Как научить детей считать?
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) по теме

Результаты ГИА  по математике указывают на некоторые проблемы в знаниях, умениях и навыках учащихся, в том числе и на состояние вычислительных навыков.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить детей считать?

Как любой из вас, на каждом уроке использую упражнения, где учащиеся считают устно и заметила, что в 5-6 классах дети это делают с желанием, а в более старших -  чаще обращаются к калькулятору.

Я провела исследование навыков устного счета и выяснила что, доля хорошего уровня к 9 классу значительно уменьшается. А на государственной итоговой аттестации учащиеся вынуждены все вычисления производить устно без использования калькуляторов. Естественно, выпускники чувствуют неуверенность.

   Результаты ГИА  по математике указывают на некоторые проблемы в знаниях, умениях и навыках учащихся, в том числе и на состояние вычислительных навыков.    

        В настоящее время бытует мнение, что вычислительная работа должна стать уделом компьютеров, а человек может отойти от этого рутинного занятия. При этом мы не замечаем, что всё более и более освобождая ученика от вычислений, фактически освобождаем его от умственного развития. “Развитие навыков должно предшествовать развитию ума”. Это сказал Аристотель 25 веков назад. На мой взгляд, в этой цитате навыки рассматриваются как необходимое условие развитие ума, а их совершенствование как важная составляющая развития детей. Чтобы довести умения до уровня навыка, надо, чтобы каждый ученик выполнил примерно 600 упражнений в течение месяца. Зная, что наиболее быстрый выход из подобной ситуации – технологичный, я стала искать технологию, которая поможет научить детей считать быстро, на уровне навыка, не тратя лишние силы и время, и позволит им быть успешными.

Я изучила различный опыт  по  данной проблеме и в результате этого у меня сложилась технология формирования вычислительных навыков, в основе которой лежит методика Пепельшева И.В.  

Цель - повышения вычислительной культуры учащихся.

Для реализации этой цели я поставила следующие задачи:

  • сформировать вычислительные навыки, используя тренинг как основную форму работы;
  • постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и во внеурочной деятельности по предмету;
  • вести мониторинг формирования вычислительной культуры учащихся;
  • учитывать уровень подготовленности и развития каждого ученика;
  • учить различным способам быстрых вычислений;
  • использовать учащихся к  самоконтролю по повышению вычислительной культуры.

   Одним из важных требований в практической части методики обучения навыкам счета считаю полное исключение использования калькуляторов на уроках и контрольных работах по математике.

   Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.

И так, уважаемые читатели, предлагаю Вам некоторые приемы устного и рационального счета.

    Общие приемы быстрого счета:

  • сложение чисел по частям:

67 + 24 = 67 + 3 + 21 = 91;

  • сложение по разрядам:

54 + 35 = (50 + 30) + (4 + 5) = 80 + 9 = 89;

  •  перестановка сомножителей:

125 · 13 · 8 = 125 · 8 · 13 = 1000 · 13 = 13000;

4/5 · 7/12 · 5/8 · 4/21 = (4/5 · 5/8) · (7/12 · 4/21).

  • умножение по разрядам:

235 · 5 = 200 · 5 + 30 · 5 + 5 · 5 = 1000 + 150 + 25 = 1175;

  • дополнение до круглого числа:

98 · 15 = (100 -  2) · 15 = 100 · 15 – 2 · 15 = 1500 – 30 = 1470;

  •  округление вычитаемого или уменьшаемого

574 – 289 = 574 – 300 + 11 = 285;

  • Частные приемы устного счета:
  • правило умножения на 11 :  

53 · 11 = 583

                                            (5 + 3 = 8)

  • умножение на 9,99,999:

465 · 9 = 4650 – 465  = 4185;

85 · 999 = 85 · (1000 - 1) = 85 · 1000 – 85 · 1 = 85000 – 85 = 84915;

  • перестановка сомножителей:

125 · 13 · 8 = 125 · 8 · 13 = 1000 · 13 = 13000;

4/5 · 7/12 · 5/8 · 4/21 = (4/5 · 5/8) · (7/12 · 4/21).

  • использование формул сокращенного умножения:

98 · 102 = (100 - 2) · (100 + 2) = 10000 - 4 = 9996;

  • способ изменения сомножителей:

«если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а второй во столько же раз уменьшить, итог не изменится, однако сам процесс станет проще и быстрее»:

24 · 25 = (24 ÷ 4) · (25 · 4) = 6 · 100 = 600

или 17 · 12= (17 · 3) · (12 ÷ 3) = 51 · 4 = 204;

  • способ дополнений для умножения чисел близких к 10 в степени n: пусть числа х и у , а а и в – их дополнения до 10 в степени n соответственно. Тогда    имеем  «x · y = (x – b) · 10n + a · b».

Пример:

94 · 97 = (94 - 3) · 100 + 6 · 3 = 9100 + 18 = 9118;

  • умножение двузначных чисел, оканчивающихся на «1»,

Пример:

51 · 31 = 5 · 3 · 100 + (5 + 3) ·10 + 1 = 1500 + 80 + 1 = 1581

следует из равенства -

(10a + 1)(10b + 1) = 100ab + 10(a + b) + 1

  • округление вычитаемого или уменьшаемого

574 – 289 = 574 – 300 + 11 = 285;

  • перестановка вычитаемых:

936 – 278 – 336 = 936 – 336 – 278 = 322;

  • умножение на 5, 25, 125:

728 · 5 = (728 ÷ 2) · 5 = 364 · 10 = 3640;

(если умножать на 25, то в примере надо делить на 4; если умножать на 125, то делить в примере на 8).

    Приемы устного счета, используемые в программе «Простая арифметика», основанной на авторской методике  Попелышева И.В.



Предварительный просмотр:

Как научить детей считать?

Как любой из вас, на каждом уроке использую упражнения, где учащиеся считают устно и заметила, что в 5-6 классах дети это делают с желанием, а в более старших -  чаще обращаются к калькулятору.

Я провела исследование навыков устного счета и выяснила что, доля хорошего уровня к 9 классу значительно уменьшается. А на государственной итоговой аттестации учащиеся вынуждены все вычисления производить устно без использования калькуляторов. Естественно, выпускники чувствуют неуверенность.

   Результаты ГИА  по математике указывают на некоторые проблемы в знаниях, умениях и навыках учащихся, в том числе и на состояние вычислительных навыков.    

        В настоящее время бытует мнение, что вычислительная работа должна стать уделом компьютеров, а человек может отойти от этого рутинного занятия. При этом мы не замечаем, что всё более и более освобождая ученика от вычислений, фактически освобождаем его от умственного развития. “Развитие навыков должно предшествовать развитию ума”. Это сказал Аристотель 25 веков назад. На мой взгляд, в этой цитате навыки рассматриваются как необходимое условие развитие ума, а их совершенствование как важная составляющая развития детей. Чтобы довести умения до уровня навыка, надо, чтобы каждый ученик выполнил примерно 600 упражнений в течение месяца. Зная, что наиболее быстрый выход из подобной ситуации – технологичный, я стала искать технологию, которая поможет научить детей считать быстро, на уровне навыка, не тратя лишние силы и время, и позволит им быть успешными.

Я изучила различный опыт  по  данной проблеме и в результате этого у меня сложилась технология формирования вычислительных навыков, в основе которой лежит методика Пепельшева И.В.  

Цель - повышения вычислительной культуры учащихся.

Для реализации этой цели я поставила следующие задачи:

  • сформировать вычислительные навыки, используя тренинг как основную форму работы;
  • постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и во внеурочной деятельности по предмету;
  • вести мониторинг формирования вычислительной культуры учащихся;
  • учитывать уровень подготовленности и развития каждого ученика;
  • учить различным способам быстрых вычислений;
  • использовать учащихся к  самоконтролю по повышению вычислительной культуры.

   Одним из важных требований в практической части методики обучения навыкам счета считаю полное исключение использования калькуляторов на уроках и контрольных работах по математике.

   Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.

И так, уважаемые читатели, предлагаю Вам некоторые приемы устного и рационального счета.

    Общие приемы быстрого счета:

  • сложение чисел по частям:

67 + 24 = 67 + 3 + 21 = 91;

  • сложение по разрядам:

54 + 35 = (50 + 30) + (4 + 5) = 80 + 9 = 89;

  •  перестановка сомножителей:

125 · 13 · 8 = 125 · 8 · 13 = 1000 · 13 = 13000;

4/5 · 7/12 · 5/8 · 4/21 = (4/5 · 5/8) · (7/12 · 4/21).

  • умножение по разрядам:

235 · 5 = 200 · 5 + 30 · 5 + 5 · 5 = 1000 + 150 + 25 = 1175;

  • дополнение до круглого числа:

98 · 15 = (100 -  2) · 15 = 100 · 15 – 2 · 15 = 1500 – 30 = 1470;

  •  округление вычитаемого или уменьшаемого

574 – 289 = 574 – 300 + 11 = 285;

  • Частные приемы устного счета:
  • правило умножения на 11 :  

53 · 11 = 583

                                            (5 + 3 = 8)

  • умножение на 9,99,999:

465 · 9 = 4650 – 465  = 4185;

85 · 999 = 85 · (1000 - 1) = 85 · 1000 – 85 · 1 = 85000 – 85 = 84915;

  • перестановка сомножителей:

125 · 13 · 8 = 125 · 8 · 13 = 1000 · 13 = 13000;

4/5 · 7/12 · 5/8 · 4/21 = (4/5 · 5/8) · (7/12 · 4/21).

  • использование формул сокращенного умножения:

98 · 102 = (100 - 2) · (100 + 2) = 10000 - 4 = 9996;

  • способ изменения сомножителей:

«если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а второй во столько же раз уменьшить, итог не изменится, однако сам процесс станет проще и быстрее»:

24 · 25 = (24 ÷ 4) · (25 · 4) = 6 · 100 = 600

или 17 · 12= (17 · 3) · (12 ÷ 3) = 51 · 4 = 204;

  • способ дополнений для умножения чисел близких к 10 в степени n: пусть числа х и у , а а и в – их дополнения до 10 в степени n соответственно. Тогда    имеем  «x · y = (x – b) · 10n + a · b».

Пример:

94 · 97 = (94 - 3) · 100 + 6 · 3 = 9100 + 18 = 9118;

  • умножение двузначных чисел, оканчивающихся на «1»,

Пример:

51 · 31 = 5 · 3 · 100 + (5 + 3) ·10 + 1 = 1500 + 80 + 1 = 1581

следует из равенства -

(10a + 1)(10b + 1) = 100ab + 10(a + b) + 1

  • округление вычитаемого или уменьшаемого

574 – 289 = 574 – 300 + 11 = 285;

  • перестановка вычитаемых:

936 – 278 – 336 = 936 – 336 – 278 = 322;

  • умножение на 5, 25, 125:

728 · 5 = (728 ÷ 2) · 5 = 364 · 10 = 3640;

(если умножать на 25, то в примере надо делить на 4; если умножать на 125, то делить в примере на 8).

    Приемы устного счета, используемые в программе «Простая арифметика», основанной на авторской методике  Попелышева И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клаус Фобель "Как научить детей сотрудничать?"

«Как научить детей сотрудничать?» — это сборник психологических игр и упражнений. Он адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном о...

Как научить детей общаться

Рекомендации психологов....

Как научить детей общаться

Памятка для родителей по развитию общения...

Для сохранения здоровья необходимо научить детей мягко приземляться после прыжка.

Методика обучения техники мягкого приземления после прыжка....

Как быстро научить детей читать на английском языке

Практическое пособие при обучении чтению. Можно использовать на уроках, на кружке, на индивидуальный занятиях....

Научите детей полюбить музыку

Музыка прособна воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию,формирует стремление к преобразованию окружающего.Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством...

Памятка "Научите детей безопасности"

Памятка  содержит правила, которым   родители должны научить своих детей,  чтобы  ребенок не попал в непредвиденную ситуацию....