Интегрированный урок математики и истории "Строительство Санкт-Петербурга"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Шехмаметьева Алия Нюрулловна

Данный материал является интегрированным уроком математики и истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Содержание урока.22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики и истории в 6 классе «Строительство  Санкт – Петербурга».

Авторы: Шехмаметьева А.Ю.,  Осадченко Н.В.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Систематизация и обобщение знаний учащихся  по темам: «Обыкновенные дроби, «Проценты»;
  2. Применение знаний в незнакомой и несколько измененной ситуации;  
  3. Сформировать представление учащихся о том, как строился Санкт – Петербург;

Развивающие:

  1. Развивать навыки  реализации теоретических знаний в практической деятельности;
  2. Формировать умение рационально планировать работу;
  3. Развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
  4. Формировать умение искать и отбирать нужную информацию на заданную тему;

Воспитательные:

  1. Воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности и положительного  отношения к учебе;
  2. Расширение общего кругозора;

Мотивация урока: стимулировать интерес  к изучению математики и истории;

Приемы:

  1. Создание на уроке ситуации занимательности;
  2.  Создание ситуации  успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей4
  3. Наглядность обучения;
  4. Позитивная эмоциональная окраска;

Форма организации обучения: урок, форма совершенствования  знаний, умений, навыков;

Форма обучения: фронтальная;

Технологии: индивидуальная, коллективная, компьютерные технологии, самостоятельная работа.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.

Учебные пособия:

Учебник: Л.К. Ермолаева, Н.Г.Захарова, Н.В.Казакова, Е.В.Калмыкова, И.М. Лебедева, Ю.А. Смирнова, Н.Г. Шейко. История и культура Санкт – Петербурга. Часть1 (XVIII век).Санкт-Петербург. Смио пресс.2009.

И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Мнемозина, 2008;

Ход урока.

Заранее учащимся даются задания найти информацию по следующим вопросам и сделать презентацию:

1)Когда началось строительство города, кто были первые  рабочие, какие средства использовались для строительства.

2)Условия жизни рабочих, трудившихся на строительстве, какова была оплата труда?

3)Как участвовали в строительстве города  губернии России?

  1. Оргмомент.
  2. Вводное повторение.

Игра – разминка.

В каком году был основан Санкт – Петербург? (ответ 1703 г.)

Посчитайте, как давно это было? (ответ 309 лет)

От какого события мы ведем летоисчисление? (ответ: от Рождества Христова)

С какого года  в России ведется это летоисчисление? (ответ: с 1700 г.)

До 1700 г. с какого события велось летоисчисление? (ответ:  с  сотворения мира)

Посчитайте, в каком году был основан Петербург,  если  считать от сотворения мира, зная, что разница между сотворением мира и Рождеством Христовым  5209 лет.  

  1. Новый материал.

Доклад первого ученика. (примерный материал)

    В мае 1703 года в только что отвоеванном  у противника устье реки Невы Петр заложил город – крепость Санкт – Петербург. 6 месяцев возводили ее деревянно-  земляные  бастионы, и все это время у побережья  Финского залива крейсировали 9 шведских кораблей, которые некому было отогнать, так как российские суда только начали строить на Свири. Вражеская армия тоже близко стояла  к строившейся крепости в Сестрорецке. Еще не был понятен исход войны, и потому, чтобы не нести значительные материальные потери, если  Санкт – Петербург  захватят шведы, город строили временным и недорогим.  Дома рубили из досок и нетолстых бревен, улицы не мостили.

     Положение изменилось в 1709 г. после разгрома армии Карла XII под Полтавой  стало очевидным, что  принадлежащие Руси с 9 века земли вдоль Невы и побережья Балтики, которые захватила Швеция в 17 веке, навсегда возвращены России. Это определило отношение Петра к роли Санкт – Петербурга, его стали строить  из камня, фундаментально и красиво.

      Ежегодно на сооружение «парадиза» - райского уголка, как Петр называл свое детище, присылали из всех губерний страны 40 тысяч рабочих. Жили они в шалашах, во времянках, в постоянной сырости, голодали, так как купить продукты в разоренных войной селах вокруг Петербурга было невозможно, а подвозили продовольствие нерегулярно. За  свой тяжелейший труд они получали 50 коп. в месяц. Кроме подсобных рабочих, которые отработав год, возвращались домой, в Санкт – Петербург ежегодно насильно переселяли с семьями квалифицированных строителей: каменщиков, плотников, кирпичников (изготовителей кирпича и черепицы). Они жили с семьями в собственных домах и получали 1 рубль в месяц. Так как строителей в государстве было немного, то   1714 г. было запрещено каменное строительство,  в любом городе, кроме Петербурга. Запрет сняли только в 1721 г., когда разрешили достроить каменные храмы, возведение которых  было начало ранее.

    Каждая из 8 губерний страны отряжала на возведение Санкт – Петербурга своих строителей.

Далее учитель дает первую задачу (условие на интерактивной доске).

   В 1712 году 5 губерний (Московская, Архангельская, Петербургская, Казанская и Киевская) послали строителей в Петербург.  0,3 от их количества прибыли из Московской губернии;  0,25 от остального числа строителей приехали их Архангельской губернии; из петербургской, Казанской и  Киевской  губерний прибыли 2100 строителей. Сколько мастеров прислали 5 перечисленных губерний возводить Санкт – Петербург?

Ответ: Х- 0,3Х – 0,175Х = 2100

             0,525Х=2100

             Х =  4000

4000 мастеров послали 5 перечисленных губерний возводить Санкт – Петербург.

Вторая задача.

Смоленская, Азовская и Сибирская губернии тоже в 1712 г. послали строителей  в  Санкт – Петербург. Их число составляло 0,225 от числа строителей, прибывших из 5 названных выше губерний. Использовав результат предыдущей задачи, узнайте, сколько строителей приехало в 1712 г.в  Санкт – Петербург  из всех 8 губерний страны.

Ответ: 1) 4000 * 0,225 =  900 строителей прибыло их Смоленской , Азовской и Сибирской  губерний.

2) 4000 + 900 = 4900 строителей приехало в 1712 г. Санкт – Петербург  из всех 8 губерний.

Второй доклад. Условия жизни рабочих, строивших Санкт – Петербург, были такими, что многие из них умирали. Известный историк В.О.Ключевский писал: «Едва ли найдется в военной истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов, чем сколько легло рабочих в Петербурге и Кронштадте».    

   Труд строителей оплачивало не государство, а население страны, с которого взыскивали 100 тыс.  рублей ежегодно для оплаты труда своих строителей .

В 1712 году Московская, Петербургская, Казанская и Киевская губернии на содержание своих строителей  прислали 5700 рублей. Деньги с жителей взыскивали на только на оплату строителей  Санкт – Петербурга, но и на другие нужды города. Благодаря усилиям всей страны город быстро рос и уже к 1714 году имел  34 500 домов.

Третья задача. В 1712 г. население России  заставили собрать деньги для Петербурга, из которых 0,4 израсходовали на изготовление кирпича, а остальные отдали адмиралтейству на строительство флота , при этом строительство судов стоило на 10000 руб. больше , чем изготовление кирпича. Какую сумму собрали россияне для Петербурга в 1712 г.?

Ответ:0,4Х = 10000 = 0,6Х

            0,2Х = 10000

               Х = 50000

50 000 рублей собрали россияне для Петербурга в 1712 г.

Четвертая задача.  В 1725 г. Санкт – Петербург стал многолюдным городом, 70 % жителей которого жили в нем постоянно, а остальные были временными строителями. Их было на 40 тыс. человек меньше, чем постоянных жителей города. Сколько человек жило в Петербурге в 1725 г.?  

Ответ: 0,7 Х = 0,3Х + 40000

             0,4Х = 40000

             Х = 100000

100 000 человек жило в Петербурге в 1725 г.

  1. Контроль усвоения.

Графический тест  (учащиеся записывают в тетради ответы «+», если ответ верный, «-», если утверждение ложно).

  1. Чтобы разделить число на обыкновенную дробь, нужно числитель разделить на числитель, а знаменатель  на знаменатель.
  2. Процент – это десятая часть от числа.
  3. Санкт – Петербург изначально строился из камня.
  4. В 1725 г. Санкт – Петербург стал многолюдным городом, 70 % жителей которого жили в нем постоянно, а остальные были временными строителями.
  5. Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь.
  6. 0,04 равно 40%.
  1. Рефлексия.

На доске нарисован цветок, в центре которого фраза: «Мое впечатление об уроке». Учащиеся по желанию подходят и пишут в лепестках свое мнение об уроке.

  1. Домашнее задание.

 по математике: 2 задачи, по истории: составить рассказ об одном дне строителя города.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок англ . яз.+ культура Санкт -Петербурга " Travelling to St.Petersburgh world of water"

Тезисы к уроку «Путешествие в мир воды города Санкт-Петербурга.Урок  входит в школьный проект по внедрению идей Устойчивого развития на интегрированных уроках английского языка  с разными...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: ИЗО, история Санкт-Петербурга и МХК (Разновозрастная аудитория).

Название урока: "Три имени нашего города". Урок проводился как экспериментальный.В связи с разновозрастной аудиторией акцент заданий был сделан на комуникативные компитенции и логику.К уроуку создана ...

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

Технологическая карта интегрированного урока "Эпидемия холеры в Санкт-Петербурге в 1830-1831 гг. и ее "производные""

Технологическая карта интегрированного урока истории и математики для студентов I курса СПО...

Методическая разработка интегрированного урока-игры «Путешествие по Санкт-Петербургу с координатами»

Разработка представляет собой сценарий игры по станциям, каждая из которых представляет разные предметные области, на которых учащиеся 6 классов знакомятся с практической значимостью понятия "коо...