к дню рождения Ломоносова
методическая разработка (алгебра, 10 класс) на тему

Букреева Нина Анатольевна

разработка к дню рождения Ломоносова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект45.5 КБ
Office presentation icon презентация1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Викторина по математике для 1 курса, посвящённая 300-тию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова

-Здравствуйте, уважаемые учащиеся и коллеги! На сегодняшнем мероприятии мы узнаем немного фактов из биографии Михаила Васильевича, о его отношении к математике и потренируемся сами в решении логических задач.

- вам уже известно, что Михаил Ломоносов родился 8(19) ноября в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии). С 1742 адъюнкт, с 1745 академик Петербургской Академии наук. Большое значение Ломоносов придавал математике, рекомендуя широко применять математические методы в других науках. Математику, — писал ученый, — ”почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно”. Эти слова созвучны нашему веку, когда методы математики получили большое распространение как в естественных, так и в гуманитарных науках. 
Что такое математика?

…..........
Математика — это наука, исторически основанная на решении задач о количественных и пространственных соотношениях реального мира путём идеализации необходимых для этого свойств объектов и формализации этих задач.

 Поэтому главные открытия Ломоносова касаются не столько математики, а химии, физики и астрономии, где одним из методов исследования является математический метод . Его открытия на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замеченными европейской наукой, не придававшей особого значения развитию точных знаний в варварской стране, которой они считали Россию. В 1741 году Ломоносов написал сочинение, изумившее всех своим названием: Elementa Chimiae Mathematicae (”Элементы математической химии”, на латыни). Химия и математика! Современникам Ломоносова одно сопоставление этих слов казалось нелепым.

Как по вашему мнению могут быть связаны математика и химия?

…..........

Математическая химия — раздел теоретической химии, область исследований, посвящённая новым применениям математики к химическим задачам. Основная область интересов — это математическое моделирование химических явлений и процессов.

Ну и последнее. Вам известно, что математика развивает такие качества как внимание, ….воображение, усидчивость, целеустремлённость, творческое и логическое мышление, память, объемно-пространственное и ассоциативное мышление и не только...Это одна из причин, почему Ломоносову так много открытий удалось сделать за свою жизнь.

И сегодня на этом мероприятии мы с вами докажем, что Россия-вовсе не варварская страна и, пусть мы и не Ломоносовы, но тоже развиваем вместе с изучением математики все эти личностные качества.

Итак, 1 конкурс.

Вопросы:

1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?

Ответ: 50.

2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?

Ответ: 5 минут.

3. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 мин. Как это объяснить?

Ответ: 1 час 40 мин. = 100 мин.

4. Рыба весит 8 кг плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба?

Ответ: 16 кг.

5. У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда?

Ответ: 9 овец.

6. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться?

Ответ: Они подошли к разным берегам.

7. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?

Ответ: 30 км.

8. Врач прописал три укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы?

Ответ: через 1 час.

9. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться?

Ответ: дед-отец-сын.

10. В семье 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье?

Ответ: 8 детей.

11. Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов?

Ответ: 11.

12. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате?

Ответ: 4 кошки.

13. Профессор ложится спать в восемь часов вечера. Будильник заводит на девять. Сколько спит профессор?

Ответ: 1 час.

14. Вы – пилот самолета. Самолет летит в Лондон через Париж. Высота полета 8 тысяч метров, температура за бортом минус 40 градусов, средняя скорость 900 км/ч. Сколько лет пилоту?

Ответ: Столько, сколько капитану.

-МОЛОДЦЫ!с логикой вы дружите!

(подведение итогов по 1 конкурсу)

Во всех научных трудах Ломоносов применял строго логический метод, принятый в математике и других точных науках. Он начинал с описания наблюдений над фактами и, обобщая эти наблюдения, приходил к аксиомам — положениям, не требующим доказательств. Основываясь на аксиомах, он формулировал и доказывал теоремы и разбирал все вытекающие из них следствия. А эти следствия проверял затем опытом. Тем самым Ломоносов не давал фантазии увлечь себя в область беспочвенных догадок: факты, с которых он начинал опыты и которыми заканчивал рассуждения, прочно привязывали его к реальной действительности.

Ломоносов не оставил после себя работ, которые можно было бы в строгом смысле слова назвать математическими, однако без понимания его отношения к математике представление о его научном наследии было бы неполным. Общеизвестно высказывание, приписываемое Ломоносову: «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит».

-вот я вам предлагаю «привести в порядок» один софизм, т. е. Найдите, где же допущена ошибка или всё верно?

Ответ: ошибка в том, что если x^2=y^2 то необязательно x=y, может быть x=-y .

(Подводят итоги второго конкурса)

Ломоносов получил фундаментальную для своего времени подготовку по математике и естественным наукам. В Марбургском университете он слушал лекции Х.Вольфа по математике, астрономии, алгебре, физике, механике, логике и другим дисциплинам, а в дополнение к перечисленному брал ещё уроки арифметики, геометрии и тригонометрии. Примечательно, что свои первые работы там Ломоносов подписывал как «студент математики и философии».

Вот в следующем конкурсе каждому из вас тоже придётся немного пофилософствовать и найти решение задач

На обдумывание дается 1 минута – 1 балл.

1. Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимается с первого этажа на пятый?

Ответ: 12 секунд.

2.Сколько раз цифра 9 встречается в числах от 1 до 100?

Ответ: 20 раз.

3.Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое, Сколько мне лет теперь?

Ответ: Мне 23 года.

4. Десять человек обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий?

Ответ: 45.

5. Строительный кирпич весит 4 кг. Сколько весит игрушечный кирпичик из того же материала, все размеры которого в 4 раза меньше?

Ответ: 4000г.: 64=62,5г.

6. Как четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаш от бумаги, перечеркнуть девять точек, расположенных в виде квадрата?

. . .

. . .

. . .

На выполнение дается 3 мин. Команды получат столько баллов, сколько фигур построят.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Ведущий:

Хотя Ломоносов и не оставил после себя работ, которые можно было бы в строгом смысле слова назвать математическими, называя математику «прекраснейшей наукой», Ломоносов признавал за ней «первенство в человеческом знании».

На этом наша викторина завершается. Поздравляем команду с победой и они получают от Ломоносова...заочно) треугольники и карандаши, которых так не хватает на уроке математики))))

Но победителями оказались все участники викторины, потому что каждый узнал что-то новое.

Спасибо всем участникам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер, посвященный дню рождения М.В.Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и деятельности М.В.Ломоносова...

Викторина ко 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Развивающая игра в форме викторины.Состоит из презентации с вопросами, ответами и иллюстрациями и текстовым файлом....

Внеклассное мероприятие к 300-летию М.В.Ломоносова "Российской землей рожденный"

Мероприятие посвящено 300-летию М.В.Ломоносова. Ра зработка содержит в себе сценарий устного журнала о биографии и открытиях Ломоносова. Разработка подкреплена презентацией....

Сценарий ко Дню рождения М. В. Ломоносова

В архиве содержатся сценарий к юбилею Ломоносова, презентация и викторина...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 300летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и деятельности великого русского ученого М.В. Ломоносова, "Путь к тайнам Вселенной" - один из способов организации познавательной и ценностно-ориентационной ...

Сценарий мероприятия к 300-летию со дня рождения русского ученого М.В. Ломоносова «Я живу на земле Михаила Васильевича Ломоносова»

1.    Пояснительная запискаВ 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).М.В. Ломоносов великий ру...