Конспект урока "Решение задач с помощью уранений"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Екатерина Петровна Ахонен

Данный материал представляет собой конспект урока, в котором рассматривается такое математическое понятие, как "математическая модель". Составление математической модели отрабатывается на задачах исторического содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_s_pomoshchyu_uravneniy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Решение задач с помощью составления уравнений

Тип урока – изучение нового материала.

Цель урока: ввести и закрепить  алгоритм решения задач,

                       начать решать задачи на составление уравнений,

                      закрепить полученные знания при решении задач.

Задачи урока.

Образовательные: содействовать развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

Воспитательные: воспитание установки на самообразование, самовоспитание, точную исполнительность, творческое отношение к деятельности, критичность мышления.

Развивающие: развивать математический кругозор, мышление и речь, внимание и память.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

примечание

1. оргмомент

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Как говорил М.В. Ломоносов: «Математику уже за то любить надобно, что она ум в порядок приводит!» И это действительно так, ведь математика  - это гимнастика для ума. Так давайте мы с вами проведем небольшую математическую разминку.

слушают

Слайд 1

2. актуализация знаний

Для этого два ученика  пойдут решать задания к доске:

1) 2у + (у – 4) = 31,  

2) 7у – (2у + 3) = 22

С остальными поработаем устно:

1. что значит решить уравнение?

2. что такое корень уравнения?

2х + 4х = 36

24х – 3х + 1 = 22

10 + 2х – 3 = 11

Давайте проверим работу, выполненную ребятами у доски.

А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.

2 человека – у доски,

отвечают

отвечают по цепочке

проверяют

записывают в тетрадях

Слайд 2

3. формулировка темы урока

Ребята, наука математика сложна, прекрасна, загадочна, и очень часто приходится решать различного рода задачи.

Одну из которых я предлагаю решить вам сейчас.

1. Высота скипетра, сделанного для венчания на царство царевича Петра был на 51 см больше, чем высота шапки Мономаха. Вычислить высоту шапки Мономаха, если суммарная высота обоих атрибутов символов государственной власти равна 91 см.

Что нужно сделать, чтобы решить задачу? (составить краткую запись, записать числовое выражение).

(91 - 51) : 2 = 20 (см) – высота шапки Мономаха

А я предлагаю решить эту задачу другим способом – с помощью уравнения.

Какова же тема урока?

Запишите тему в рабочих листах

Какова цель? (научиться решать задачи при помощи составления уравнений, отработать алгоритм решения задач).

Слушают

1 ученик – у доски, остальные – в тетрадях

Решение задач с помощью составления уравнений

(записывают в рабочих листах)

Слайд 3

Слайд 4

4. изучение нового материала

Вернемся к задаче. В данной задаче не известна высота ни шапки, ни скипетра. Поэтому, одну из величин обозначим за неизвестную переменную (лучше обозначить меньшую величину). Другую выразим через х.

Далее сделаем описание краткой записи, обратите внимание на необходимые для этого слова.

Составим уравнение и решим его.

Мы нашли корень уравнения: х = 20, но это еще не ответ.

Теперь вернемся к описанию: 20 см – высота шапки. Мы ответили на вопрос задачи, записываем ответ.

Ребята, решая задачу, мы выполняли основные этапы, какие? Дело в том, что любая математическая задача – условие задачи представляет собой реальную жизненную ситуацию, которую необходимо решать с помощью математического языка, составляя математическую модель. Таким образом, в алгоритме рассматриваются три основных этапа:

  1. переход от жизненной ситуации с помощью составления уравнения к математической модели
  2. математическая модель, представляемая решением уравнения
  3. возврат к жизненной ситуации, представляемая оценкой полученного корня в уравнении.

Какие подэтапы мы должны выполнить для осуществления трех основных?

А теперь поработаем устно по данной задаче, выделяя три этапа алгоритма решения. 

Лестница у Благовещенской башни Московского кремля имеет на 8 ступеней больше, чем у Петровской башни. А всего эти лестницы имеют 44 ступени. Сколько ступеней имеет Благовещенская  башня?

18 – у Петровской лестницы

18 + 8 = 26 – у Благовещенской лестницы

Записывают в рабочих листах вместе с учителем

Уравнение решают комментировано

1,2,3

4

5,6

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

5. разминка

Перед вами клетка, я называю направление движения собачки, а вы при условии выхода ее за границу этих клеток будете хлопать.

Выполняют хлопки

Слайд

8

5. закрепление

(игра)

Ребята, попробуйте найти ошибку.

Слайд 9 – неправильно составлена краткая запись

Слайд 10 – неправильно составлено описание

Слайд 11 – не выполнен третий этап – важность этапа оценивания

А сейчас выполните задание в рабочих листах .

Поставьте себе оценку с учетом того, насколько вами понят новый материал по пятибалльной системе.

устно

Слайд 9, 10, 11

Д.з

№ 264, придумать и решить задачу по готовому уравнению

Слайд 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока алгебры по теме: "Решение задач с помощью уравнений".

Цель: - используя игровые формы, проверить умения и навыки учащихся при составлении квадратных и рациональных уравнений для практических задач; - с помощью экспресс - тестирования выяснить характ...

Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"

Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"...

Конспект урока "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений". Презентация...

Конспект урока в 6 классе "Решение задач с помощью уравнений"

Урок проводится в 6 классе при изучении темы "Решение задач с помощью уравнений" по учебнику Зубарева, Мордкович. Имеется презентация к этому уроку....

План-конспект урока по теме: "Решение задач с помощью уравнений"

Уровень образования:  основное общее образованиеЦелевая аудитория:  Учитель (преподаватель)Класс(ы):  5 классПредмет(ы):  МатематикаЦель урока: Цель ...

Конспект урока на тему "Решение задач с помощью рациональных уравнений. Задачи на движение"

В данном конспекте показано, как с помощью рациональных уравнений можно решать различные задачи, как по реальной ситуации составить математическую модель....

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...