Урок – путешествие. Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей» для 5 класса
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Титова Татьяна Михайловна

Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Урок-закрепления проводится в форме  путешествия по планетам солнечной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_i_vychitanie_desyatichnykh_drobey.docx59.12 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Филоновская СОШ

Урок – путешествие.

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

для 5 класса

 Учитель математики

Титова Татьяна Михайловна

Тема урока; «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Урок – путешествие в космос.

Цели урока:

  •  отработать навыков сложения и вычитания десятичных дробей,
  • углубить  полученные знания и навыки при решении примеров, уравнений и задач;
  • развить логическое мышление, математическую речь,
  •  расширить кругозор;
  • развивать навыки самостоятельности в работе, умение выслушивать других.

Оборудование: 1) компьютер с проектором.

2) карточки с заданиями

Тип урока: закрепление

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и постановка целей урока.

Презентация. Слайд 1. Путешествие по планетам Солнечной системы. 

Звучит легкая космическая музыка. 

Учитель: Сегодня я приглашаю вас на необычный урок. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по планетам Солнечной системы и в ходе путешествия применим свои знания по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», закрепим их и углубим.

II Актуализация знаний

Полетим мы с вами на ракете, но вначале проверим готовность оборудования к полёту .

Экипажу внимательно слушать и выполнять команды. Всем членам экипажа приступить к операции «Компьютер».  

  1. Начинаем проверку блока памяти.(слайд 3)  

Правильно читают десятичные дроби, написанные на доске 1,203; 0,69; 12,03; 8,001; 154,6003; 2,4.

2. Проверяем работу процессора   (слайд 4)

     Занимаемся устным счетом

     3+0,6=3,6                                    0,8+0,2=1        

     0,83+1=1,83                                0,17+0,4=0,57

     0,04+0,006=0,046                       15+3,8=18,8

     3,7+6,2=9,9                                 3,5+4,5=8

                                                          4,9+6,1=11

3.Проконтролируем работу электронно-вычислительной машины задания по вариантам, с самопроверкой. Самостоятельно посчитать значения выражений. (Слайд5)

Учитель:Молодцы экипаж к полёту готов, Стартуем.  Звездное небо. Что может быть необычнее и притягательнее? Россыпь звезд, яркий свет далеких галактик.

Человек давно начал постигать межпланетное пространство. Но, к сожалению, человеческие возможности ограничены, и здесь на помощь ученым приходит наука математика.

III. Отработка навыков действий с дробями. 

Учитель: Путешествие свое мы начнем прямо с Солнца. Солнце – это огромный шар из плазмы, состоящий, в основном, из водорода и гелия, звезда-карлик, вокруг которой обращаются все планеты Солнечной системы.

Ребята мы не успели отлететь от земли, а незнайка прислал нам телеграмму. Готовил уроки, кушал кетчуп, в результате испортил работу помогите разобраться. (слайд 9)

И ещё решали с Знайкой одну и туже задачу, кто сделал правильно? (слайд 10)

  3,2 + 7,45 + 0,8 = (3,2 + 7,45) + 0,8

  3,2 + 7,45 + 0,8 = (3,2 + 0,8) + 7,45

№1228

Первый на пути – Меркурий. (слайд 11)

Учитель:

Он первый от Солнца, с него и начнем,
Нет атмосферы и жизни на нем.
 

Меркурий, как и другие планеты Солнечной системы, назван по имени одного из богов античного пантеона, римского бога торговли (соответствует греческому Гермесу).

Чтобы нам узнать немного интересного об этой планете, надо выполнить следующее задание.

Задание: в каждой из троек предложенных чисел выберите:

I вариант – наименьшее число.

II вариант – наибольшее число.

Запишите только букву, соответствующую выбранному числу. (задания на листочках)

Выберите наименьшее и наибольшее число.

Ц

П

Т

У

А

Я

19

18,3

18

С

З

Р

12,2

10,28

14,2

В

С

Т

2,17

2,172

2,171

Т

Ы

Е

9,08

9,0812

9,1

В

М

Н

0,5

0,005

0,05

Ь

О

В

Учитель: Проверим, что же у вас получилось.

Проверка правильности выполнения задания. (слайд 9)

Учитель: Выполнение этого задания оцените на полях: 1 ошибка – “4”, 2–3 ошибки – “3”. (Самооценка на полях).

Учитель: Это словосочетание “Царство пустынь” казалось бы, земное, появилось здесь не случайно. Меркурий – первая от Солнца планета, Солнце здесь светит в 7 раз сильнее, чем на Земле. На дневной стороне Меркурия страшно жарко, там вечное пекло. Зато на ночной стороне всегда сильный мороз. Меркурий – царство пустынь. Одна половина его – горячая каменная пустыня, другая – ледяная пустыня.

Учитель: Летим дальше. Следующая на нашем пути планета, Венера. Это вторая планета от Солнца. Она подходит к Земле ближе, чем какая-либо другая. Найти Венеру на небе очень легко. Венера — третий по яркости объект на небе; ее блеск уступает только блеску Солнца и Луны. Каждые 7 месяцев в течение нескольких недель Венера представляет собой самый яркий объект в небе.

Скорости вращения планет вокруг Солнца различны.

Задача. Скорость вращения Меркурия 47,9 км/с, скорость вращения Венеры на 12,9 км/с меньше. Чему равна скорость вращения Венеры? (слайд 12)

Проверка: 47,9 – 12, 9 = 35 (км/с).

(Учащиеся решают устно).

Учитель: Внимание! Наш корабль немного сбился с пути, надо срочно устранить неполадки. Для этого каждый член экипажа должен занять свое место согласно штату и выполнить следующее задание. (слайд 13) (Разноуровневые задания).

Учитель: Для вас приготовлены задания разной сложности за каждое задание можно набрать определённое количество баллов.

Решите уравнения:

а) 6,7 – х = 2,8 (1 балл)

Х=3,9

б) у – 2,7 = 3,4 (1 балл)        

у=6,1

        

в)у + 3,54 = 8,2(1 балл)

У=4,66

 г) (х + 3,5) – 4,8 = 2,4 (2 балла)

Х=3,7

д) ) (7,1 – х) + 3,9 = 4,5. (2 балла)

Х=6,5

 (Учащимся дается 10 мин).

Учитель: Проверим себя и оценим на полях. (слайд 14)

Учитель: Следующая планета нашего виртуального путешествия, четвертая от Солнца, похожа на Землю, но меньше ее по величине и холоднее. Единственный, кроме Луны, космический объект, который уже можно достичь при помощи современных ракет. Это - Марс. Марс назван по имени одного из богов античного пантеона, бога войны Марса (соответствует греческому Аресу). Легко наблюдается невооруженным глазом как яркая звезда красноватого цвета. (слайд 15)

Внимание! Марсиане прислали нам телеграмму, которую надо срочно расшифровать. (слайд 16)

Учитель: “Дешифровщик”. Если вы верно выполните задание и выберете правильный ответ, то узнаете, как называется одна из планет.(задание по парам)

1) 4,2 – (0,98 + 1,75)
2) (2,5 + 7,3) – 5,4
3) 16,52 – (4,9 + 10,95)
4) (12,5 – 7,25) + 0,6
5) (6,7 + 2,8) – 8,03
6) 15,2 – (0,15 + 4,7)

1,47-п, 14,7-а, 36,2-м
 44 т,  4,4-л, 9,2 -у
0,67 –у ,7,6 –м, 5,5 г
8,5 –в, 9 –ю, 5,85-т
1,47-о, 45-в, 9,2-ж
1,1 –о, 10,35-н, 6,2-а

Проверка: (слайд 17)

(слайд 18)

Учитель: Плутон был открыт 18 февраля 1930 года американским астрономом Клайдом Томбо. Считался девятой планетой Солнечной системы. Название Плутон предложила 11-летняя девочка Венеция Берни из Оксфорда. За завтраком ее дед, работавший библиотекарем в Оксфордском университете, прочитал в газете “Таймс” об открытии новой планеты и спросил внучку, как, по ее мнению, лучше назвать планету. Девочка ответила, что раз планета такая далекая и холодная, ее следует назвать в честь римского бога подземного царства Плутона (греки называли его Аид или Гадес). Профессор Герберт Холл Тернер послал по телеграфу это предложение своим коллегам в США, и после короткого обсуждения оно было практически единодушно принято.

Название Плутон было официально утверждено 1 мая 1930 года.

Демонстрация Звездного неба и Земли. (слайд 19)

Ребята подлетаем к земле, телеграмма с земли «Спасите, учитель придирается, ошибка в 0,3 не значительная?» Костя Жигалин.  Давайте ответим

Три  десятых. Скажи про такую ошибку,  

И, пожалуй ,на лицах увидишь улыбку.

Три десятых . И всё же об этой ошибке

Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Если б, строя ваш дом, тот, в которой живёте,

Архитектор немного ошибся в расчёте –

Чтоб случилось, ты знаешь ли, Костя  Жигалин

Этот дом превратился бы в груду развалин.

Ты вступаешь на мост, он надёжен и прочен,

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты бы, Костя, свалился в холодную реку,

Не сказал бы спасибо тому человеку.

Вот турбина, в ней вал токарями расточен.

Если б токарь в работе не очень был точен,

Совершилось бы, Костя, большое несчастье,

Разнесло бы турбину на мелкие части.

Три десятых – и стены возводятся косо!

Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!

Ошибись только на три десятых аптека –

Станет ядом лекарство, убьёт человека.

Учитель: Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы. Крупнейшая из планет земной группы и единственное известное на данный момент планетарное тело, населенное живыми существами.

Итак. Сегодня мы побывали только на четырех планетах и одной карликовой планете Солнечной системы. Всего же планет в нашей системе 9.

Демонстрация Солнечной системы. (слайд 21)

Учитель: Если мы будем удаляться от Солнца, то увидим планеты в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. На этом наше путешествие закончено/

III. Домашнее задание. 

Домашнее задание. (слайд 22)
   
№1259, 1268(в, г),
придумать и оформить задачу  на десятичные дроби

Подведение итогов урока:

Учитель:. Подведем итоги.

Какие действия с десятичными дробями повторили мы на уроке?

Что нового узнали сегодня?

Какая из планет вам запомнилась больше всего?

В течение урока вы оценивали свои знания по теме “Действия с десятичными дробями”. Сейчас на основании самооценок и взаимооценки поставьте себе оценку за урок. Дома повторите, пожалуйста, темы, которые вызвали у вас затруднение.

Учитель: На этом наш урок-путешествие окончен. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс

В папку входит  план- конспект  урока  в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" , презентация к уроку, технологическая карта.  Конспект урока с использованием Э...

Конспекты уроков по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс

В данной папке собраны конспекты 6 уроков по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс. УМК Виленкин...

Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» (7 класс)

Вид урока: «Урок - Путешествие».Тип: закрепление  материала.Форма проведения урока: Интерактивные формы взаимодействия (фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах)....

Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс

Обобщающий урок в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» 5 класс

Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»Цели урока:образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения  и вычитания десятичных дробей; отработка навыков устного счёта...

Урок - путешествие теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентация создана к обобщающему уроку по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Открытый урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5 класс. Математика

Открытый урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5 класс. Математика...