Элективный курс по теме "Решение уравнений и неравенств с параметром"
элективный курс по алгебре (10 класс) по теме
Данный курс позволит научиться решать линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметрами с помощью следующих методов и приёмов: графической интерпретации, расположения корней квадратного уравнения в зависимости от параметра, метода интервалов, теоремы Виета, понятия "пучок прямых на плоскости", "фазовая плоскость", симметрии аналитических выражений, метода оценок,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.rar | 14.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс ориентирован на учащихся старших классов (10-11) физико-математического профиля общеобразовательной школы, имеющих базовую подготовку по математике и рассчитан на 34 часа.
Программа разработана на основе:
- закона РФ «Об образовании»,
- государственной программы по математике для 5-11 классов.
Курс посвящён трудным вопросам школьной математики, важным для поступления в вуз. Включает в себя некоторые разделы основной и средней школы по алгебре и началам анализа и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям, некоторые методы решения заданий с параметрами (по определению, по свойствам функций, графически и т.д). Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить обобщающее повторение основных тем курса, углубить и расширить знания учащихся по темам «Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром», «Квадратные уравнения и неравенства», «Аналитические и геометрические приёмы решения задач с параметрами», «Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами».
Элективный курс по теме "Решение уравнений и неравенств с параметрами"» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников, желающих основательно подготовиться к ЕГЭ. Занятия проводятся в форме обзорных лекций, на которых сообщаются теоретические факты, семинаров и практикумов по решению задач, а так же используется такой метод обучения, как метод проектов, который позволяет реализовать исследовательские и творческие способности учащихся. При работе будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме защиты проектов и выполнения тестовой работы.
Цели:
- Совершенствование математической культуры и творческих способностей учащихся на основе коррекции базовых математических знаний
- - расширение возможностей учащихся в отношении дальнейшего профессионального образования
Изучение этого курса позволяет решить следующие задачи:
- формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами,
- формирование поисково-исследовательского метода, аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
- осуществление работы с дополнительной литературой,
- акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате успешного изучения курса учащиеся должны знать: алгоритмы решения линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами; способы решения систем уравнений, неравенств различного уровня сложности; зависимость количества корней от значения коэффициентов а и в; решение неравенств методом интервалов; применение теоремы Виета; аналитические и геометрические приёмы решения задач с параметрами; метод оценки.
Учащиеся должны уметь:
решать линейные уравнения с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнений и их системы; решать квадратные уравнения и неравенства с параметрами, квадратные неравенства; решать тригонометрические, показательные, логарифмические и иррациональные уравнения и неравенства.
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Оборудование урока | |
план | факт | ||||
Введение | 1 | ||||
1 | Понятие уравнения с параметрами | 1 | |||
| 12 | ||||
2 | Решение линейных уравнений с параметрами. Тест. | 1 | |||
3 | Решение линейных уравнений с параметрами. | 1 | |||
4 | Решение линейных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий (ограничений) к корням уравнений | 1 | |||
5 | Решение уравнений, приводимых к линейным | 1 | |||
6 | Самостоятельная работа по теме: «Решение уравнений, приводимых к линейным» | 1 | |||
7 | Решение систем линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами | 1 | |||
8 | Решение систем линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами | ||||
9 | Решение линейных неравенств с параметрами с помощью графической интерпретации | 1 | |||
10 | Самостоятельная работа по теме: «Решение систем линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами» | 1 | |||
11 | Контрольная работа по теме: «Линейные уравнения и системы линейных уравнений с параметрами» | 1 | |||
12 | Решение линейных неравенств с параметрами с помощью графической интерпретации | 1 | |||
13 | Решение систем линейных неравенств с одной переменной, содержащих параметры | 1 | |||
| 11 | ||||
14 | Решение квадратных уравнений с параметрами | 1 | |||
15 | Использование теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметрами | 1 | |||
16 | Решение уравнений с параметрами, приводимых к квадратным | 1 | |||
17 | Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра | 1 | |||
18 | Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра | 1 | |||
19 | Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра | 1 | |||
20 | Взаимное расположение корней двух квадратных уравнений | 1 | |||
21 | Контрольная работа по теме: «Квадратные уравнения с параметрами» | 1 | |||
22 | Решение квадратных неравенств | 1 | |||
23 | Решение квадратных неравенств методом интервалов | 1 | |||
24 | Нахождение заданного количества решений уравнений или неравенств | 1 | |||
| 9 | ||||
25 | Графический метод решения задач с параметрами | 1 | |||
26 | Графический метод решения задач с параметрами | ||||
27 | Применение понятия «пучок прямых на плоскости» | 1 | |||
28 | Фазовая плоскость | 1 | |||
29 | Использование симметрии аналитических выражений | 1 | |||
30 | Метод решения относительно параметра | 1 | |||
31 | Использование ограниченности функций | 1 | |||
32 | Использование метода оценок и экстремальных свойств функции | 1 | |||
33 | Равносильность при решении задач с параметрами | 1 | |||
34 |
| 1 | |||
Содержание тем учебного курса.
Введение. Понятие уравнений с параметром. Первое знакомство с уравнениями с параметром (1)
1.Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром (12)
Алгоритм решения линейных уравнений с параметром. Зависимость количества корней в зависимости от коэффициентов а и в. Решение уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения. Решение линейных неравенств с параметрами. Классификация систем линейных уравнений по количеству решений (неопределённые, однозначные, несовместные). Алгоритм решения систем линейных уравнений с параметрами.
2.Квадратные уравнения и неравенства.
Алгоритмическое предписание решения квадратных уравнений с параметром. Зависимость количества корней уравнения от коэффициента а и дискриминанта .Решение с помощью графика. Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром. Решение квадратных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням. Расположение корней квадратичной функции относительно заданной точки. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции. Решение квадратных уравнений с параметрами первого типа («для каждого значения параметра найти все решения уравнения»). Решение квадратных уравнений с параметрами второго типа («найти все значения параметра, при каждом из которых уравнение удовлетворяет заданным условиям»). Решение квадратных неравенств с параметрами первого типа. Решение квадратных неравенств с параметрами второго типа.
3.Аналитические и геометрические приёмы решения задач с параметрами.
Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами. Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств. Использование симметрии аналитических выражений. Метод решения относительно параметра. Применение равносильных переходов при решении уравнений и неравенств с параметром.
4.Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами.
Решение тригонометрических уравнений, неравенств с параметром. Решение логарифмических уравнений, неравенств с параметром. Решение иррациональных уравнений, неравенств с параметром.
Литература
1.Амелькин В. В. Задачи с параметрами. М.: Асар, 1996.
2.Васильева В. Уравнения и системы уравнений с параметром: применение понятия
« пучок прямых на плоскости». Математика. 2002.-№4.-С.20-22.
3.Гронштейн П. И. Необходимые условия в задачах с параметрами. Квант.-1991.-№11.-С.44-49
4.Дорофеев Г. В. Решение задач, содержащих параметры. М.: Перспектива, 1990.
5.Дубич С. Линейные и квадратные уравнения с параметрами. Математика.-2001.-№36.
6. Егерман Е. Задачи с параметрами. Математика. №1 и №2. 2003.
7.Корн Г. Справочник по математике. М.: Наука, 1997.
8.Косякова Т. Решение квадратных и дробно- рациональных уравнений, содержащих параметры. Математика. 2001.
9.Крамор В. С. Примеры с параметрами и их решение. Пособие для поступающих в вузы. М.: АРКТИ, 2000.
10. Креславская О. Задачи с параметром в итоговом повторении. Математика. № 18, №19. 2004.
11.Легошина С. Решение неравенств первой и второй степени с параметрами. Математика. №6. 2000.
12.Моденов П. С. Пособие по математике для поступающих в вузы. М.: МГУ.1966.
13. Мордкович А. Г. 10-11 классы: задачник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2006.
14.Окунев А. А. Графическое решение уравнений с параметрами. М.: Школа-Пресс,1986.
15. Пятьсот четырнадцать задач с параметрами под ред. С. А. Тынянкина. Волгоград,1991.
16.Цыганов Ш. Десять правил расположения корней квадратного трёхчлена. Математика. 2002.№18
17.Шарыгин И. Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: учебное пособие для 10 класса средней школы. М.: Просвещение, 1989.
18.Шарыгин И. Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: учебное пособие для 11 класса средней школы. М.: Просвещение, 1989.
19.Шахмейстер А.Х. Уравнения и неравенства с параметрами. С.- Петербург. Москва. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
Данный элективный курс расчитан для работы с учащимися 10 класса, направлен на формирование твердых умений и навыков решения тригонометрических уравнений и неравенств...
Программа элективного курса по теме "Решение уравнений и неравенств с параметрами"
Элективный курс по теме " Решение уравнений и неравенств с параметрами" позволяет познакомится с методами решения уравнений и неравенств содержащих параметр, способствует повышению уровня логиче...
элективный курс "Решение уравнений и неравенств с параметрами..."10 - 11класс
элективный курс "Решение уравнений и неравенств с параметрами..."10 - 11класс...
РП элективного курса "Решение уравнений и неравенств с параметрами"
Задачи с параметрами для учеников массовой школы являются непривычными,а для многих из них сложными.Программа данного курса позволяет ликвидировать этот пробел в знаниях и не опасаться приступать к за...
Программа элективного курса "Функции в уравнениях и неравенствах"
Программа элективного курса "Функции в уравнениях и неравенствах"...
Элективный курс по математике "УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА". 11 класс.
Данная программа предназначена для учащихся 11 классов.Она поможет углубить математические знания, расширить круг имеющихся математических вопросов, поможет подготовиться к итоговой аттестации и...
Рабочая программа элективного курса по математике "Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля".10 класс
Данный материал помогает овладеть методикой выбора более удобного способа решения уравнения и неравенства с переменной под знаком модуля, пользуясь предварительным анализом, производить вычисления, гр...