Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме: «Квадратные неравенства»
учебно-методический материал по алгебре на тему

Лысовская Наталья Александровна

ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО МО

Педагогическая академия последипломного образования

кафедра математических дисциплин

ПРОЕКТ

Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8  класса

теме: «Квадратные неравенства»

Выполнил

слушатель учебного курса

«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)»

учитель математики  МБОУ Володарской СОШ Ленинского р-на МО

                                 Лысовская Наталья Александровна

Руководитель курса: к.п.н. , доцент зав.кафедры математических дисциплин

     Васильева Марина Викторовна

Москва 2012

Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме

§ 1.

§ 2. Логико-дидактический  анализ содержания темы

§ 3. Цели обучения теме «Квадратные неравенства»

3.1. Развитие познавательных УУД

3.2. Развитие регулятивных УУД

3.3. Развитие коммуникативных УУД

3.4. Развитие личностных УУД

ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме

§ 4. Карта изучения темы и её использование

4.1. Диагностируемые цели обучения теме

4.2. Логическая структура и содержание темы

4.3. Средства обучения теме (в том числе ИТ)

§ 5. Учебный план темы

§ 6. Примеры реализации целей обучения теме

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Приложение

3

ВВЕДЕНИЕ

         2. Логико-дидактический анализ понятий и теорем темы

 «Квадратные неравенства».

Учебник: Алгебра 8 класс:учебник для общеобразовательных учреждений/(Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.). – М.:Просвещение,2005.

Тема «Квадратные неравенства» занимает важное место в математике. Эта тема связана с другими содержательными линиями: неравенства, квадратичная функция, график функции, решение неравенств.

Тема изучается в 8 классе: изучается определение квадратного неравенства, различные способы его решения.

      Основная цель – выработать умение решать квадратные неравенства с помощью графика квадратичной функции.

       На  изучения темы «Квадратные неравенства» отводится 10   часов ( 3 часа в неделю), включающие 1 контрольную работу:

Квадратное неравенство и его решение  - 2 часа

Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции – 3 часа

Метод интервалов – 3 часа

Контрольная работа-1 час

Работа над ошибками  - 1 час

В процессе изучения данной темы рассматриваются следующие понятия, определения и правила :

1. Квадратное неравенство и его решение    

понятия:

квадратный трехчлен;

квадратное неравенство;

решение неравенства с одним неизвестным

определения:

квадратное неравенство

2 .Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции

понятия:

квадратичная функция;

график квадратичной функции;

алгоритм решения квадратного неравенства с  помощью графика

3. Метод интервалов

понятия: 

метод интервалов;

интервал;

Алгоритм решения задачи об определении знака квадратного трехчлена;алгоритм  использования метода интервалов для решения

 рациональных неравенств

Каждый пункт имеет теоретическое содержание по изучаемым темам, а также примеры разобранных  основных типов заданий.

В учебнике представлены задания следующих типов:

Квадратное неравенство и его решение    

Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции

Метод интервалов

Обязательные задачи

№№649-654

№№659-667

№№668-670

№№671-673

№№674-680

№681

№682

Дополнительные более сложные задачи

№№655-656

Трудные задачи

№№657-658

 При изучении темы имеются возможности для развития памяти, логического мышления, формирования у учащихся навыков самостоятельной работы. Квадратные неравенства сами по себе представляют интерес для изучения, так как именно с их помощью на символьном языке записываются важные задачи познания реальной действительности. Как в самой математике, так и в её приложениях с квадратными неравенствами приходится сталкиваться не менее часто, чем с уравнениями. Например, квадратные неравенства используются при изучении свойств функции (нахождение промежутков знакопостоянства функции, определение монотонности и др.)

        5. Учебный план темы

Примерная форма примерной рабочей учебной программы по математике (фрагмент) «Квадратные неравенства»

               Утверждаю                                                          Согласовано                                                     Рассмотрено

Директор СОШ №  __                                              Зам. директора по  УВР                                      на заседании ШМО

  __________ Ф.И.О.                                   _____________ Ф.И.О.                                  протокол № ________

                                                                                                                                                                 от ________________

                                                                                                                                                                 Руководитель ШМО

                                                                                                                                                               ___________ Ф.И.О.

Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики

на 2012/2013 учебный год (фрагмент)

Класс: 8

Учитель: Лысовская Наталья Александровна

Количество часов: на учебный год 105 : в неделю: 3

Плановых контрольных уроков: : I ч. –     ; II ч. –     ; III ч. – ___ IV ч. – 1;

Планирование составлено на основе источников:

Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл. / Сост.      Г.М. Кузнецова,  Н.Г. Миндюк. / 4-е изд., стереотип.  М.: Дрофа, 2004. – 320 с.

Учебник: Алгебра : учеб. для 8 кл. общеобр. учреждений /Ш.А. Алимов,Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.- М.:Просвещение,2005.

Дополнительная литература:

  1. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре  и геометрии для 8 класса. – М.:Илекса,2009.

Тематическое планирование составила: Лысовская Н.А.                                Дата         2012      Подпись _____________

Условные обозначения: ПУУД – познавательные УУД; ПЛ УУД - познавательные логические УУД; ПО УУД - познавательные общеучебные УУД; РУУД – регулятивные УУД; КсУУД – коммуникативные УУД сотрудничество; КрУУД – коммуникативные УУД для общения: развитие устной и письменной речи; Ц1 – Ц 5 – цель 1 – 5; ДЗ – домашнее задание; УПД – учебно-познавательная деятельность.

№ уро-

ков

Раздел, тема урока

Форма урока; форма обучения

Предметные и метапредметные результаты

Ц 1 (ПЛ УУД), Ц 2 (ПО УУД, РУУД), Ц 3 , Ц 4 (КсУУД, КРУУД), Ц 5 (ПОУУД, РУУД)

1 - 10

Квадратные неравенства

Средства обучения

1) таблицы…..

2) подсказки к поиску решения задач;

 3) предписания…

4) карточки с приёмами;

5) Карта темы

Уроки: семинар, практикум, лекция, др.

Фронтальная, индивидуальная групповая

формы обучения

Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) теорем; в) типов задач

Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: а)  понятий; б) теорем; в) типов и классов задач

Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении геометрических и учебных задач

Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД

Ц 5: развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД

1

Квадратное неравенство и его решение

Урок смешанного типа

Фронтально-индивидуальная

Ц 5: Введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности;

Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а)понятия  квадратное  неравенство; б) утверждений; в) задачи на решение квадратных неравенств аналитическим способом

2

Квадратное неравенство и его решение

Вводный обзорный семинар

Групповая работа

Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: а) математических понятий (квадратное неравенство, решение неравенств); б) утверждений; в) задачи на решение квадратных неравенств аналитическим способом.

Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении   решение квадратных неравенств аналитическим способом

Ц4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД

3

Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции

Лекция – диалог

Фронтально-индивидуальная  работа

Постановка и решение проблемы (познавательные УУД)

Ц 1:составление плана и схем поиска решения квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции; Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе чтения лекции.

Ц 4: (КрУУД): запись лекции; ПОУУД – построение речевых высказываний, посредством смыслового разделения текста на части и подбор заголовка к фрагменту лекции; составление плана лекции.

4

Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции

Вводный обзорный семинар

Групповая работа

Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности;  

Ц 3: решает задачи своего уровня сложности,); аналогичные, обратные задачи  решает, используя помощь

Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;

5

Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции

Практикум:

Фронтальная и парная формы

Ц 2: а1)  перечисляет: основные понятия и отношения между ними, утверждения; переходит от одной модели к другой; в 1) выполняет ……; в2) перечисляет …, применяет их к решению задач;

Ц 3: решает задачи своего уровня сложности, составляет задачи: по готовому чертежу и требованию, по неполному условию и требованию (выведение следствий из требования) , по условию без требования (выведение следствий из условия); аналогичные, обратные задачи и решает, используя помощь

Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;

Ц 5: выбирает задачи и решает их,  осуществляет самопроверку с использованием образцов, приёмов;  составляет контрольную работу для своего уровня усвоения (в качестве ДЗ);

6

Метод интервалов

Обучающий урок. Урок практическая работа. Самостоятельная работа обучающая.

Ц 5: Введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности;

Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: решения квадратных неравенств  методом интервалов

7

Метод интервалов

Практикум:

Парное взаимообучение

Ц 2: а1) использует определения понятия  квадратное неравенство для решения задач; б1) используя готовую схему решает квадратные неравенства ; переходит от одного способа решения  к другому; б3) составляет план и схему решениия квадратного неравенства; б1) перечисляет использованную теорию; в1) находит ошибки в решении задач своего уровня сложности; решает задачи своего уровня сложности, используя готовый план или схему поиска; в 2,3)  решает задачи второго и третьего уровня сложности, составляя схемы поиска и план; Ц 4

8

Метод интервалов. Подготовка  к  к/р.

Практикум

Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная

Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности;  

Ц 3: решает задачи своего уровня сложности, составляет задачи: по готовому графику и требованию.

Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях;.

Ц 5: выбирает задачи и решает их,  осуществляет самопроверку с использованием образцов, приёмов;  составляет контрольную работу для своего уровня усвоения (в качестве ДЗ);

9

Контрольная работа

Контроль и оценка знаний учащихся. Фронтальный контроль.

Ц 2, 3, 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их, осуществляет самопроверку; делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы

10

Урок коррекции и рефлексии

Рефлексивный семинар

Индивидуальная, парная (взаимопомощь)

Ц 2, Ц 4: анализирует собственные ошибки с помощью товарища и исправляет их;

Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делает выводы о результатах своей деятельности, дальнейших действиях, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ содержит краткий отчёт по поставленным задачам, сформулированным во введении

В БИБЛИГРАФИЮ по проекту вставить указанные источники

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
  2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
  4. Примерные программы по математике. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Реализации требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме "Квадратные корни"

Планирование обучения теме "Квадратные корни" с расписыванием УУД и основных требований к знаниям и умениям...

Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме: «Квадратные уравнения»

Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы: «Квадратные уравнения» в 8 классе по учебнику Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Сувор...

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме «Квадратные корни"

Предложенный материал содержит описание теоретических основ обучения теме "Квадратные корни" в 8 классе, требования ФГОС, логико-математический анализ темы, цели обучения, методические рекомендации, а...

Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме «Квадратные уравнения»

Итоговая практико-значимая работа по теме: "Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме "Квадратные уравнения""...

Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса теме: «Решение уравнений и неравенств с одной переменной»

Материал содержит:теоретические основы обучения теме «Решения уравнения и неравенства с одной переменной»;методические рекомендации обучения теме «Решение уравнения и  неравенства с одной перемен...