Урок математики в 5 классе по теме "Десятичные дроби"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Антонова Галина Сергеевна

Разработка урока обощения и расширения знаний  по теме "Десятичные дроби" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока по математике59.5 КБ

Предварительный просмотр:

По Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Красноармейска Саратовской области»

Урок математики

по теме «Десятичные дроби»

5 класс

Антонова Галина Сергеевна,

учитель математики

МБОУ «СОШ №2 г. Красноармейска

Саратовской области»

Красноармейск 2013

Тема урока: «Десятичные дроби»

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор с экраном;
  • презентация.

Цели и задачи:  

  1. Обобщение темы десятичные дроби.
  2. Практическое применение умений, навыков выполнения действий с десятичными  дробями.
  3. Содействовать привитию интереса к математике.
  4. Развитие навыков исследовательской деятельности.
  5. Повысить степень мотивации учения.

 1. Организационный момент

Сегодня  нам предстоит поработать над проектом  «Десятичные дроби».

В этом учебном году мы познакомились с десятичными дробями.

Мы научились складывать и вычитать, выполнять умножение и деление десятичных дробей.

Цель нашего проекта получить ответ на вопрос:

Пригодятся ли эти знания вам в дальнейшей жизни?  

План работы над проектом следующий:

  1. Что мы знаем о десятичной дроби.
  2.  Когда и почему появились десятичные дроби.
  3. Знают ли десятичные дроби  наши родители.
  4. Десятичные дроби вокруг нас.

II  Что мы знаем о десятичной дроби?

1.Фронтальная работа

  1. Какую дробь называют десятичной?

 

  1. Как сложить десятичные дроби?

3) Как выполнить умножение десятичных дробей?

4) Как выполнить деление на десятичную дробь?  

Учитель:  Всем известно, какое значение имеет запятая в написании предложений. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, как в известном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве».

“Казнить, нельзя помиловать” или  “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

 Расставьте в следующих равенствах запятые так , чтобы они были верны:

  1. 32 + 1,8=5         
  2. 7,36 - 336=4
  3. 63 – 27=60,3
  4. 3 + 108=4,08        
  5. 12•50=60
  6. 44 : 44 = 0,1

III  Из истории чисел

1) Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерении величины и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.

  В своем сочинении учёный Гартман Бейер (1563-1625) «Десятичная логистика» писал: «…я обратил внимание на то, что техники и ремесленники, когда измеряют какую-нибудь длину, то очень редко и лишь в исключительных случаях выражают её в целых числах одного наименования; обыкновенно им  приходится или брать мелкие меры, или обращаться к дробям, точно так же астрономы измеряют величины не только в градусах, но и в долях градуса, т.е. минутах, секундах и т.п., но мне кажется их деление на 60 частей не так удобно, как деление на 10, на 100 частей и т.д., потому что в последнем случае гораздо легче складывать, вычитать и вообще производить арифметические действия; мне кажется, что десятичные доли, если бы ввести вместо шестидесятеричных, пригодились бы не только для астрономии, но и для всякого рода вычислений».

2) Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый Средневековья аль – Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века.

   Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

   Об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно: вместо запятой нуль в кружке (или о над целой частью), цифрами 1, 2, 3, … помечалось положение остальных знаков.

Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века.

Учитель: 

 В  России учение о десятичных дробях изложил Магницкий в первом учебнике математики «Арифметика». МАГНИЦКИЙ Леонтий Филиппович (1669-1739). Российский преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве (с 1701), автор первого русского печатного руководства «Арифметика...» (1703) — энциклопедии математических знаний того времени.

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.

IV Результат анкетирования

Учитель: Умения выполнять действия с десятичными  дробями нам необходимы на протяжении всей жизни. Это подтверждают и ваши родители. Пригодились ли вам  умения выполнять действия с десятичными дробями в жизни:

1) На работе при решении профессиональных задач в строительстве, в кулинарии, в бухгалтерской деятельности при составлении планов и графиков, начислении зарплаты, при работе на компьютере и другие.

2) В повседневной жизни  при решении бытовых задач – оплата коммунальных услуг, расчет в магазинах, приготовление блюд по рецепту, во время  ремонта квартиры, при шитье и др.

Задачи, которые решают ваши родители в повседневной жизни, придется решать и вам, когда  станете взрослыми.

 Задача № 1 Необходимо обнести забором дачный участок, который имеет форму прямоугольника. Произведя измерения, обнаружили, что ширина  участка 15,6 метров, а длина участка равна 48,4 метра. Сколько понадобится столбов, чтобы огородить территорию  по периметру, если их вкапывать в землю через 2 метра? (ответ: 64 столбика). Сколько нужно заготовить досок  для сплошного забора шириной 10 см? (Ответ: 1280 досок)

 Задача № 2 Ширина двери 90 см, а высота 2 м 10 см. Сколько граммов краски  понадобится, чтобы покрасить дверь с обеих сторон? На 1 м кв. требуется 120-150 граммов краски. (Ответ: 283, 5 х 2= 567г= 0,567кг)

Задача № 3  Банк обещает годовой рост вклада 13%. Какую сумму может получить вкладчик, вложивший 500 рублей на 2 года?

1) Какова   прибыль за один год?

500 х 0,13= 65 (руб.)

2) Сколько денег стало?

500+65= 565 (руб.)

3)Какова прибыль за второй год?

565х 0,13= 73,45 (руб.)

4)Сколько денег получит вкладчик за два года?

565+ 73,45= 638,45(руб.)

Учитель: А  сейчас я хочу услышать ответ  на вопрос: «Где же пригодятся  вам знания и умения выполнять действия с десятичными дробями в повседневной жизни?»

Учитель: А вот о том, как важна точность в расчетах, послушайте отрывок из стихотворения “Три десятых” (читает ученик):

Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете –
Что б случилось, ты знаешь , с вашим домом?
Этот дом превратился бы в груду развалин!

Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, точно, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части.

Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьет человека…

V Самостоятельная работа.

Задание

Зачеркнуть в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволяют прочитать название самой высокой птицы, которая обитает в России.

7,4 + 3,2

18,6 + 4,2

7,5 – 0,7

5,9 + 0,3

50,2 – 20,2

3 – 0,4

9,5 – 4,3

4,2 + 2,06

6,2

6,2

10,6

5,3

5,2

22,8

22,6

6,08

О

Ж

Г

У

Е

П

Р

А

6,8

30

7,57

6,26

8,2

2,6

82

 

К

С

В

Х

Л

М

Ь

 

Ответ: (Журавль)

Узнать высоту этой птицы и выразить полученный ответ в метрах:

0,32м + 4 дм 8 см + 7 см = ____________

Ответ: 0,87 м.

VI Итог урока

Учитель: Итак, мы убедились в том, что десятичные дроби нужны были в глубокой древности, необходимы эти знания вашим родителям в повседневной жизни. А как считаете вы :  

«Пригодятся ли знания и умения выполнять действия с десятичными дробями вам в повседневной жизни?».

Список использованной литературы

1.  Виленкин Н.Я. "Математика. 5 класс"  - М.: «Мнемозина»,2008

2. Чесноков А.С., Нешков К.И. «Дидактические материалы по математике для 5 класса»  - М.: «Мнемозина», 2010

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

 1. http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/95-maths/2599--5-.html

2. http://enc-dic.com/word/m/Magnicki-leonti-filippovich-25319.html
3. http://festival.1september.ru/articles/629567/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс "Деление обыкновенных дробей"

Это урок - презентация по теме: "Деление обыкновенных дробей "...

Конспект урока математики. 5 класс. Тема: «Обыкновенные дроби».

Тип урока: урок выработки умений и навыковЦели урока:Образовательная: закрепить знания, выработать умения и навыки, научить применять ЗУН в новых условиях....

Конспект и презентация к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные"

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные" по учебнику С.А. Козловой...

Открытый урок математики в классе "Доли. Обыкновенные дроби"

Данный урок - изучение нового материала. к уроку прилагается презентация, приложения с тестами....

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями»

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями» ...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...

Урок математики 5 класс Умножение обыкновенных дробей

Урок  "Умножение обыкновенных дробей" Автор учебника Никольский...