Главные вкладки

    Рабочая программа групповых занятий по математике 6 класс
    элективный курс по алгебре (6 класс) по теме

    кустарева марина ивановна

    Титульный лист, пояснительная записка, планирование, литература.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gz-6.docx29.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

    КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

    Муниципальное общеобразовательное учреждение –

    средняя общеобразовательная школа №13

    Согласовано                           Согласовано                                           Утверждаю

    на заседании ШМО           на метод. совете                        директор МОУ-СОШ №13

    руководитель  ШМО         зам. директора по УВР            ____ Н.А. Базутина

    _____  М.И. Кустарева         _____Н.С. Шамазова.             «____» ________2013г.

    «____» ________2013г.           «____» ________2013г           Приказ от ______№___

     

    Рабочая программа

                       группового занятия

     «Решение логических задач»

    Класс  6 А, 6 Б

    Учитель  Кустарева Марина Ивановна

    Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час

    Планирование составлено на основе

    авторской программы А. М. Быковских, Г. Я. Куклиной «Занимательные математические задачи». Дополнительные занятия для учащихся 5-6 классов: Учебное пособие / 2-е изд., Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 2010.

    Клин 2013г

    Пояснительная записка

     Рабочая  программа группового занятия по математике «Решение логических задач» рассчитана на учащихся 6-х классов, проявляющих интерес к предмету математика. Рабочая программа  группового занятия для 6 класса составлена на основе авторской программы А. М. Быковских, Г. Я. Куклиной «Занимательные математические задачи». Дополнительные занятия для учащихся 5-6 классов: Учебное пособие / 2-е изд., Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 2010 и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

            Актуальность программы в потребности развития пространственного и логического мышления современного ребенка, а также в использовании полученных знаний и опыта исследовательской работы в будущей практической деятельности. Проблема возможностей усвоения  школьниками формальной логики как учебного предмета имеет сегодня особую актуальность в связи с ориентацией современной системы образования на реализацию идей и положений концепции развивающего обучения. Одним из главных направлений этой концепции является развитие у учащихся теоретического мышления в процессе преподавания различных учебных предметов и, прежде всего, основ формальной логики. Справедливо считается, что овладение знаниями в области формальной логики может в значительной степени способствовать развитию теоретического мышления учащихся и подготавливает их к более сложному обучению на последующих этапах школьного образования.

          Педагогическая целесообразность программы  состоит в том, что ее освоение способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека и прививает желание учащихся содержательно и творчески подходить к процессу обучения. Занятия охватывают материалы смежных дисциплин: математики, информатики, а также истории, литературы.

        Данный курс направлен на расширение знаний обучающихся, повышение уровня логической культуры посредством решения большого класса задач. Предлагаемый курс освещает намеченные Министерством Образования тенденции в сфере математической грамотности обучающихся. Необходимо отметить, что математическая логика способствует развитию творчества, мышления, кроме того, существует тесная связь математики с жизнью и другими учебными дисциплинами, изучаемыми в школе.

        Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир  школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь групповое занятие «Решение логических задач»  расширяющее математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующее формированию познавательных универсальных учебных действий.

        Групповое занятие предназначено для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

        Содержание группового занятия
    «Решение логических задач» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
         

    Цели курса:

    • расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

               Задачи курса:

    • закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
    • формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
    • вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.
    • активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;
    • поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;
    • воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.

            Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения.

     Основные формы организации учебных занятий: беседа, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для обучающихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Одним из образовательных результатов является разработка и защита проектов обучающимися.

    Общая характеристика группового занятия.

            «Решение логических задач» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

            В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

            Групповое занятие
    «Решение логических задач» учитывает возрастные особенности школьников 6-х классов и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в групповое занятие включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит передвижение учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на партах классной комнаты. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации группового занятия целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

                   

     Место группового занятия в учебном плане.

            Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 45 минут. Содержание группового занятия отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    В результате изучения курса учащиеся должны:

    • уметь работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
    • развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладеть навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;
    • овладеть основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
    • овладеть геометрическим языком, умением использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретсти навыки геометрических построений;
    • научиться узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
    • научиться использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
    • научиться исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
    • уметь применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

    Основное содержание курса.

    Тема 1: Числовые множества. Действия с числами (5 часов)

    Теория: Историческая информация о происхождении чисел.

    Практика: Создание учащимися презентаций. Создание и решение своих задач с использованием старинных мер. Решение задач без карандаша и бумаги.

    Тема 2: Текстовые задачи (12 часов)

    Теория: Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца.  Геометрические задачи. Задачи на разрезание. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания.  Логические задачи

    Практика: Решение задач. Составление задачника. Конкурс «Лучший решатель».

    Тема 3: Графы на плоскости (4 часа)

    Теория: Теория графов. Элементы теории графов

    Практика: Решение задач

    Тема 4: Геометрические задачи (7 часов)

    Теория: Основы геометрии на плоскости и в пространстве.

    Практика: Решение задач со спичками. Решение геометрических задач.

    Тема 5: Математические соревнования, ребусы (7 часов)

    Теория: Ребусы. Математические ребусы

    Практика: «Математическая карусель», «Устная олимпиада»,  «Умники и умницы», «Интеллектуальный марафон», «Ребусомания»

    Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

    1. Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: Учеб. пособие / Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 78 с.
    2. Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах / сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995
    3. Математика. Дидактические материалы, Москва, «Просвещение», 2000
    4.  Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.(500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
    5. Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000.
    6. Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников. В 2 ч. Ч. 1: учебное пособие/ А.Д. Гетманова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 240 с.
    7. Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников. В 2 ч. Ч. 2: учебное пособие/ А.Д. Гетманова. – МГПУ, 2006. – 144 с.
    8. Кордемский Б.А. Удивительный мир чисел. Математические головоломки и задачи для любознательных: книга для учащихся/ Б.А. Кордемский. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
    9. Никифорова М.К. Занимательные логические задачи/ М.К. Никифорова// приложение к газете Математика «Первое сентября». – 2005. – №7. – С. 15-18.
    10. Никифорова, М.К. Занимательные логические задачи/ М.К. Никифо-рова// приложение к газете Математика «Первое сентября». – 2005. – №10. – С. 4-7.
    11. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002.
    12. http://mathworld.ru/
    13. http://www.develop-kinder.com
    14. http://lineyka.inf.ua
    15. http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevna

    Календарно-тематическое планирование группового занятия

    6 В класс

    Дата по плану

    Дата по факту

    Раздел,

    тема занятия

    Кол-во часов

    Числовые множества. Действия с числами (5 часов)

    1

    Происхождение чисел

    1

    2

    Игра-ярмарка решения задач с использованием старинных мер

    1

    3

    Числовые множества

    1

    4

    Магический квадрат

    1

    5

    Числовые головоломки

    1

    Текстовые задачи ( 12 часов)

    6

    Логические задачи

    1

    7

    Решение логических задач

    1

    8

    Задачи на переливание

    1

    9

    Решение задач на переливание

    1

    10

    Задачи на взвешивание

    1

    11

    Решение задач на взвешивание

    1

    12

    Задачи на перевозки и переправы

    1

    13

    Решение задач на перевозки и переправы

    1

    14

    Задачи проценты (смеси и сплавы)

    1

    15

    Решение задач на проценты

    1

    16

    Конкурс «Лучший решатель»

    1

    17

    Решение задач от противного

    1

    Графы на плоскости (4 часа)

    18

    Теория графов

    1

    19

    Элементы теории графов

    1

    20

    Применение элементов теории графов к решению  задач

    1

    21

    Решение задач с помощью графов

    1

    Геометрические задачи (7 часов)

    22

    Треугольник. Задачи с треугольниками

    1

    23

    Четырехугольники. Геометрические головоломки

    1

    24

    Знакомство с пространственными телами

    1

    25

    Задачи на разрезание

    1

    26

    Решение задач на разрезание

    1

    27

    Задачи со спичками

    1

    28

    Решение задач со спичками

    1

    Математические соревнования, ребусы

     (7 часов)

    29

    Математические ребусы

    1

    30

    «Ребусомания»

    1

    31

    «Устная олимпиада»

    1

    32

    «Умники и умницы»

    1

    33

    «Интеллектуальный марафон»

    1

    34

    «Математическая карусель»

    1

    35

    Защита проектов по темам курса

    1

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа групповых занятий по математике 5 класс

    Рабочая программа  групповых занятий  по математике 5 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....

    Рабочая программа групповых занятий по математике

    Рабочая программа  групповых занятий  по математике 6 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....

    Алгебраические выражения и их преобразование Рабочая программа групповых занятий по математике для 7 класса

    Специфика курса «Алгебраические выражения и их преобразование» заключается в том, что он открывает широкие возможности для выработки у учащихся важных трудовых умений, способствует развитию воли, сооб...

    Рабочая программа групповых занятий по математике «Обобщение и систематизация знаний по математике обучающихся 9 класса при подготовке к государственной итоговой аттестации (в форме ОГЭ)»

    Учебная программа групповых занятий по математике в 9 классе составлена на основе «Программы. Математика. 5 – 6классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начало математического анализа...

    Рабочая программа групповых занятий по математике для 8 классов «Математика в вопросах и ответах»

    муниципальное образование город Краснодар(территориальный, административный округ (город, район, поселок)муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № ...

    Рабочая программа групповых занятий по математике 7 класс

    Данный материал содержит рабочую программу ГЗ по математике для 7 класса к учебникам "Алгебра" Дорофеев и "Геометрия" Атанасян...