторых блюд предлагаются задачи  на

вычисление площади поверхности многогранников..

4.Официанты предлагают вашему вниманию напитки  Их выбор достаточно велик :

есть послабее , а есть и покрепче. Здесь могут быть  предложены изображения многогранников , к каждому изображению  несколько вопросов. Например:

перечислить ребра, грани, вершины,  Указать линии пересечения  граней, построить

диагонали и т.д.

5.Десерт. Несколько видов. Задания в этом пункте меню должны быть оригинальными. Например. Какие известные памятники культуры имеют форму многогранников?  В   названия каких известных произведений  содержат

названия многогранников

                                     12.      «Ярмарка – распродажа»

Побродим по ярмарке и выберем себе товар по вкусу. Товар на нашей ярмарке

не простой -  это тригонометрические формулы , в которых вместо  одного слагаемого или знака содержится звездочка.. Тот кто больше всех купит формул и тригонометрических тождеств , расскажет какой знак или буква должна стоять вместо

звездочки, получает жетон  . Некоторые тождества нужно доказать , в таких тождествах нет звездочек.. Тот  кто  правильно ответит получает жетон. В зависимости от количества жетонов  ставиться оценка.

                         МЕТОДИЧЕСКАЯ  ИНТОРОДУКЦИЯ.

                                                                 Логическая мысль отыщет себе поэтическое

                                                                 выражение , и , наоборот, поэзия выражения

                                                                  закрепит самую мысль.        К.Д.Ушинский.

Математика в своей сущности достаточно таинственна и романтична. В ореоле  этих

свойств ей следует остаться также и в качестве примера  изучения в школе. в преподавании этого предмета  должен господствовать  собственный язык математики,. который  впрочем и сам по себе полон скрытой гармонии .Но интеллектуальный и эстетический заряд школьного урока математики ,.его впечатляемость значительно повышаются  когда учитель  не пренебрегает разнообразными приемами образно-эмоционального аккомпанемента, расцвечивающего прямую научную информацию.  Учителю математики очень полезно к месту и в меру  воспользоваться стихотворной или художественно-прозаической цитатой, так сказать , «репликой в сторону», метафорой , изящной шуткой и остротой,

Такая форма проявления учителем математики педагогического мастерства – одно из

эффективных средств возбуждения в учащихся увлеченности математикой. внутренняя культура , эрудиция учителя математики  воздействует на литературно-художественный  кругозор  учащихся , содействуя его развитию...Осуществляется , пусть скромный , вклад учителя математики в нужную школе межпредметную совместимость решения общей воспитательной задачи подъема  духовной и гуманитарной культуры учащихся.. Добиться от учащихся глубокого и осознанного

овладения большим количеством  математических понятий нелегко, придерживаясь

все время академического стиля строгих определений. Живое содержание понятия,

как правило шире   богаче  сжатого словесного  определения, ведь оно формируется опытом  жизни и практической  деятельности людей , всей системой ассоциаций , образов , аналогий , даже эмоций , связанных с данным предметом , явлением..

Математические теории , проблемы , методы сами по себе пока  не привлекают

профессиональных художников слова . Пока только некоторые математические термины и понятия постепенно обретают литературную базу.

1.Синусоида  - это линия жизни нашей., как представлено в стихотворении Е.Долма

товского.: Научись встречать беду не плача :

                  Горький миг – не зрелище для всех

                  Знай : душа растет при неудачах

                   И слабеет если срок успех.

                  Мудрость обретают в трудном споре .

                   Предначертан путь нелегкий твой

                    Синусойдой радости и горя,

                    А не вверх взывающей кривой.

2. Понятие проекция.   стихотворение  А.Вознесенского:

                     Над пнем склонилась паутина,

                      в хрустальном зеркале храня

                     тончайшим срезом волосинным

                      все годовые кольца пня.

3. Стройность и совершенство понятия интеграл  в стихах Н.Альтовской.

                      Белыми интегралами                            Дети в саду играют

                      Лебеди на пруду                                    В нашем саду.

У А.Блока  в «Скифах» : Мы очищаем место бою

                                          Стальных машин , где дышит интеграл…

4.Издавна известен прием мнемоники – придумывание стихотворных , легко запоминающихся фраз , озвучивающих формулы , правила,  отображающих порядок расположения элементов в  структуре, шифрующих числовое значение важных констант. На многих языках придуманы строфы воспроизводящие цифры числа – П

Вот и Миша и Анюта прибежали,

Пи узнать число они желали.

    Или короче :

                           Это я знаю и помню прекрасно….

5.Образ стремления к нулю ( бесконечно малой  величины ):шагреневая кожа (по Бальзаку) уменьшалась с каждым исполнением желаний . Или так , как сказал латышский поэт Янис Симбардис :

                                                      Шагреневая тает кожа!

                                                      Закаты меркнут , уходя…                  

6.Хорошая поэзия всегда умная поэзия. Она может и обязана создавать эмоциональные интерпретации положениям науки, т.е. проторять интуитивный путь постижения истины. Так, в стихотворениях С.Я.Маршака «Минута» и «Начало дня»

заложены впечатляющие поэтические ассоциации с математической категорией

непрерывности, содействующие не только уяснению сути этого понятия, но и ощущению его поэтичности :                                                                

          Минута                                                                                 Начало дня (отрывок)

Дана лишь минута любому из нас,                                       Тот, кто минуту свидания

Но если минутой кончается час-                                                  Ночи и дня подглядел,

Двенадцатый час, открывающий год,                                   Видел весь мир в ожиданье

Который в другое столетье ведёт, -                                       Новых событий и дел.                                                                                   Пусть эта минута, как все, коротка,

Она, пробегая, смыкает века.

7.Ученику, затрудняющемуся в применении определённого математического метода

 к решению задачи, учитель справедливо советует: «Не спеши винить метод; может быть, ты его плохо, неумело применяешь».

  И здесь вполне уместна удачно подобранная стихотворная форма совета:

                                           Если верный конь, поранив ногу,

                                           Вдруг споткнулся, а потом опять,

                                           Не вини его – вини дорогу

                                           И коня не торопись менять.

                                                       (Расул  Гамзатов. «Берегите друзей».)                

 Как же быть, когда ему не удается осилить заданную математическую задачу?

Вот Маяковского совет:

                                             Черепа шкатулку

                                              вскройте – сверкнёт

                                               драгоценнейший  ум:

                                               есть ли,

                                                чего б не мог я ?!

                                                      ( Из поэмы «Человек». )

Ну, а решил трудную задачу гордись:

                                       Это я всё добыл из  круглой,

                                        Словно шар земной, головы.

                                    (Из стихотворения Эдуардаса Межелайтиса «Человек»)

8.Сложная функция ассоциируется с цепной реакцией и с матрешками.

9. Стихотворение про  нуль.

Когда-то многие считали                                         А относительно  деленья

Что нуль не значит ничего,                                      Нам твердо помнить нужно то,

И. как ни  странно, полагали,                                   Что уж давно в научном мире  

Что он совсем не есть число.                                   Делит на нуль  запрещено.

Но на оси средь прочих чисел                                 Причина всем здесь очевидна,

Он все же место получил                                          И  состоит лишь в том она ,

И все действительные числа                                     Что смысла нет  в таком деленье,

На два разряда разделил.                                          Противоречье в нем самом.

Нуль ни один из них не входит                                   И впрямь: какое из известных

Он сам составил чисел класс,                                     Число за частное нам взять,

Все ж об его особых свойствах                                   Когда с нулем в произведение        

Мы поведем теперь рассказ..                                      Все числа  нуль лишь могут дать?

Коль нуль к числу  ты прибавляешь                           а в нулевой есть единица            

Иль отнимаешь от него ,                                              так все условились считать ,

В ответе  тотчас получаешь                                         И глубоко бы тот ошибся,

Опять то самое число.                                                   Кто  б это вздумал доказать.

Попов как множитель средь чисел,                              Но правил не без исключений,

Он мигом сводит все на нет.                                         Уместно здесь оговорить :

И потому в произведенье                                               Значение нуль для основания

Один за всех несет ответ.                                               Необходимо исключить.

10.По теме : Координаты  точки.

….идите по лесу                                  Н.А.Некрасов .  Кому на  Руси жить хорошо.

против столба тринадцатого

прямехонько версту:

Придете на поляночку,…

К.Симонов  Сын артиллериста.

Тритий сигнал по радио.                              Майор побледнел, услышав,

«Немцы вокруг меня,                                    Четыре – десять – как раз.

Бейте четыре – десять,                                  То место, где его Ленька

Не жалейте меня!»            

                                                                       Должен сидеть сейчас.

По теме  

С.Маршак.         Вы, что умеете жить настоящим,

                           В смерть , как бессмертные дети , не верьте.

                           Миг этот будет всегда предстоящим –

                           Даже за час , за мгновенье до смерти.

11. Стихи о геометрических фигурах.    Из книги  «Евклидовы мотивы»

КВАДРАТ.

Любая их твоих сторон,                               А тут еще углы,

На трех соседок глядя,                                 И в них сердито тычется пространство

Себя в них видит и собой любуется.           А у тебя своих забот

Но кто же с кем  подружится из них?            Хватает…

Те, что пересекаются ?

Иль те, что параллельны?

РОМБ.             Квадрат обмяк, устал, дал за углы себя схватить , и ромбом стал.

                         И загрустил:  А вдруг он промахнулся,

                         а вдруг бы жизнь другим путем  пошла,

                         подствь он  лдва других угла.?

РАВНОСТОРОННИЙ  ТРЕУГОЛЬНИК                                                                                           .

Я слишком далеко

Зашел в любви к порядку

Увы, мне  больше  не о чем мечтать.

СИНУСОИДА.                    Ах. как томительны вечные спуски,

                                            Как  утомительны вечные взлеты!..

                                             В каждой ложбине,

                                             На  каждой вершине –

                                             Тщетной надеждой – мечта о привале,

                                              Об  остановке , о передышке.

КАТЕТ и  ГИПОТЕНУЗА.

Доверчивости я пою хвалу,

Ну и проверка тоже не обуза…

В определенном месте, на углу

Встречались катет и гипотенуза.

У катета она была одна.

Гипотенузу    он любил , не веря сплетням,

Но в то же время на углу  соседнем

С другим встречалась  катетом она.

И дело все закончилось конфузом –

Вот после этого и верь гипотенузам.

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того , как поставить   очевидный вопрос , и от того, как вовлечь всех  учащихся  в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока  целиком зависят от методических приемов.. Каждый  метод или вид обучения имеет сильные и слабые стороны по отношению к решению определенного вида  дидактических задач.

Осознание особенностей и возможностей каждого вида или метода обучения  по могает  осуществить проблему оптимального выбора.. Таким образом , нельзя делать какой –то  метод обучения универсальным , даже если он давал оптимальный результат в каком – то  случае, при изучении  какой – либо темы. Игровые уроки являются  только  одним из нетрадиционных форм обучения., призваны способствовать активизации учащихся, повысить их работоспособность и создать  дополнительные условия для появления радости, чувства коллективизма.

Литература ; Журнал «Открытая школа» , Приложение к газете «Первое сентября» «Математика» за 2007 -08 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Игровые технологии на уроках истории"

1.     Теория игры.2.     Актуальность использования игровой технологии.3.     Из опыта работы....

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...

Выступление на ШМО учителей математики по теме ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 ых КЛАССАХ

quot;Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости...

выступление на РМО "Игровые технологии на уроках математики"

Включение игровых технологий повышают интерес к урокам математики....

Из личного опыта учителя. Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов в условиях реализации ФГОС".

В данном выступлении рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к сл...

Выступление на МО "Игровые технологии на уроках математики в 5 классе"

Игровые технологии как средство повышения качества образования...