Как научить детей считать?
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) по теме
Результаты ГИА по математике указывают на некоторые проблемы в знаниях, умениях и навыках учащихся, в том числе и на состояние вычислительных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить детей считать?
Как любой из вас, на каждом уроке использую упражнения, где учащиеся считают устно и заметила, что в 5-6 классах дети это делают с желанием, а в более старших - чаще обращаются к калькулятору.
Я провела исследование навыков устного счета и выяснила что, доля хорошего уровня к 9 классу значительно уменьшается. А на государственной итоговой аттестации учащиеся вынуждены все вычисления производить устно без использования калькуляторов. Естественно, выпускники чувствуют неуверенность.
Результаты ГИА по математике указывают на некоторые проблемы в знаниях, умениях и навыках учащихся, в том числе и на состояние вычислительных навыков.
В настоящее время бытует мнение, что вычислительная работа должна стать уделом компьютеров, а человек может отойти от этого рутинного занятия. При этом мы не замечаем, что всё более и более освобождая ученика от вычислений, фактически освобождаем его от умственного развития. “Развитие навыков должно предшествовать развитию ума”. Это сказал Аристотель 25 веков назад. На мой взгляд, в этой цитате навыки рассматриваются как необходимое условие развитие ума, а их совершенствование как важная составляющая развития детей. Чтобы довести умения до уровня навыка, надо, чтобы каждый ученик выполнил примерно 600 упражнений в течение месяца. Зная, что наиболее быстрый выход из подобной ситуации – технологичный, я стала искать технологию, которая поможет научить детей считать быстро, на уровне навыка, не тратя лишние силы и время, и позволит им быть успешными.
Я изучила различный опыт по данной проблеме и в результате этого у меня сложилась технология формирования вычислительных навыков, в основе которой лежит методика Пепельшева И.В.
Цель - повышения вычислительной культуры учащихся.
Для реализации этой цели я поставила следующие задачи:
- сформировать вычислительные навыки, используя тренинг как основную форму работы;
- постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и во внеурочной деятельности по предмету;
- вести мониторинг формирования вычислительной культуры учащихся;
- учитывать уровень подготовленности и развития каждого ученика;
- учить различным способам быстрых вычислений;
- использовать учащихся к самоконтролю по повышению вычислительной культуры.
Одним из важных требований в практической части методики обучения навыкам счета считаю полное исключение использования калькуляторов на уроках и контрольных работах по математике.
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
И так, уважаемые читатели, предлагаю Вам некоторые приемы устного и рационального счета.
Общие приемы быстрого счета:
- сложение чисел по частям:
67 + 24 = 67 + 3 + 21 = 91;
- сложение по разрядам:
54 + 35 = (50 + 30) + (4 + 5) = 80 + 9 = 89;
- перестановка сомножителей:
125 · 13 · 8 = 125 · 8 · 13 = 1000 · 13 = 13000;
4/5 · 7/12 · 5/8 · 4/21 = (4/5 · 5/8) · (7/12 · 4/21).
- умножение по разрядам:
235 · 5 = 200 · 5 + 30 · 5 + 5 · 5 = 1000 + 150 + 25 = 1175;
- дополнение до круглого числа:
98 · 15 = (100 - 2) · 15 = 100 · 15 – 2 · 15 = 1500 – 30 = 1470;
- округление вычитаемого или уменьшаемого
574 – 289 = 574 – 300 + 11 = 285;
- Частные приемы устного счета:
- правило умножения на 11 :
53 · 11 = 583
(5 + 3 = 8)
- умножение на 9,99,999:
465 · 9 = 4650 – 465 = 4185;
85 · 999 = 85 · (1000 - 1) = 85 · 1000 – 85 · 1 = 85000 – 85 = 84915;
- перестановка сомножителей:
125 · 13 · 8 = 125 · 8 · 13 = 1000 · 13 = 13000;
4/5 · 7/12 · 5/8 · 4/21 = (4/5 · 5/8) · (7/12 · 4/21).
- использование формул сокращенного умножения:
98 · 102 = (100 - 2) · (100 + 2) = 10000 - 4 = 9996;
- способ изменения сомножителей:
«если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а второй во столько же раз уменьшить, итог не изменится, однако сам процесс станет проще и быстрее»:
24 · 25 = (24 ÷ 4) · (25 · 4) = 6 · 100 = 600
или 17 · 12= (17 · 3) · (12 ÷ 3) = 51 · 4 = 204;
- способ дополнений для умножения чисел близких к 10 в степени n: пусть числа х и у , а а и в – их дополнения до 10 в степени n соответственно. Тогда имеем «x · y = (x – b) · 10n + a · b».
Пример:
94 · 97 = (94 - 3) · 100 + 6 · 3 = 9100 + 18 = 9118;
- умножение двузначных чисел, оканчивающихся на «1»,
Пример:
51 · 31 = 5 · 3 · 100 + (5 + 3) ·10 + 1 = 1500 + 80 + 1 = 1581
следует из равенства -
(10a + 1)(10b + 1) = 100ab + 10(a + b) + 1
- округление вычитаемого или уменьшаемого
574 – 289 = 574 – 300 + 11 = 285;
- перестановка вычитаемых:
936 – 278 – 336 = 936 – 336 – 278 = 322;
- умножение на 5, 25, 125:
728 · 5 = (728 ÷ 2) · 5 = 364 · 10 = 3640;
(если умножать на 25, то в примере надо делить на 4; если умножать на 125, то делить в примере на 8).
Приемы устного счета, используемые в программе «Простая арифметика», основанной на авторской методике Попелышева И.В.
Предварительный просмотр:
Как научить детей считать?
Как любой из вас, на каждом уроке использую упражнения, где учащиеся считают устно и заметила, что в 5-6 классах дети это делают с желанием, а в более старших - чаще обращаются к калькулятору.
Я провела исследование навыков устного счета и выяснила что, доля хорошего уровня к 9 классу значительно уменьшается. А на государственной итоговой аттестации учащиеся вынуждены все вычисления производить устно без использования калькуляторов. Естественно, выпускники чувствуют неуверенность.
Результаты ГИА по математике указывают на некоторые проблемы в знаниях, умениях и навыках учащихся, в том числе и на состояние вычислительных навыков.
В настоящее время бытует мнение, что вычислительная работа должна стать уделом компьютеров, а человек может отойти от этого рутинного занятия. При этом мы не замечаем, что всё более и более освобождая ученика от вычислений, фактически освобождаем его от умственного развития. “Развитие навыков должно предшествовать развитию ума”. Это сказал Аристотель 25 веков назад. На мой взгляд, в этой цитате навыки рассматриваются как необходимое условие развитие ума, а их совершенствование как важная составляющая развития детей. Чтобы довести умения до уровня навыка, надо, чтобы каждый ученик выполнил примерно 600 упражнений в течение месяца. Зная, что наиболее быстрый выход из подобной ситуации – технологичный, я стала искать технологию, которая поможет научить детей считать быстро, на уровне навыка, не тратя лишние силы и время, и позволит им быть успешными.
Я изучила различный опыт по данной проблеме и в результате этого у меня сложилась технология формирования вычислительных навыков, в основе которой лежит методика Пепельшева И.В.
Цель - повышения вычислительной культуры учащихся.
Для реализации этой цели я поставила следующие задачи:
- сформировать вычислительные навыки, используя тренинг как основную форму работы;
- постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и во внеурочной деятельности по предмету;
- вести мониторинг формирования вычислительной культуры учащихся;
- учитывать уровень подготовленности и развития каждого ученика;
- учить различным способам быстрых вычислений;
- использовать учащихся к самоконтролю по повышению вычислительной культуры.
Одним из важных требований в практической части методики обучения навыкам счета считаю полное исключение использования калькуляторов на уроках и контрольных работах по математике.
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
И так, уважаемые читатели, предлагаю Вам некоторые приемы устного и рационального счета.
Общие приемы быстрого счета:
- сложение чисел по частям:
67 + 24 = 67 + 3 + 21 = 91;
- сложение по разрядам:
54 + 35 = (50 + 30) + (4 + 5) = 80 + 9 = 89;
- перестановка сомножителей:
125 · 13 · 8 = 125 · 8 · 13 = 1000 · 13 = 13000;
4/5 · 7/12 · 5/8 · 4/21 = (4/5 · 5/8) · (7/12 · 4/21).
- умножение по разрядам:
235 · 5 = 200 · 5 + 30 · 5 + 5 · 5 = 1000 + 150 + 25 = 1175;
- дополнение до круглого числа:
98 · 15 = (100 - 2) · 15 = 100 · 15 – 2 · 15 = 1500 – 30 = 1470;
- округление вычитаемого или уменьшаемого
574 – 289 = 574 – 300 + 11 = 285;
- Частные приемы устного счета:
- правило умножения на 11 :
53 · 11 = 583
(5 + 3 = 8)
- умножение на 9,99,999:
465 · 9 = 4650 – 465 = 4185;
85 · 999 = 85 · (1000 - 1) = 85 · 1000 – 85 · 1 = 85000 – 85 = 84915;
- перестановка сомножителей:
125 · 13 · 8 = 125 · 8 · 13 = 1000 · 13 = 13000;
4/5 · 7/12 · 5/8 · 4/21 = (4/5 · 5/8) · (7/12 · 4/21).
- использование формул сокращенного умножения:
98 · 102 = (100 - 2) · (100 + 2) = 10000 - 4 = 9996;
- способ изменения сомножителей:
«если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а второй во столько же раз уменьшить, итог не изменится, однако сам процесс станет проще и быстрее»:
24 · 25 = (24 ÷ 4) · (25 · 4) = 6 · 100 = 600
или 17 · 12= (17 · 3) · (12 ÷ 3) = 51 · 4 = 204;
- способ дополнений для умножения чисел близких к 10 в степени n: пусть числа х и у , а а и в – их дополнения до 10 в степени n соответственно. Тогда имеем «x · y = (x – b) · 10n + a · b».
Пример:
94 · 97 = (94 - 3) · 100 + 6 · 3 = 9100 + 18 = 9118;
- умножение двузначных чисел, оканчивающихся на «1»,
Пример:
51 · 31 = 5 · 3 · 100 + (5 + 3) ·10 + 1 = 1500 + 80 + 1 = 1581
следует из равенства -
(10a + 1)(10b + 1) = 100ab + 10(a + b) + 1
- округление вычитаемого или уменьшаемого
574 – 289 = 574 – 300 + 11 = 285;
- перестановка вычитаемых:
936 – 278 – 336 = 936 – 336 – 278 = 322;
- умножение на 5, 25, 125:
728 · 5 = (728 ÷ 2) · 5 = 364 · 10 = 3640;
(если умножать на 25, то в примере надо делить на 4; если умножать на 125, то делить в примере на 8).
Приемы устного счета, используемые в программе «Простая арифметика», основанной на авторской методике Попелышева И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клаус Фобель "Как научить детей сотрудничать?"
«Как научить детей сотрудничать?» — это сборник психологических игр и упражнений. Он адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном о...
Как научить детей общаться
Памятка для родителей по развитию общения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-101258-1388933468.jpg)
Для сохранения здоровья необходимо научить детей мягко приземляться после прыжка.
Методика обучения техники мягкого приземления после прыжка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-208965-1361452919.jpg)
Как быстро научить детей читать на английском языке
Практическое пособие при обучении чтению. Можно использовать на уроках, на кружке, на индивидуальный занятиях....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/13/picture-277084-1376386225.jpg)
Научите детей полюбить музыку
Музыка прособна воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию,формирует стремление к преобразованию окружающего.Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/11/picture-292311-1378918595.jpg)
Памятка "Научите детей безопасности"
Памятка содержит правила, которым родители должны научить своих детей, чтобы ребенок не попал в непредвиденную ситуацию....