Урок-мастерская по математике в 5 классе по теме "Вычитание дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Колупаева Светлана Николаевна

Материал содержит разработку урока в 5 классе по теме "Вычитание обыкновенных дробей" и соответствующие приложения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-мастерская в 5 классе

Название: Урок-мастерская в 5 классе. Тема «Вычитание обыкновенных дробей»

Автор: Заместитель директора по воспитательной работе, учитель математики МКОУ СОШ пгт Кумёны Кумёнского района Кировской области Колупаева Светлана Николаевна 

Актуальность: Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне, и я   запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».

Поэтому уроки-мастерские, где учащиеся работают в группах практически, т.е. действуют сами, очень эффективны для изучения нового материала. «Технология мастерской позволяет включить учеников  в процесс познания через создание такой эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец» (Окунев)

Новизна: Этот урок разработан лично мной и трижды опробован на практике в разные годы.

 Практическая значимость: Материалы урока можно использовать в любом классе для  учебника любого автора.

Краткое содержание:

1 этап. Актуализация знаний

Индуктор: геометрические фигуры (треугольники -6, прямоугольники -6, круги -6, параллелограммы -6; четырех цветов: голубой, желтый, зеленый и красный). Ученики выбирают любую понравившуюся геометрическую фигуру, а  рассаживаются по 6 человек в 4 группы по цвету фигур (на каждом из 4 столов стоит карточка определенного цвета)

Учитель объявляет о мастерской. Напоминает правила. Выбирают лидера

2 этап. Деконструкция

В игровой форме ученики повторяют правила действия с дробями и выясняют, что не умеют вычитать дроби

3 этап. Реконструкция. Учащиеся в группах на практических примерах с долями геометрических фигур выполняют вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

4 этап. Социализация.

Ученики соотносят свою деятельность с деятельностью других групп.

5 этап Афиширование. 

Группы вывешивают результаты в общем виде и формулируют правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

6 этап. Промежуточная рефлексия.

Учащиеся выполняют упражнение в тетради с печатной основой на применение полученного правила.

Все данные этапы повторяются также для получения правила вычитания дроби из целого числа, вычитания смешанного числа из целого и вычитания дробей с разными знаменателями.

Урок заканчивается рефлексией и домашним заданием (базовый уровень и творческое задание)

Тема «Вычитание дробей»

Цели: - Создать условия для усвоения правил вычитания дробей с одинаковыми и    

  разными знаменателями,  вычитания смешанных дробей;

-Создать условия для развития творческого потенциала и индивидуальных способностей каждого  ученика в комфортной психологической обстановке;

--развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения;

-Воспитание коммуникативных навыков и субъективности учащихся, уважения  друг другу.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: мастерская (групповая)

Оборудование: Карточки,  на каждом столе по 4 прямоугольника, разделенных на 10 равных полосок каждый, по 4 круга, разделенных на 8 равных секторов, ножницы, учебники, тетради, рабочие тетради на печатной основе, заготовленные на листах примеры, чистые листы, фломастеры, магниты.

Индуктор: геометрические фигуры (треугольники -6, прямоугольники -6, круги -6, параллелограммы -6; четырех цветов: голубой, желтый, зеленый и красный). Рассаживаются по 6 человек в 4 группы (на каждом из 4 столов стоит карточка определенного цвета)

Учитель: Объявляет о мастерской. Напоминает правила:

  • В мастерской все равны
  • Все прислушиваются к мнению лидера
  • Слово мастера – закон.

Просит положить свои ручки перед лидером (тем самым ребята в каждой группе определяют лидера)

Учитель: Подводит к цели урока: «Давайте вспомним ребята, какие операции мы на сегодняшний день можем производить с дробями. Наша Каркуша, как всегда, навредничала и все карточки растащила по кабинету (карточки привешены на стенах, на шторах, на стендах). Работать будем так: говорите, какую операцию мы умеем производить с дробями и приводите в пример одну из карточек.

Ученики  называют:

  1. Сравнивать дроби ()
  2. Выделять целую часть ()
  3. Приводить дроби к общему знаменателю ( )
  4. Превращать смешанное число в неправильную дробь (1)
  5. Сокращать дробь ()

Учитель: А вот одна карточка осталась у нас без внимания. Почему?

Ученики: Не умеем вычитать дроби.

Учитель: А может быть нам и не надо уметь это делать?

 Обсуждают и приходят к мысли, что цель урока: «Научиться вычитать

                дроби». Записывают тему урока: «Вычитание дробей»

Учитель: Сложите на своем столе отдельно прямоугольники и отдельно кружочки. Разрежьте на части один прямоугольник и один круг. Подумайте, какую долю предмета составляет каждая часть. Выполните практически пример1:

 –  =                     –  =

Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.

Попробуйте сформулировать правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Обсудите его в группах и когда будете готовы выступить, поднимите карточку.

Заслушивают одну группу. Другие, если не согласны или есть дополнения, поднимают карточку и высказывают своё мнение

Учитель: Запишите правило в буквенном виде на чистом листочке и прикрепите на доску.

 - =

Читают правило по учебнику стр 202

Рабочая тетрадь на печатной основе стр 56 № 135

Выполняют в группах, ответы записывают на доске. Подводят итоги

Учитель: Теперь найдите на своих столах пример 2 и решите его практически с помощью геометрических фигур:

                                            1 – =            1 - =

Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.

Разбирают с учителем примеры и записывают решение в тетрадь:

  1. =-=
  1. =- =

Делают вывод: Чтобы из 1 вычесть дробь, нужно её представить в виде неправильной дроби с тем же знаменателем.

          Решают примеры. РТ стр 56 № 133

Учитель:А теперь найдите пример 3 и подумайте, как его решить, используя результаты 2 примера:

             4-=        

      Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.

Разбирают с учителем примеры и записывают решение в тетрадь:

4-=3+(1-)=3+=3

Учитель: Ну и ещё усложним задание. Попробуйте с ним справиться самостоятельно в группах:

4-1=  

 Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.

Разбирают с учителем примеры и записывают решение в тетрадь:

4- 1=3-=2+(1-)=2+=2

Учитель: И ещё один случай: вычитание дробей с разными знаменателями. Положите перед собой листочек с примером 5:   -=

С какими долями будем работать? (с восьмыми) Значит, какую фигуру будем рассматривать? (круг). Положите перед собой 1\2 круга. А сколько восьмых долей содержится в половине круга? ( четыре восьмых доли) Сможем ли мы теперь выполнить вычитание? Сколько получится? (- =)

Обсуждают пример, записывают в тетрадь решение. Приходят к выводу (продолжают фразу, записанную на листе с примером):

Чтобы найти разность дробей с разными знаменателями, их сначала нужно…

провести к общему знаменателю.

 Решают примеры. РТ стр 57 № 137

Учитель: У вас на столах остался последний нерешенный пример: 3 - 1=

                     Решите его в группах, используя полученные на сегодняшнем уроке знания. Можете это сделать практически на фигурах, а можете сразу, используя сделанные нами выводы.

Ребята могут предложить разные варианты решений:

  1. 3 - 1=3 - =3 - =2 - =1
  2. 3 - 1= - = - ==1

Обсуждают пример, записывают в тетрадь решение. Приходят к выводу (продолжают фразу, записанную на листе с примером):

Чтобы найти разность смешанных дробей с разными знаменателями, то их сначала нужно…превратить в неправильные дроби, а затем…привести к общему знаменателю.

Итог урока. Рефлексия. Продолжите предложение:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Сегодня на уроке мне было…
  • Самым сложным для меня на уроке было…

Домашнее задание РТ стр56  № 136, Учебник № 938. Творческое задание:

                                 Придумать текстовую задачу на вычитание смешанных дробей.

Приложение.

Чтобы найти разность смешанных дробей с разными знаменателями, то их сначала нужно…___________________, 

а затем…___________________.

Чтобы найти разность дробей с разными знаменателями, их сначала нужно…____________

 Чтобы из 1 вычесть дробь, нужно её представить в виде

_______________

Пример 1

Пример 1

Пример 2

Пример 2

Пример 3

Пример 4

Пример 6

Приложение 2 Прямоугольник с десятыми долями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 6 класс "Деление обыкновенных дробей"

Задача, конечно, не слишком простая:Играя учить и учиться играя,Но если с учёбой сложить развлеченье,То праздником станет любое ученье!  Урок по математике в 6 классе с применением информационны...

Презентация к уроку по математике 6 класс "Деление обыкновенных дробей"

Презентация к уроку по математике 6 класс "Деление обыкновенных дробей"...

Урок математики 5 класс "Деление обыкновенных дробей"

Это урок - презентация по теме: "Деление обыкновенных дробей "...

урок по математике 5 класс. "умножение десятичной дроби на натуральное число"

Данный урок первый в этой теме. Это урок-исследование, учащиеся сами учатся выполнять умножение десятичноых дробей на натуральное число, создают алгоритм, ищут выход из затруднительной ситуации....

Конспект урока математики. 5 класс. Тема: «Обыкновенные дроби».

Тип урока: урок выработки умений и навыковЦели урока:Образовательная: закрепить знания, выработать умения и навыки, научить применять ЗУН в новых условиях....

Конспект и презентация к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные"

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные" по учебнику С.А. Козловой...

Открытый урок математики в классе "Доли. Обыкновенные дроби"

Данный урок - изучение нового материала. к уроку прилагается презентация, приложения с тестами....