Интеграция мобильных приложений в процесс обучения иностранному (английскому) языку: преимущества, недостатки, перспективы развития
статья на тему

Проничева Юлия Вадимовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novaya.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция мобильных приложений в процесс обучения иностранному (английскому) языку: преимущества, недостатки, перспективы развития

В современных условиях предъявляются все более высокие требования к процессу обучения иностранным языкам. Новые федеральные образовательные стандарты предполагают организацию проектной деятельности, использование ИКТ для формирования ключевых компетентностей учащихся.

Основной целью обучения иностранному языку является развитие у учащихся коммуникативной компетенции. При этом коммуникация понимается нами как особый вид деятельности, «содержанием которого является обмен информацией для достижения взаимопонимания и взаимодействия» (Красных 2001, стр.17).

На сегодняшний день практически невозможно представить себе эффективное обучение иностранным языкам без применения ИКТ. Их использование на уроках английского языка обогащает урок, делая его более привлекательным, повышает уровень усвоения материала учащимися.

 Применение ИКТ на уроках иностранного языка происходит в основном по следующим ключевым направлениям:

- использование готовых мультимедийных программ и как часть учебно-методического комплекса по английскому языку, и в качестве самостоятельного средства обучения;

- создание педагогами собственных авторских презентаций к уроку в программе Power Point;

- демонстрация различных видео- и аудиоматериалов обучающего характера (видео-уроки, аудио-подкасты и др.);

- поиск и воспроизведение на уроке аутентичных видео- и аудиоматериалов материалов с целью демонстрации учащимся наиболее современных и употребляемых образцов англоязычной речи и выявления новых языковых тенденций;

- использование мобильных приложений для изучения иностранного языка (ими снабжены новейшие учебно-методические комплексы, также они доступны в качестве самостоятельных программ), что  дает учащимся больше возможностей для постоянного доступа к учебным материалам.

Процесс информатизации образовательного процесса постепенно выходит на новый уровень, одно из ключевых направлений которого связано с использованием мобильных технологий для обучения различным предметам, в том числе иностранному языку. В своей статье мне бы хотелось несколько подробнее остановиться именно на использовании мобильных приложений, их преимуществах, недостатках, перспективах использования.

Живя в современном информационном пространстве, нельзя не принимать во внимание, что мобильные устройства предоставляют собой перспективную площадку для развития нового направления в изучении иностранного языка. В настоящий момент в мире насчитывается около 1,5 миллиарда мобильных телефонов, это в три раза больше, чем традиционных компьютеров.

По мере технического прогресса мобильные устройства получают новые технические возможности, растет скорость и надежность при передаче данных в каналах беспроводной связи. Мобильные телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры становятся основной частью цифровой жизни человека с раннего детства.

По имеющимся данным, за последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, мобильными информационными технологиями, увеличилось более чем в 10 раз. Сейчас мобильные устройства есть практически у всех, это удобный инструмент для доступа к любой информации, все чаще школьники используют свои смартфоны, коммуникаторы и планшетные компьютеры для образовательных целей.

При этом не только школьники, но и взрослые, стремящиеся к овладению иностранным языком, в условиях современного скоростного ритма жизни, также часто прибегают к различным мобильным приложениям в качестве средства обучения.

Это несложно объяснить: интеграция мобильных устройств в процесс обучения иностранному языку имеет ряд серьезных преимуществ:

  1. Свободный доступ к учебным материалам в любом месте и в любое время.
  2. Возможность применения мобильных программ для тренировки практически многих аспектов речевой деятельности, включая аудирование, без применения дополнительных материалов и устройств.
  3. Красочная подача материала с иллюстрациями и мультимедийными эффектами.
  4. Автоматическая и быстрая проверка упражнений, что дает учащимся возможность получать наиболее актуальную информацию об их прогрессе. Программа автоматически производит анализ ошибок и предлагает соответствующие упражнения для их устранения.
  5. Возможность эффективного дистанционного обучения, которое на сегодняшний день является крайне востребованным, позволяющим сделать обучение доступным для таких категорий учащихся как: учащиеся с ОВЗ; учащиеся, проживающие в отдалении от базового образовательного учреждения; учащиеся взрослые, не имеющие возможности регулярно посещать очные занятия.
  6. Являясь одной из новейших разработок в сфере обучения иностранным языкам, мобильные приложения как правило создаются на наиболее современном лексическом материале, отражают новейшие языковые и речевые тенденции английского языка.

Однако необходимо отметить, что помимо очевидных плюсов использование мобильных устройств в обучении имеет и ряд недостатков.

  1. Использование новейших информационных технологий в обучении иностранному языку создаёт тесную метапредметную связь между двумя дисциплинами (информатикой и иностранным языком). При недостаточной степени владения техническим устройством, ученик испытывает дополнительные трудности, что может значительно снизить его мотивацию к обучению.
  2. Зависимость качества работы приложения от таких факторов как технические характеристики устройства и скорость передачи данных, что может привести к затруднениям в процессе обучения или даже прервать его.
  3. Отсутствие живого взаимодействия ученика и учителя, которое проявляется в невозможности прямого контакта, что может снизить эффективность обучения.
  4. Отсутствие объемных отрывков текстов для развития навыка чтения, что отчасти вызвано особенностями мобильных устройств, большинство из  которых обладают сравнительно небольшим экраном, что препятствует эффективной работе с текстом большого объема.
  5. Невозможность практиковать навык устной монологической и диалогической речи с помощью технического устройства. Обучение, ограниченное одним лишь использованием мобильного устройства, не позволяет в полной мере достигнуть основной цели обучения – развития коммуникативной компетенции учащихся.

Часть из вышеперечисленных недостатков могут быть полностью или частично нивелированы. Так, к примеру, повысить простоту использования мобильного приложения может подробное руководство пользователя, содержащее пошаговые инструкции по выполнению каждого типа задания, и ответы на наиболее часто возникающие вопросы пользователей.

Каждое упражнение должно содержать демонстрационный вариант, который наглядно иллюстрировал бы процесс выполнения конкретного задания.

Самым существенным недостатком, на наш взгляд, являются возможные технические неполадки, связанные с характеристиками устройства, минимизировать которые  весьма затруднительно, так как это не зависит от разработчиков программы.

Следовательно, можно сделать вывод, что внедрение этой новейшей технологии в образовательный процесс должно служить исключительно эффективным дополнением к основному курсу изучения иностранного языка под руководством учителя. Так как несмотря на очевидный технический прогресс, живое общение ученика и учителя выполняет ряд важных функций, которые невозможно заменить. Это:

- мотивация учащегося в ходе живого общения учителя и ученика;

- создание благоприятного психологического климата в ходе занятий;

- при необходимости, принуждение учащегося к более прилежной и интенсивной работе посредством воспитательной беседы и других методов педагогического воздействия;

- возможность варьировать способ и манеру подачи теоретического материала, в зависимости от индивидуальных особенностей и способности учащегося к обучению;

- возможность воспринимать и выявлять ошибки в устной речи учащегося, включая также произносительный аспект, в то время как практически ни одно мобильное приложение не содержит такой функции, уделяя основное внимание лишь развитию лексического и грамматического навыка учащихся, что создает некоторую «однобокость» обучения иностранному языку;

- способность учителя к моделированию живого диалога на иностранном языке в различных ситуациях общения, воспроизводящих варианты коммуникативных ситуаций. При этом важным для понимания и возможной интерпретации речи является именно понятие речевой (коммуникативной) ситуации как совокупности условий, в которых развертывается коммуникативный акт высказывания.

Использование электронных гаджетов в качестве единственного (предпочтительного) средства изучения иностранного языка, позволяет в результате получить учащегося, имеющего хорошие знания строя языка (английской лексики и грамматики), способного воспринимать англоязычную речь на слух (при условии, что приложение содержит задания на аудирование), но едва ли способного к живому устному взаимодействию с окружающими в конкретных, иногда нетипичных, коммуникативных ситуациях.

Иначе говоря, работа с мобильным устройством способствует формированию языковой компетенции учащегося и предоставляет слабые возможности для формирования речевой (коммуникативной) компетенции.

В дополнение к основному выводу хотелось бы также отметить, что все вышеперечисленные функции, реализуемые в ходе общения учителя и учащегося, играют большую роль при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь как было выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными и мобильными программами и приложениями, используют свои мобильники и компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Сфера применения мобильных устройств при обучении английскому языку может постепенно возрастать по мере взросления учащихся. Так как старшие школьники и учащиеся среднего звена уже способны подходить к подобной форме обучения более осознанно и не воспринимать задания на экране гаджета лишь как очередную красочную игрушку.