Использование исследовательских методов на уроках математики
статья по алгебре по теме

Использование6 исследовательского метода на уроках математики в старших классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование исследовательских методов на уроках математики

Визирякина В. В.,

МБОУ "Гимназия №12" г. Белгорода

        Большинство выпускников хотело бы связать свою жизнь с активной деятельностью, требующей от современного человека поиска наиболее актуальных и эффективных решений как в бизнесе, так и в других сферах. Поэтому задачей учителя становится организация деятельности учащихся на учебных занятиях таким образом, чтобы каждый из них покорял новую высоту в познании. Для этого необходимы методы, позволяющие вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс [1].

        Использование исследовательских методов в процессе обучения учащихся позволяет развивать дарованную склонность к исследованию окружающего мира. Для этого учащихся нужно вооружить методами научно-исследовательской деятельности, организовать работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы [2].

        Оптимальной исследовательской средой для школьников являются исследовательские задачи, то есть задания, выполнение которых предполагает прохождение учеником основных этапов математического исследования.

        При организации учебно-исследовательской деятельности в предметной области математика возрастные особенности учащихся влияют в основном на продолжительность учебного исследования, преобладание практических или логических видов. Так, для учащихся 5-6 классов характерно доминирование внешней мотивации над внутренней. В этой связи эффективно предлагать исследовательские задания с занимательными элементами. Так как в 5-6 классах не проводят строгих доказательств , то исследовательская деятельность учащихся может состоять в поиске гипотезы, основанной на экспериментальной поисковой деятельности. Приведем в качестве примера урок обобщающего повторения в 5-м классе для закрепления навыка с транспортиром в форме лабораторных работ Сумма углов треугольника» и «Сумма углов четырехугольника», на которых дети не только закрепили навыки работы с транспортиром, но и учились формулировать цели, гипотезы и выводы, составлять план работы. Радость открытия испытали те учащиеся, которые, проведя диагональ в четырехугольнике, смогла доказать, что сумма углов любого четырехугольника действительно равна 360º. Основными дидактическими характеристиками исследовательских заданий являются самостоятельный поиск решения, уровневый подход, этапность.

        Школьная учебно-исследовательская задача, в частности геометрическая, как сложная система имеет на себе множество отношений: уяснение задачи, планирование путей решения, привлечение и отбор необходимого теоретического материала и т.д.

        Начиная изучение систематического курса геометрии учащимися 7-го класса, учитель сталкивается с трудностями, возникающими у учащихся. Эти трудности особенно в начале обучения курса, связаны с переходом от индуктивного метода обучения к дедуктивному методу обучения, при котором от учащихся требуются логически грамотные обоснованные рассуждения.

Учитывая специфические для математики проблемы исследования, выделим основные типы математических учебно-исследовательских задач:

- задачи на обнаружение  свойства (признака) объекта;

- установление закономерности;

- задачи на установление метода математического конструирования;

- поиск объекта с заданными свойствами;

- задачи на обоснование существования или невозможности существования объекта, удовлетворяющего некоторым условиям;

- описание спектра или опровержение некоторого математического утверждения;

- описание спектра вариаций явления в зависимости от условия.

Учебное исследование как метод обучения математике не только формирует, развивает мышление учащихся, но и способствует формированию высшего типа мышления – творческого мышления,- без которого немыслима творческая деятельность.

Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся, являются: доброжелательная атмосфера в коллективе; сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения; структурирование учебного материала по принципу нарастания познавательной трудности учебной работы; вооружение учащимися рациональными приемами познавательной деятельности; формирование внутренних стимулов к учению, самообразованию.

Литература

      1.     Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.Ю.  Новые педагогические   технологии в системе образования, М.: Академия, 2011.

     2. Знаменская О.В. Динамика становления исследовательских математических компетентностей учащихся./Директор школы. 2012, №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование исследовательских технологий на уроках математики с применением ИКТ"

В работе рассматривается вопрос использования исследовательских технологий на уроках математики. Опыт прошлых лет показыв...

Использование кейс-метода на уроках математики

Кейс-метод-это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций.Отличительная особенность- создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Данный материал будет полезен при обобщении те...

Использование исследовательских методов на уроках математики

Большинство выпускников хотело бы связать свою жизнь с активной деятельностью, требующей от современного человека поиска наиболее актуальных и эффективных решений как в бизнесе, так и в других сферах....

Доклад на тему: «Использование исследовательских методов на уроках математики»

Доклад на тему: «Использование исследовательских методов  на уроках математики»...

Использование игровых методов на уроках математики для развития творческих способностей школьников к изучению предмета

Математика в школе является основным учебным предметом. Школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно ...

Использование исследовательских методов на уроках английского языка

С реализацией ФГОС развивается концепция построения образовательного процесса, ориентированного на научно-исследовательскую и проектную деятельность. Формирование у студентов основ культуры исследоват...