Формирование позитивной мотивации через стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) по теме

Стюф Марина Алексеевна

В данном материале представлено эссе и подробно разобран план урока на тему "Формирование позитивной мотивации через стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках математики". В результате обобщения педагогического и методологического опыта автора за несколько лет работы в школе и участии в различных преподавательских конкурсах, был сформирован теоретический базис, краткая суть которого изложена в эссе. В качестве примера практического применения данного базиса приведен подробный план урока. Используя наработки автора, можно повысить заинтересованность учеников и их мотивацию к изучению необходимого материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.a.styuf_esse_urok.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Стюф Марина Алексеевна, КОУ «Заливинская СОШ»

Формирование позитивной мотивации через стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.

    Римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Поэтому учителей всегда интересовали ответы на вопросы: как сформировать у школьников познавательный интерес, что нужно делать, чтобы он постоянно развивался, как сформировать личные качества, необходимые в процессе социальной адаптации в разных возрастных группах,  как поддержать активность учащихся на протяжении всего урока?

    В современной школе при переходе на ФГОС вопрос о мотивации учения без преувеличения  может быть назван центральным.

    Для выявления уровня мотивации деятельности использовалась поуровневая диагностика Т.И. Шамовой. Для адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого учащегося применялись методы психолого-педагогической диагностики:  педагогическое наблюдение во время учебной деятельности учащихся на уроке, собеседование с учащимися, родителями. Анализировался продукт деятельности учащихся:  тетради для контрольных работ, результаты контрольных срезов, тестов. Использование различного диагностического материала позволило определить стартовый капитал каждого ученика, необходимый для разработки траектории индивидуального развития на каждый период обучения. Поэтому можно было эффективно    осуществлять оперативное регулирование мотивации учебной деятельности обучающихся. 

Познавательный интерес не присущ человеку от рождения. Он формируется и развивается только в деятельности. Интерес к познанию может выступать в различных модификациях: как мотив, как средство обучения, как качество личности. Но только в единстве этих аспектов, в их интеграции заключается успех его формирования и развития познавательного интереса.  

   Побудительной причиной к какому - либо активному действию обучающегося на различных этапах урока являются применяемые методы мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые, социальные (примеры с уроков), необходимые  для формирования личностных качеств (самостоятельность, решительность, восприимчивость, эстетичность, совестливость, оптимистичность, работоспособность, демократичность, коллективизм, гуманность, трудолюбие,  честность, любознательность, эрудированность, сообразительность) в процессе социальной адаптации в разных возрастных группах (младшие школьники, младшие подростки, старший подростковый возраст, старший школьный возраст).

    Моё педагогическое кредо – создание благоприятных условий для воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей.

Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей» 6класс

Цели

Образовательная: обобщить знания учащихся по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», способствовать закреплению ЗУН сравнения, сложения, вычитания десятичных дробей;

Развивать внимание, память, сообразительность, самостоятельность.

Воспитывать уважение друг к другу, уверенность к себе, способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения математики.

Ход урока

1. Организационный момент

10 * ич    

     я

Здравствуйте, садитесь. Ребята, разгадайте, пожалуйста, ребус.

Придумайте словосочетание с разгаданным словом.

У вас было домашнее задание проанализировать свои знания и умения.

Что вы уже знаете и умеете? А чему вы хотите сегодня научиться и что повторить? Запишите в тетрадях дату и тему сегодняшнего нашего урока...

Во время урока мы совершим восхождение по «Лестнице успеха»

Зачем это нужно знать?

Сами умеем

Дружно все вместе

Это мы можем

Вспомним

Нам предстоит шаг за шагом подниматься по ступеням этой лестницы. И если мы пройдём по всем ступеням, нас ждёт успех. Поднимаясь, мы будем повторять изученный материал и использовать свои знания при выполнении различных заданий, а вы в течение урока оценивайте свои знания и выставляйте в оценочных листах отметки за каждый вид работы.

Фамилия Имя

Вид работы

Повторение теории

Устная (индивидуальная)

работа

Групповая работа

Математический диктант

Самостоятельная работа

Итог

Отметка

I Ступенька         Я предлагаю шагнуть на первую ступеньку «Вспомни» и ответить на вопросы

1) Определение десятичных дробей       (Дробь, у которой знаменатель является степенью числа 10, часто записывают в более простой форме, не записывая знаменатель, а, отделяя целую и дробную части друг от друга запятой, называют десятичной).

2) 2,  2,7   Сравните записи чисел. Что в них общего? И чем они отличаются?   (Разные формы записи одного и того же числа: первая – в виде смешанной дроби, вторая – в виде десятичной дроби).

3) Название разрядов до запятой   (Единицы, десятки, сотни).

4) Название разрядов после запятой   (Десятые, сотые, тысячные, десятитысячные, стотысячные, миллионные).

5) 0,7 = 0,70 = 0,700 = …  Объяснить равенство дробей   (В дробной части десятичной дроби можно приписать справа нули – получится дробь, равная данной).

6) 7,5100 = 7,510 = 7,51   Почему верно равенство?   (Если в дробной части десятичной дроби имеются справа нули, то их можно отбросить – получится дробь, равная данной).

7) Правило сравнения десятичных дробей    (Из двух десятичных положительных дробей больше та, у которой целая часть больше; при равенстве целых частей больше та дробь, у которой цифра разряда десятых больше и т.д.).

8) Правило сложения десятичных дробей   (Сложение десятичных дробей сводится к сложению натуральных чисел, поразрядно).

9) Правило вычитания десятичных дробей   (Вычитание десятичных дробей сводится к вычитанию натуральных чисел ,поразрядно).

10) Что позволяют нам делать законы сложения?   (Для десятичных дробей выполняются переместительный и сочетательный законы сложения, так как эти законы выполняются для равных им обыкновенных дробей. Это позволяет в сумме нескольких слагаемых переставлять слагаемые и заключать их в скобки любым образом и опускать скобки по тем же правилам, как и для обыкновенных дробей).

11) Всякая ли геометрическая фигура имеет периметр?    (Нет, периметр не имеет угол, окружность, овал, сфера, шар. Периметр имеют многоугольники, многогранники)                                          Оцените себя.

II. Ступенька    Мы с вами повторили теоретический материал, а сейчас посмотрим как он применяется при выполнен  различных заданий, тем самым перейдём на вторую ступеньку «Это ты можешь».

  • Индивидуальные задания (сильные обучающиеся у доски)
  1. Р/т стр.80

№241е) Укажите два последовательных натуральных числа, между которыми заключена дробь   ….< 12,9 <….

№242е) Укажите две ближайшие десятичные дроби с одной цифрой после запятой, между которыми заключена дробь    ….. < 2,128  < ……

№243е) Укажите какое-либо число, заключённое между двумя данными числами  

                 8,35<…………< 8,4.

2.  Карточка.       Словарный диктант.

Как называются доли, которые получаются:

1)  При делении целого на тысячу.

  1. При делении целого на миллион.
  2. При делении целого на сто тысяч.

Как называется разряд в записи десятичной дроби:

  1. Стоящий на втором месте после запятой.
  2. Стоящий на четвёртом месте после запятой.
  3. Стоящий на третьем месте до запятой

    Вставьте пропущенные буквы    в словах:    

  1. Д...с…тичн…я  дро……
  2. Ср…внен…е.

    3. Д/м стр.58      Решить уравнение

         а) 6х – 3х + 1 = 8         б) 8 - х = 17

4.Учебник №627б)      Решить задачу с помощью уравнения

На автомобильной стоянке стоит 72 автомобиля, причём легковых автомобилей в 7 раз больше, чем грузовых. Сколько грузовых автомобилей на автостоянке?

         

ОТВЕТЫ:  1.№241е)   12< 12,9 <13

                      №242е)   2,1< 2,128  <2,2

                 №243е)   8,35<8,36; 8,37; 8,38; 8,39 < 8,4.

              2.  М/д  стр. 62,64       Словарный диктант.

                   1. тысячные

                   2. миллионные

                   3. стотысячные

                   4. сотые

                   5. десятитысячные

                   6. сотни

                   7. десятичная дробь

                   8. сравнение

             3. Д/м стр.58      Решить уравнение       

                     а) 6х – 3х + 1 = 8         б) 8 - х = 17

                         6х – 3х = 8-1                  -х = 17- 8

                         3х=7                                - х = 9

                         х = 7: 3                             х = 9: (-)

                         х = 2   1/3                          х = - 15

                   4. Учебник №627б)      Решить задачу с помощью уравнения

Пусть Х – грузовых автомобилей, тогда 7Х – легковых автомобилей. Всего автомоб.

(Х + 7Х.) Зная, что на автомоб. стоянке стоит 72 автомобиля, составим уравнение

Х + 7Х = 72,

8Х = 72 ,

Х = 9 (гр автом.),  7Х = 7* 9 = 63 (лег. автом.).

  • Устный счёт

              1.Прочитать десятичные дроби (по универсальной таблице)

1

2

3

4

5

6

7

А

1,37

0,56

12,43

24,44

1,05

132,63

475

В

3,8

14,9

11,2

4

5,1

0,3

128,9

С

0,004

310

2,033

14,894

126,001

7,967

3,106

Д

4,6731

0,0064

7,9936

28,0001

145

11,3269

0,9999

Е

2,85

4,3

0,15

0,052

19

0,0026

4,2704

А3, С1, Д3, Е4, Е7, С7, А5, С5.

      2. Назвать разряды в которых находятся цифры   Д1, В7, С5 (по универсальной таблице)

     

      3. Д/м (по учебнику Дорофеева) стр. 18  

               а) соедините числа стрелками последовательно в порядке возрастания

 

• 0,49            

                              • 0,51

                 

                • 0,40

                                        • 0,6                        

• 0,43                                               (0,40<0,43<0.49<0.51<0.6)

             

 б) соедините числа стрелками последовательно в порядке убывания

                                                      • 0,05

                 • 0,19

                              • 0,21                      • 0,11  

             

                      • 0,09                                  • 0,27

                                                                       (0.27>0.21>0.19>0.11>0.09>0.05)

          4. «Геометрический лабиринт». Заполните пропуски, учитывая, что в одинаковых фигурах записаны равные числа:

0,4 +        =1,7                              = 0,6

  2,6 -                           + 0,2 -

                                 

  - 0,5                                    + 

ОТВЕТ: 0,4 + 1,3 = 1,7           1,3 – 0,7 = 0,6

              2,6 – 0,7 = 1,9            1,9 + 0,2 – 0,7 = 1,4

              1,4 – 0,5 = 0,9            1,9 + 0,9 = 2,8

                                                                               Оцените себя за каждый вид работы.

 Гимнастика для глаз (найти глазами рыбок по цвету).!!!!!

                                                                               ПРОВЕРКА    ИНДИВИД. ЗАДАНИЙ

.III ступенька          Давайте поднимемся на третью ступеньку и поработаем «Дружно все вместе» в группах

  1. Найти разность дробей  Учебник  Никольского    №749 (г,д,е ) -   «Вертушка»

  1. Решение задач   ПО учебнику Дорофеева

        слабым – стр.71,      № 316      

        средним –стр  71,    № 315 (б)

        сильным – стр. 71,   № 320 (а)

  1. Найти периметр

слабым – по учебнику Фридмана стр. 107 (рис. 49)

средним – по учебнику Дорофеева №314 (а)

сильным - по учебнику Дорофеева №314(б)

ОТВЕТ: 1. №749 г) 2,248     д) 5,301     е) 1,22

         2. слабым – 5,2+1,6=6,8(кг)-в другой банке; 5,2+6,8=12(кг)-в двух банках.

             средним –7,2+3,2=10,4(км/ч)-Vсоб ;  10,4+3,2=13,7(км/ч)-Vпо теч.

             сильным – 2,5+3,7+2,4=8,6(кг);  8,6кг  > 8кг;  НЕТ

              3. слабым – АВ =3,8см; ВС = 3,6см; АС = 3см   Р = 10,4см

                 средним  - 3,5+2,5+3,5+2,1=11,6см

                 сильным – ДС=2,2см, СШ=3,5см, ДД=3,8см, ДШ=2,4см;  5,7см   <  6,2см

                                                                                       Оцените себя.

Ребята! Мы уже преодолели половину пути, но впереди самая сложная работа, поэтому самое время отдохнуть и провести  физминутку.

Поднимает руки класс – это раз

Повернулась голова – это  два

Руки вниз – вперёд смотри – это   три

Руки в стороны, пошире, развернули на    четыре

С силой их к плечам прижать и немного повращать  – это  пять 

А на    шесть   - в ладоши хлопнуть

И на   семь   - ногою топнуть

А на  восемь  – подтянуться

И на  девять  – улыбнуться

Что ж заряд хороший есть?

Можно нам теперь и сесть.

IV   ступенька        Теперь мы отдохнули и можно продолжить путь.  Вы должны показать свои знания, работая на четвёртой ступени «Сами умеем», выполняя самостоятельно «Математический диктант» и «Самостоятельную работу»

  • Математический диктант «Сравнение десятичных дробей»

Запишите большее из чисел:

  1. Сто целых шесть тысячных и сто одна целая пять десятых.
  2. Ноль целых три сотых и ноль целых три тысячных.

Запишите меньшее из чисел:

  1. Одна целая двенадцать сотых и ноль целых двенадцать сотых.
  2. Две целых семь десятых и две целых девять тысячных.

Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):

  1. Две тонны восемь килограммов равны двум целым восьми десятым тонны.
  2. пять целых шесть десятых дециметра меньше шестидесяти сантиметров.
  3. Двойное неравенство  4,5 < х < 4.8  верно при «икс», равном четырём целым шести десятым.

8*. Число ноль целых восемнадцать сотых на координатном луче

    расположено между нулём целых одной десятой и нулём целых

     двумя десятыми.

                                                                                      Взаимопроверка

ОТВЕТЫ: 1.  101,5                   5.  нет

                  2.  0,03                     6.  да

                  3.  0,12                     7. да

                  4.  2,009                   8. да

  • Самостоятельная работа – 25,  Д/ м ,  стр. 37, В – 1.
  1. Вычислите:

а) 3,54 + 2,31;       б) 6,09 + 7,38;       в) 15,7 + 1,57;

г) 3,29 – 1,8;         д) 5,4 – 1,28;         е) 7 – 3,54.

2.  Найдите значение выражения

   0,3 + 0,03 – 0,003 + 0,0003.                                                                               Самопроверка

ОТВЕТЫ:   1. а) 5,85                           2. 0,3273

                        б) 13.47

                        в) 17,27

                        г) 1,49

                        д) 4,12

                   е) 3,46              

Резерв: для тех кто быстро справится с работай.               

1))     4,23-2,783=1,447   26,775+0,09=26,865

2))    Учебник  № 695 (а),   696

                                                                               Оцените свои знания.

V   ступенька       Вот мы и поднялись на верхнюю ступеньку лестницы успеха.

  •   Запишем домашнее задание:
  1. подготовить математические листы для устного счёта;
  2. проанализировать свои знания по пунктам 4.1-4.3, в тетради составить кластер;
  3. №1135 (б), 764.
  • Закончите работу с оценочными листами и выставите итоговую отметку

    (поднимите руки…..)

  • Самооценка:

1))улыбающийся смайлик   - хорошо понял тему и поработал на

                              уроке (розовый смайлик),

    2)) смайлик с вопросом -  недостаточно хорошо понял тему, но поработал на

                              уроке (жёлтый смайлик),

    3)) смайлик недовольный - старался, но много нужно работать по этой теме

                               (синий смайлик).

         Вот, ребята, мы и поднялись с вами на последнюю ступеньку лестницы успеха «Зачем это нужно знать?»

Минисочинения

С П А С И Б О !

           «Три десятых»

                                                      В. Лифшиц

Это кто из портфеля швыряет в досаде

Ненавистный учебник, пенал и тетради?

И суёт свой дневник, не краснея при этом,

Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..

В чём причина обиды его и досады?

Что ответ не сошёлся лишь на три десятых!

Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,

Придирается строгая Марья Петровна.

Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,

Жертва вечных придирок, - он снова провален.

И шипит, на растрёпанный глядя задачник:

- Просто мне не везёт!.. Просто я неудачник!

Три десятых.… Скажи про такую ошибку,

И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.

Три десятых.… И всё же об этой ошибке

Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Если б, строя ваш дом, тот в котором живёте,

Архитектор немного ошибся в расчёте –

Что б случилось, ты, знаешь ли, Костя Жигалин?

Этот дом превратился бы в груду развалин!

Вот турбина, в ней вал токарями расточен.

Если б токарь в работе не очень был точен,

Совершилось бы, Костя, большое несчастье,

Разнесло бы турбину на мелкие части.

Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно

И скажи – не права ль была Марья Петровна?

Если честно подумаешь, Костя об этом,

То недолго лежать дневнику под буфетом!

Ты вступаешь на мост, он надёжен и прочен,

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,

Не сказал бы спасибо тому человеку!

Три десятых – и стены возводятся косо!

Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!

Ошибись только на три десятых аптека –

Станет ядом лекарство, убьёт человека…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Выступление с презентацией по теме "Использование ИКТ на уроках математики"....

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность д...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

“Основная задача обучения математике в школе - прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому член...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитат...

Презентация "Влияние личности педагога на формирование ключевых компетентностей и повышения познавательной активности обучающихся на уроках математики"

Обобщение опыта по теме: "Влияние личности педагога на формирование ключевых компетентностей и повышения познавательной активности обучающихся на уроках математики"....