Масленица в математике
презентация к уроку по алгебре на тему

 Чопурян Нарине Макичевна

Представляю весьма интересную работу по математике , можно использовать как открытый урок или урок-экскурсию, с интеграцией таких предметов как МХК, история, русская литература.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок –экскурсия «Праздничная математика»

Слайд 2

Тема урока: «Действия с одночленами и многочленами». « Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» А.Франс

Слайд 3

Масленица – это русский аналог европейского карнавала, который также проходит перед Великим постом. По природе своей Масленица – языческий праздник, символические проводы зимы. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, поэтому обращаться с ним следовало бережно. МАСЛЕНИЦА

Слайд 4

Сколько дней длится праздник? Чем знаменит первый день? Чтобы это узнать, получите верный ответ: Встреча- (-1 1/3 ) Расставание 1,5 Приветствие- -3 Первый день – масленичной недели назывался “?”. В понедельник с утра народ сооружал из соломы, тряпок и старых лаптей чучело масленицы, которое с почетом и песнями носили по улицам, а потом ставили на самое высокое место.

Слайд 5

а как назывался второй день узнаем , если … Заигрыш ответ №3) Проигрыш ответ №1) Выигрыш ответ №4) Вторник назывался !”. Именно тогда люди всерьез приступали к празднованию, зазывая гостей к себе есть блины и кататься с ледяных горок: “ У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать”.

Слайд 6

Третий день – среда – был днем, когда… Зятья ходили к теще ответ№4) Теща приходила к зятю ответ№2) В гости к свекрови ответ№1) Среда (“лакомки”) была днем, когда ходили к ? на блины. Матерям нескольких замужних дочерей приходилось потрудиться у печи.

Слайд 7

Четверг считался началом настоящего, “широкого” разгула. Именно тогда масленичное веселье набирало полную силу. В четверг проводились шумные катания и знаменитые кулачные бои. верный ответ:3) и 2)

Слайд 8

Пятница (“тещины вечерки”) давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами. Ответ: 2) И 2)

Слайд 9

Суббота называлась “золовкины посиделки”. Молодые женщины приглашали к себе золовок. Гостей нужно было не только накормить от души, но и одарить. Ответ к заданию: КОРЕНЬ УРАВНЕНИЯ №1 У=17 , КОРЕНЬ УРАВНЕНИЯ №2 Х=-1

Слайд 10

Воскресенье (“прощеный день”) было посвящено подготовке к Великому Посту, перед которым надлежало очиститься духовно. Все в этот день обоюдно просили друг у друга прощение за обиды – вольные и невольные, целовались и кланялись. Облегчив душу, народ вновь приступал к веселью – проводам масленицы. Соломенное чучело сжигали вместе с разным хламом, чтобы ускорить наступление весны.

Слайд 11

! Широкая масленица

Слайд 12

Подведение итогов урока: Ученики высказывают свое мнение об уроке, подводят итоги урока: Что повторили на уроке? Что запомниться надолго после сегодняшнего урока? Ваши впечатления об уроке?

Слайд 13

Домашнее задание Группа «А »: домашняя к/р( из учебника Г.Муравина, карточки). по учебнику: № 674, задача с составлением уравнения №705. Повторение: №№676, 707(устно)

Слайд 14

Спасибо всем, и с весёлой Масленицей!



Предварительный просмотр:

 

Урок-фольклор в 5-м классе по теме:

 «Сложение и вычитание  обыкновенных и десятичных дробей»

Тип урока: обобщающий урок.

Форма урока: урок – экскурсия.

Технологии: игровые.

Цели урока:

Подвести итоги изучения темы.

Систематизировать знания по теме.

Привить навыки работы с тестированными заданиями.

Развить умение правильно и грамотно излагать свои мысли.

Развить математическое мышление.

Привить интерес к математике посредством включения в урок игровых технологий.

Ознакомить с традициями и праздниками на Руси.

Урок.

Наш урок необычный и проводим его специально на этой неделе, почему?

 Мы познакомимся с одним удивительным праздником, очень любимым всеми россиянами. А вот как он называется, узнаем, решив тест. (Каждому ученику раздаются карточки с тестом). Тест решаем устно, обведя кружочком правильную букву, а в тетрадь выписываем, получившееся слово.

Тесты

1. Среди дробей  укажите все неправильные

М)12/3; 4/3;8/5      Н)0, 51; 6,30; К)6, 8, 2, 0.; Л) -5; 40%; 79, 5

М ; Н ; К; Л .

2. Представьте в виде неправильной дроби 2

А) 2/1; 6/3; С)1/2;6/12; П)0,2; 0,02, 0, 200;

Р)1 2/2, 2 0/2

А; С; П; Р .

3. Выделите целую часть из неправильной дроби  15/6:

К)6 3/2;О) 2,5; С)2 3/6;н)3 2/6

К ; О ; С ; Н .

4. Вычислите: 542,3+ (960 -541,3)

Н; Л; У; К .

Н) 899; Л) 961; У)2000,6; К)959

5. До обеда тракторист вспахал 3/5 поля. Какую часть поля ему осталось вспахать?

Е; Ж; З; И .

Е) 2/5; Ж) 5/5; З)1/5; И)0

6. В ящике было  2,5кг яблок, а в корзине – на   1, 8 кг больше. Сколько килограммов яблок было всего?  М ; Н; О; П .

М)0, 7 ;Н)6,8; О) 4,3; П) 5

7. Вычислите: 2+0,8-0,5+1+0,7-0,1

С; И; Т; Ф .

С) 3, 8; И) 3,9; Т) 4,1; Ф) 4,0

8. Вычислите:  23,9-18,55 –а. Если а=1,64

К ; Ц ; Х; П .

К)4, 71; Ц) 2, 71; Х) 5, 83; П) 0,765

9. Решите уравнение: 5,5+ х- 23,5=8, 75

О) 25,5 ; Е) 1.72 ; П) 3, 25 ; А) 26,75 .

Тесты с обведенными буквами-ответами сдаем. И читаем: что получилось за слово? (МАСЛЕНИЦА).

Масленица – это русский аналог европейского карнавала, который также проходит перед Великим постом. По природе своей масленица – языческий праздник, символические проводы зимы. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, поэтому обращаться с ним следовало бережно, как с любым сакральным блюдом. “Блин не сноп – на вилы не наколешь” - гласила пословица.

Чтобы узнать, сколько длится Масленица нужно решить задачу:

Задача.

Карлсон с помощью пылесоса утащил у Фрекен Бок 80/100 испеченных блинов. Какую часть блинов Карлсон оставил домоправительнице?

7 дней:         20/100

5 дней:         0,50

10 дней:          100

Каждый день Масленицы имеет свое название и назначение.

Чем знаменит первый день? Чтобы это узнать решим задачу.

В деревне 60 детишек. Из них  катаются на коньках1/4. Сколько ребят катаются на коньках?

35        

Делали чучело

42        

Катались с горок

15        

Проводили кулачные бои

Первый день – масляной недели назывался “встреча”. В понедельник с утра народ сооружал из соломы, тряпок и старых лаптей чучело масленицы, которое с почетом и песнями носили по улицам, а потом ставили на самое высокое место.

А как назывался второй день узнаем решив уравнение: 6,2-У-1,8=4,39

Заигрыш        0,01

Проигрыш         12,39

Выигрыш          3,61

Вторник назывался “заигрыши”. Именно тогда люди всерьез приступали к празднованию, зазывая гостей к себе есть блины и кататься с ледяных горок: “У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать”.

Третий день – среда – был днем, когда… Решим уравнение и узнаем: 10- в + 4,3 =10,7.

Зятья ходили к теще                 3,6

Теща приходила к зятю        14,3

В гости к свекрови                25

Среда (“лакомки”) была днем, когда зятья ходили к теще на блины. Матерям нескольких замужних дочерей приходилось потрудиться у печи (тем более, что в гости частенько звали не только зятьев, но и других родственников, чтоб не скучно было).

Но ведь еще есть четверг, пятница, суббота? Чем они отличались от других дней? Мы это узнаем, пройдя  сказочный лабиринт цифр.

1.Какой цифрой заканчивается число  12345…1112?

А) 2

Б) 8

В) 0

2. У Змея Горыныча 2000 голов. Сказочный богатырь отрубил ему одним ударом 139 головы. На сколько голов теперь у Змея Горыныча больше, чем у богатыря?

А)1860

Б)1850

В)1861

3. Какое из выражений равно нулю?Какое  арифметическое действие необходимо совершить?

А)10-10? (2+3)

Б) (10-10? 2)+3

В) (10-10)? (2+3)

4. У царя Гвидона 7 сыновей, у каждого его сына по 7 сыновей, а у каждого внука царя Гвидона по 2 дочери. Сколько правнучек у царя Гвидона?

А) 7772

Б) 98

В) 777

Подведем итоги прохождения сказочного лабиринта.

Четверг считался началом настоящего, “широкого” разгула. Именно тогда масленичное веселье набирало полную силу. В четверг проводились шумные катания и знаменитые кулачные бои. Ответ на задание №1: В), нулем заканчивается произведение чисел.

 Другим событием этого дня было взятие снежного городка.  Ответ на задачу №2: А) на 1860 голов

Пятница (“тещины вечерки”) давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами.Ответ на задание №3:В) необходимо поставить знак умножения.Тогда выражение =0

Суббота называлась “золовкины посиделки”. Молодые женщины приглашали к себе золовок. Гостей нужно было не только накормить от души, но и одарить. Ответ к заданию №4: Б) 98

А название Воскресенья мы узнаем, решив задачу

Задача: В комнате 4 угла. В каждом углу сидит по кошке, напротив каждой кошки сидит по 3 кошки, на хвосте у каждой кошке сидит по кошке. Сколько кошек в комнате?

Прощальный день                48        

Прощеный день                4

День прощения                16

Воскресенье (“прощеный день”) было посвящено подготовке к Великому Посту, перед которым надлежало очиститься духовно. Все в этот день обоюдно просили друг у друга прощение за обиды – вольные и невольные, целовались и кланялись. Облегчив душу, народ вновь приступал к веселью – проводам масленицы.

Соломенное чучело сжигали вместе с разным хламом, чтобы ускорить наступление весны. Иногда в “погребальном” костре сгорали остатки блинов и другой скоромной пищи. Все это сопровождалось прощальными песнями: люди шутливо ругали масленицу разными прозвищами и упрекали за то, что она пришла так ненадолго и теперь покидает их, забирая с собой все вкусное.

Домашнее задание:

Выставление оценок (одна за решение теста, одна за прохождение лабиринта, одна за решение задач и уравнения).

Подведение итогов урока:

Ученики высказывают свое мнение об уроке, подводят итоги урока:

Что повторили на уроке?

Что запомниться надолго после сегодняшнего урока?

Ваши впечатления об уроке?

Вариант 1

Вариант 2

Решить уравнение:

3(х +1) – 4 = 5

Решить уравнение:

5(2х - 3) +8 = 13

Вынести за скобки общий множитель:

ах + вх;

3mn + 6m ;

х5 +2х7.

Вынести за скобки общий множитель:

mn + mp;

5ав + 10в;

у6 +3у3.

Упростить выражение и найти его значение при а = -3

2(а +1,5) - 4

Упростить выражение и найти его значение при в = -8

8 – (в +4).

Полузащитники

Вариант 1

Вариант 2

Упростить выражение и найти его значение при х = -1,5

3(2х - 1) +5(3 - х)

Упростить выражение и найти его значение при у = - 2

8(3у - 4) + 3(1 - у)

Решить уравнение:

3х(2х -1) – 6х(7 +х) = 90

Решить уравнение:

1,5х(3 +2х) -3х(х+1) = -30

Вынести за скобки общий множитель:

14mn2 -7n

2z5 -4z3

-20c2 +80bc

Вынести за скобки общий множитель:

a4 +a3

5ab + 10a2

-3a2y – 12y2

Защитники

Вариант 1

Вариант 2

Упростить выражение и найти его значение при у = - 0,1

4у – 2(10у - 1) + (8у - 2)

Упростить выражение и найти его значение при р = 2

12(2 -3р) + 35р – 9 (р + 1)

Решить уравнение:

Решить уравнение:

Решить уравнение:

2х(4х2 - 1) – 4х(2х + 3) = 56;

Решить уравнение:

3,5х(2х + 5) - 3,5(2х2 – 1) = 70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиев «Масленица».

Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души....

Конспект урока по математике "Масленица"

Цели и задачи урока: дидактические: - повторить правило чтения десятичных дробей;- повторить правило сравнения десятичных дробей;- повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей;- уметь выпо...

ОЙ, ТЫ МАСЛЕНИЦА – ЧУДО МАСЛЕНИЦА!

Сценарий праздника в ДОУ...

сценарий праздника Масленицы "Здравствуй, гостьюшка, наша Масленица!"

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....

сценарий праздника Масленицы "Дорогая гостья, наша Масленица!"

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....