Технология работы с контрольно-измерительными материалами
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Сафронова Людмила Владимировна

 Данный курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки к ГИА   по математике с помощью дистанционного обучения, которое позволяет избежать перегрузок учащихся, установить соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_rabota_dlya_9kl.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

.

.

Рабочая учебная программа

                                                                                                                   по математике

"Технология работы

с контрольно-измерительными материалами"

                                                Программу разработала

                                                учитель математики                                

                                                     высшей категории

                                                ГБОУ СОШ с. Хворостянка

                                                 Хворостянского района                                                      

                                                

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов. С 2013 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Особенности такого экзамена:

  • состоит из трех частей;
  • на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
  • первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;
  • вторая часть – в традиционной форме;
  • оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
         В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются специальные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
         Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме единого государственного экзамена  и тему моего самообразования: «Формирование математической компетентности учащихся в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации»,  предлагаю специальный курс по математике: «Технология работы с контрольно-измерительными материалами».
         Данный курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки к

ГИА   по математике с помощью дистанционного обучения, которое позволяет избежать перегрузок учащихся, установить соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.

Цели курса: подготовить учащихся к сдаче экзамена в новой форме в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Воспитательное назначение  курса: обучение   потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств,  как  активность, творческая инициатива, умений познавательного труда.

Задачи:

  • Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
  • Расширить знания  по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы;
  • Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
  • Выработают умения:
  • самоконтроль времени выполнения заданий;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидка границ результатов;

Основные методические особенности курса:

  1. Дистанционное обучение учащихся по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
  2. Самостоятельная работа учащихся с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
  3. Консультативное участие учителя в освоении основных приемов работы с измерительными материалами.
  4. Активное применение развивающих технологий: «Мозговой штурм».

Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

  • Выражения и их преобразования.
  • Уравнения и системы уравнений.
  • Неравенства.
  • Координаты и графики.
  • Функции.
  • Арифметическая и геометрическая прогрессии.
  • Геометрический материал.
  • Решение реальных задач

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений путем дистанционного общения учителя и ученика.  Общение строится с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
          В ходе обучения периодически (1 раз в четверть) проводится часовое очное обучение, устанавливающее тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
         Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Контроль и система оценивания

           Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
         Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ).
         Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
         Итоговый контроль реализуется в конце года в двух формах: защиты проекта и сдачи экзамена в форме ГИА.

Содержание

 Арифметика

Тема № 1      Натуральные числа (9 часов).

Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОК и НОД. Дроби.  Действия над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными и отрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих корни. Процент. Задачи на проценты.

Алгебра

Тема №2   Буквенные выражения (7 часов).

Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменной. Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.

Тема №3   Уравнения. Системы уравнений. (5 часов).

Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.

Тема №4    Неравенства  (3 часа).

Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.

Тема №5     Прогрессии (2 часа).

Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п- члена  и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.

Тема №6 Функции  и графики (3 часа).

Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции.  Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.

Геометрия

Тема №7 Геометрический материал

Формулы площадей фигур. Определение центральных и вписанных углов. Признаки равенства и подобия треугольников. Свойства четырехугольников.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать и уметь:

1. Уметь выполнять действия с числами:

  • Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями.
  • Выполнять арифметические действия с рациональными числами.
  • Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений

2. Уметь выполнять алгебраические преобразования:

  • Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями.
  • Применять свойства арифметических квадратных корней  для вычисления значений и преобразований выражений, содержащих корни.

3. Уметь решать уравнения и неравенства:

  • Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений.
  • Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы

4. Уметь выполнять действия с функциями:

  • Находить значения функции.
  • Определять свойства функции по графику.
  • Описывать свойства функций.
  • Строить графики.

5. Распознавать геометрические и арифметические прогрессии:

  • применять формулы общих членов.
  • суммы n членов  арифметической и геометрической прогрессий.

6. Уметь решать геометрические задачи:

  • Формулировать определения, свойства, признаки
  • Рассчитывать площади различных фигур
  • Выполнять чертежи к задачам, выполнять построения

7. Уметь применять полученные  знания к решению реальных задач:

  • Нахождение процентов
  • Чтение диаграмм
  • Задачи на вероятность событий

     

ТЕМАТИКА  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ  ПРОЕКТОВ

  1. Архимед – величайший древнегреческий математик, физик, инженер.
  2. Гений XVIII века – Леонард Эйлер.
  3. Николай Иванович Лобачевский – великий реформатор геометрии.
  4. Трагическая судьба Эвариста Галуа.
  5. Математик XIX века Пафнутий Львович Чебышев.
  6. «Принцесса науки» Софья Васильевна Ковалевская.
  7. «Русский Архимед» - Владимир Андреевич Стеклов.
  8. «Острый» гений – Андрей Николаевич Колмогоров.
  9. Математика в Древней Руси.
  10. Системы счисления.
  11. История развития математики на Востоке.
  12. Происхождение мер.
  13. Жизнь и деятельность Пифагора.
  14. Жизнь и деятельность Рене Декарта.
  15. Жизнь и деятельность Франсуа Виета.
  16. Жизнь и деятельность Исаака Ньютона.
  17. Жизнь и деятельность Омара Хайяма.
  18. Математик и богослов – Бонавентура Кавальери.
  19. Гениальный ученый – Михаил Васильевич Ломоносов.
  20. Тригонометрия. Страницы истории.

Литература для учителя:

 

1. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2013. Под ред. Лысенко Ф.Ф.  Ростов на/Д: Легион, 2012

2. Математика. Подготовка к ГИА -2013. Под ред. Лысенко Ф.Ф.  Ростов на/Д: Легион, 2012

3. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б. и др.  М.: Просвещение, 2010.

4. ГИА — 2010. Экзамен в новой форме. Алгебра. 9 класс.  Кузнецова Л.В, Суворова С.Б, Бунимович Е.А. и др. М.: АСТ: Астрель, 2010

5. Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма) в 2010 году. Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.  

6. Методические рекомендации. М.: МЦНМО, 2009.

7. Математика. ГИА-2012. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. М.: «Экзамен».

8. Алгебра. 9 класс. Самостоятельные работы. Под ред. А.Г. Мордковича. М.2010.

9. Б.И. Вольфсон, Л.И.Резницкий Геометрия. Подготовка к ЕГЭ и ГИА: учимся решать задачи. Ростов на/Д: Легион, 2012

10. Ресурсы сети Интернет.

Литература для учащихся:

1. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2013. Под ред. Лысенко Ф.Ф.  Ростов на/Д: Легион, 2012

2. Математика. Подготовка к ГИА -2013. Под ред. Лысенко Ф.Ф.  Ростов на/Д: Легион, 2012

3. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б. и др.  М.: Просвещение, 2010.

4. ГИА — 2010. Экзамен в новой форме. Алгебра. 9 класс.  Кузнецова Л.В, Суворова С.Б, Бунимович Е.А. и др. М.: АСТ: Астрель, 2010

5. Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма) в 2010 году. Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.  

6. Ресурсы сети Интернет:

Российская государственная детская библиотека
http://www.rgdb.ru

РГДБ является научно-методическим и исследовательским центром в области педагогики, психологии и социологии детского чтения, библиографии детской литературы, организации библиотечного обслуживания детского населения. На сайте представлена коллекция интересных ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы», «Ресурсы для родителей», «Сайты писателей», «Интересные сайты», «Детские библиотеки», «Информация для библиотек». Возможен поиск в электронном каталоге.

Другие образовательные ресурсы
http://www.en.edu.ru

Портал содержит материалы и ссылки на ресурсы Интернет по естественно-научным дисциплинам. Поиск материала возможен по предмету (физика, химия, биология, математика), типу материала (справочники, задачники, лабораторные практикумы, учебники и др.), уровню образования (общее, высшее), характеру аудитории: (преподаватели, учащиеся, студенты).

Открытый Колледж http://www.college.ru

Образовательный Интернет-портал содержит методические материалы, описание опыта использования учебных компьютерных программ в школе. Опубликованы стандарты образования и учебные планы для многопрофильных школ, разноуровневых и профильных классов. В проект также входят сайты: «Математика» (www.mathematics.ru), «Физика» (www.physics.ru), «Химия» (www.chemistrv.ru), «Биология» (www.biology.ru), «География» (www.geography.ru), «Английский язык» (www.english.ru).

Газета "Математика" http://mat.1september.ru 

http://www.npstoik.ru/vio/ 

Математика

Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября" http://mat.1september.ru 

Математика в Открытом колледже http://www.mathematics.ru 

Math.ru: Математика и образование http://www.math.ru 

Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) http://www.mccme.ru 

Allmath.ru — вся математика в одном месте http://www.allmath.ru 

EqWorld: Мир математических уравнений http://eqworld.ipmnet.ru 

Exponenta.ru: образовательный математический сайт http://www.exponenta.ru 

Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа http://www.bymath.net 

Геометрический портал http://www.neive.by.ru 

Графики функций http://graphfunk.narod.ru 

Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru 

Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor) http://rain.ifmo.ru/cat/ 

ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию http://www.uztest.ru 

Задачи по геометрии: информационно-поисковая система http://zadachi.mccme.ru 

Задачник для подготовки к олимпиадам по математике http://tasks.ceemat.ru 

Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике) http://www.math-on-line.com 

Интернет-проект "Задачи"h ttp://www.problems.ru 

Математические этюды http://www.etudes.ru 

Математика on-line: справочная информация в помощь студенту http://www.mathem.h1.ru 

Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online) http://www.mathtest.ru 

Математика для поступающих в вузы http://www.matematika.agava.ru 

Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников МГУ http://school.msu.ru 

Математика и программирование http://www.mathprog.narod.ru 

Математические олимпиады и олимпиадные задачи http://www.zaba.ru 

Международный математический конкурс "Кенгуру" http://www.kenguru.sp.ru 

Методика преподавания математики http://methmath.chat.ru 

Московская математическая олимпиада школьников http://olympiads.mccme.ru/mmo/ 

Решебник.Ru: Высшая математика и эконометрика — задачи, решения http://www.reshebnik.ru 

Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина http://www.mathnet.spb.ru 

Турнир городов — Международная математическая олимпиада для школьников http://www.turgor.ru 


Тема

Кол-во часов

Дата

Тема №1   Числа (9 часов)

1

Натуральные числа. Действия над натуральными числами.

1

2

Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК.

1

3

Дроби. Действия с дробями

1

4

Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами.

1

5

Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени.

1

6

Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни.

1

7-8

Процент. Задачи на проценты.

2

9

Проверочное тестирование по теме: «Числа». Очная форма обучения.

1

Тема №2  Буквенные выражения(6 часов)

10

Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменных.

1

11

Преобразование алгебраических выражений.

1

12

Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения.

1

13

Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей.

1

14

Действия с алгебраическими дробями.

1

16

Проверочное тестирование по теме: «Буквенные выражения». Очная форма обучения.

1

Тема №3  Уравнения. Системы уравнений (4 часа)

17

Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Линейное, квадратное уравнения.

1

18

Дробно-рациональные уравнения

1

19

Уравнения с модулем.

1

20

Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Способы решений

1

Тема №4     Неравенства. Системы   неравенств (2 часа)

21

Числовые неравенства. Свойства неравенств. Неравенство с одной переменной. Решение неравенств.  

1

22

Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств.

1

Тема №5      Прогрессии(2 часа)

23

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии.

1

24

Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии

1

   Тема №6  Функции и графики(4 часа)

25

Функция. Способы задания функции. Область определения и значения функции.

1

26

Возрастание и убывание  функции. Промежутки знакопостоянства. График функции.

1

27

Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.

1

28

Проверочное тестирование по темам: «Уравнения. Неравенства. Функции и графики». Очная форма обучения.

1

Тема №7  Геометрический материал(3 часов)

29

Вписанные и центральные углы

1

30

Признаки подобия треугольников. Признаки равенства треугольников.

1

31

Свойства четырехугольников. Площади фигур.

1

Тема № Начальные сведения из теории вероятностей. (2 часов)

32

Относительная частота случайного события.

1

33

Вероятность равно возможных событий.

34

Защита проекта

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Данный курс позволяет повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы, выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами....

программа элективного курса по математике для 9 класса "Технология работы с контрольно - измерительными материалами

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам о...

Факультативный курс по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами" - 9 класс

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Технологии работы с конотрольно-измерительными материалами"...

Программа элективного курса по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами ГИА"

Подготовка учащихся к сдаче экзамена в новой форме в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Рабочая программаэлективного курса по математикедля учащихся 9 –го класса  «Технология работыс контрольно-измерительными материалами»  учителя математики1 квалификационной категори...

«Технология работы с контрольно-измерительными материалами»

Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.    С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Особе...

Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса «Технология работы с контрольно-измерительными материалами при подготовке к ОГЭ »

Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса«Технология работы с контрольно-измерительными материаламипри подготовке к ОГЭ »...