Профильное обучение: перспективы развития
материал по алгебре по теме

Киреева Ираида Михайловна

Выступление на заседании педагогического совета школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilnoe_obuchenie.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Большеберезниковская средняя

общеобразовательная школа»

Выступление на заседании

педагогического совета школы

учителя математики

Киреевой И.М.

с. Большие Березники.

       Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

   Отечественная школа имеет некоторый опыт массового дифференцированного обучения.

       Одна из первых попыток осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 году. Соответствующий указ предусматривал организацию гимназий двух типов: классическая ( цель которых -  подготовка в университет) и  реальная ( цель – подготовка к практической деятельности  и поступлению в специализированные учебные заведения). Специализация учащихся начиналась очень рано – в первом классе, что было со временем признано ошибочным.

   Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки реформы образования в 1915 – 1916 году, осуществлявшейся под руководством министра  Игнатьева. По предложенной структуре 4 – 7 классы гимназии разделялись на три ветки: новогуманитарную,  гуманитарно - классическую, реальную. Однако в связи с отставкой министра реформа не была проведена.

  В 1918 году советским правительством было принято Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей  ступени школы. Были выделены три направления: гуманитарное, естественно –математическое и техническое. Однако, многие задачи, поставленные создателями новой школы, оказались нереализованными. После долгих педагогических экспериментов, не оправдавших возлагаемых на них надежд, было решено вернуться к общеобразовательной и классно-урочной системе занятий.

    В 1966 году были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы ( классы) с углубленным изучением предметов.

     В конце 80-х – начале 90-х годов появились новые виды образовательных учреждений

 ( лицеи, гимназии),ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям. Это введение в образовательный процесс успешно развивается и сегодня в городах (например, в Саранске).

   

    В нашей школе введению профильного обучения предшествовал год предпрофильной подготовки, в течении которого учителя проводили большую работу по изучению способностей  учащихся и их выбор будущего образовательного профиля. Кроме профориетационной работы проводилась и предпрофильная подготовка учащихся по следующим направлениям :

  • химико- биологический;
  • физико – математический;
  • художественно – эстетический.

В конце учебного года дети должны были выбрать свой профиль дальнейшего образования. Однако, оказалось, что 20 % учащихся не могут сделать выбор, более половины – могут выбрать его лишь приблизительно. а некоторые учащиеся хотели бы выбрать другой профиль, например гуманитарный. Но их желание не было замечено.

  В результате правильно организовать комплектование таких профильных классов нам не удалось. Дети оказались психологически не готовы перейти из одного класса в другой для более углубленного изучения  отдельных предметов того или иного профиля.  

 Как работать учителю, чтобы занять всех учащихся класса, некоторые из которых знают, что это им не нужно? Очень трудно.  Знаешь , что у тебя  есть план изучения курса и его надо выполнять. А выполнять увы, не с кем . . Работать в таких  профильных классах очень трудно.

     Да и еще есть немало проблем в организации профильного обучения. Например ,методическая база. Предлагаемая литература, сборники по профильному  обучению содержат общие рекомендации, имеют минимум необходимого материала по физико –математическому профилю.  

  Ю.Колягин в статье «Профильное  обучение: проблемы и перспективы» предлагает  « создать такой электронный образовательный комплекс, в состав которого входил бы базовый учебник, в его привычном бумажном варианте, дополненный «профильной» учебной информацией, размещенный на дисках.».

( В 10 -11 классах сейчас работаем по учебнику Ю.Колягина как в профильных, так и в общеобразовательных классах)

 В нашей школе  проводятся элективные курсы по физики и математики учителями – предметниками. На занятиях изучается дополнительный не программный материал, применяем его к решению различных задач.

  Но я считаю, что без прочных знаний общеобразовательной школы нам в жизни не обойтись. И присоединяюсь к мнению многих ученых математиков и физиков, кто имеет непосредственную связь со школой ,что профильное обучение вводить в массовую школу, особенно сельскую,  ошибочно.   для таких школ наиболее приемлемой  было бы создание профильных групп, занятия в которых позволят осознанно изучать выбранный предмет.

     Ещё  В.А.Сухомлинский говорил: « Усвоение прочных, глубоких, осмысленных знаний, воспитание на всю жизнь неискоренимого человеческого желания знать больше, чем я знаю сегодня, - такова одна из проблем идеи всестороннего развития». А главная задача школы была и остается  – подготовка всесторонне развитой личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профильное обучение: анализ ситуации и перспективы развития»

Круглый стол в нетрадиционной форме, содержательно, интересно, креативно, эмоционально....

«Профильное обучение: анализ ситуации и перспективы развития»

Круглый стол в нетрадиционной форме, содержательно, интересно, креативно, эмоционально....

«Профильное обучение: анализ ситуации и перспективы развития»

Круглый стол в нетрадиционной форме, содержательно, интересно, креативно, эмоционально....

Перспективы развития космической географии и использование её в обучении нового поколения

Однажды человечеству понадобится больше пространства и жизнь на планете Земля, какой мы её знаем, станет неактуальной...

Статья на тему "Проблемы и перспективы развития обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью!"

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья даёт шанс включиться в трудовую деятельность, быть социально значимыми гражданами, обеспечить свое благосостояние, духовный и творческий рост. Ин...