Урок математики в 6 классе по теме: "Пропорциональности: прямая и обратная"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «ООШ№2» г.Энгельс
Саратовской области
Разработка урока по математике для учащихся 6 класса
(учебник «Математика. 6-й класс»А.Г.Мерзляк)
составитель Соловьева С.Н., учитель математики
Урок математики в 6-м классе по теме
«Прямая и обратная пропорциональные зависимости»
Тип урока: введение новых знаний.
Результаты обучения:
Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.
Метапредметные: умение понимать и использовать средства наглядности (таблицы).
Предметные: научиться различать прямые и обратные зависимости и решать с их помощью задачи.
Оборудование: учебник «Математика. 6-й класс»А.Г.Мерзляк, интерактивная доска, раздаточный материал для самостоятельной работы с бланками для ответов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1 | Самоопределение к учебной деятельности. Орг. момент | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные Регулятивные Коммуникативные |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют устные задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные Познавательные Регулятивные |
3 | Целеполагание и мотивация | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. | Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные |
4 | Введение новых знаний Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся на практическую работу по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) | Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
5 | Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность ситуации, выявляет пробелы в получении новых знаний и корректирует их. | Решают типовые задания с проговариванием их вслух. | Регулятивные Личностные Познавательные Коммуникативные |
6 | Организация первичного контроля | Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа с взаимопроверкой . | Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют взаимопроверку, оценивая друг друга. | Регулятивные Личностные Познавательные |
7 | Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Личностные Регулятивные |
8 | Информация о домашнем задании | Комментирует домашнее задание | Записывают задания в дневник |
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал - Бируни:
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
УУД:
личностные: самоопределение, смыслообразование;
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Фронтальный опрос.
-Можно ли составить из этих чисел верную пропорцию? (14 : 7 = 0,2 : 0,1 и т.д.)
-А что мы называем пропорцией?
-Как проверить, верна пропорция или нет?
-Каким свойством можно воспользоваться, чтобы из одной пропорции получить остальные?
А теперь перейдем ко второй части нашего домашнего задания- творческой. Девочки должны были найти рецепт какого-нибудь несложного блюда, где расчет продуктов идет на 1 порцию. Кто готов поделиться своим рецептом?
(кто-то из девочек знакомит со своим рецептом).
Салат «Ориганальный»
Заправить майонезом |
Замечательный рецепт. А что же делать, если нам нужно две порции этого блюда?, три порции?, четыре порции?, половинку порции?
Вывод: Т.е. получается, что во сколько раз больше порций нам нужно, … (учащиеся продолжают), а если порций нужно меньше в несколько раз, то …
-А теперь задание , которые получали мальчики- зафиксировать время, за которое они проходят обычно утром путь из дома в школу? Кто готов поделиться результатами своих
исследований? (кто-то из мальчиков рассказывает о полученных результатах).
-А теперь представим, что ты очень спешишь, и идешь в два раза быстрее. Что произойдет? (учащиеся говорят, что время, потраченное на дорогу, уменьшиться в два раза).
-А если никуда не торопиться и идти спокойно, медленно, наслаждаясь свежим воздухом, со скоростью, в два раза меньшей, чем обычно? (время увеличиться в два раза)
УУД:
познавательные: анализ и классификация объектов
регулятивные: целеполагание; определение и осознание того , что уже известно и что нужно усвоить
коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
3.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
– Что же у нас получилось? В одном случае, с увеличением (или уменьшением) одной величины в несколько раз, увеличивается (уменьшается) вторая величина во столько же раз, а в другом случае с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, уменьшается (увеличивается) вторая величина во столько же раз.
Как же назвать эти зависимости? (версии учащихся, которые с корректировкой учителя выводят тему урока).
- Итак, сформулируйте тему урока. (Прямая и обратная пропорциональная зависимость).
– Молодцы! Запишите тему урока в тетрадях. (Учитель записывает тему на доске.)
Фронтальный опрос:
- Давайте определимся исходя из темы, что вы хотите на уроке сегодня научиться делать? (Различать прямую и обратную зависимости, решать с их помощью задачи)
–Сформулируйте цель сегодняшнего урока (Научиться различать прямые и обратные зависимости и решать с их помощью задачи.)
УУД:
регулятивные: целеполагание
коммуникативные: постановка вопросов
личностные: умение ясно и точно излагать свои мысли
познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
4. Введение новых знаний
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: Прямая и обратная пропорциональные зависимости
Практическая работа ( 1ряд — 1) натуральные числа, 2 ряд -2)десятичные дроби, 3 ряд -4) обыкновенные дроби.)
Работа с учебником : № 665 (установить являются ли величины прямопропорциональным или обратнопропорциональными)
Самопроверка по эталону на интерактивной доской
Итог:Давайте, еще раз повторим полученные новые понятия
Прямо-пропорциональная зависимость – зависимость, в которой с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, увеличивается (уменьшается) вторая величина во столько же раз.
Обратно-пропорциональная зависимость – зависимость, в которой с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, уменьшается (увеличивается) вторая величина во столько же раз.
-Попробуйте привести собственные примеры на прямую и обратную пропорциональные зависимости (учащиеся приводят свои примеры, учитель, при необходимости помогает их сформулировать и дополняет своими примерами).
УУД:
познавательные: построение логической цепи рассуждений
регулятивные: саморегуляция
коммуникативные: инициативное сотрудничество .
Физкультминутка
-Ну, а теперь давайте дадим поработать не только нашей голове, но и мышцам. И как обычно, наша зарядка будет связана с нашей темой. Итак, я буду читать зависимости различных величин, а вы должны определить, какая это зависимость-прямая или обратная. Если прямая- обе руки вверх (одинаково направленные стрелочки)и хлопок на головой, если обратная- одна рука вверх, другая- вниз (стрелочки в разных направлениях) и топ-двумя ножками. Ответы на счет три про себя. Готовы?
–зависимость между путем, пройденным автомашиной с постоянной скоростью, и временем ее движения: S = v ·t (с увеличением скорости (времени) увеличивается путь);
– зависимость между скоростью автомашины и затраченным на путь временем: v = S : t (с увеличением времени на прохождение пути, скорость уменьшается);
– зависимость между стоимостью товара, купленного по одной цене и его количеством:
С = а · n (с увеличением (уменьшением) цены, увеличивается (уменьшается) стоимость покупки);
– цены товара и его количеством: а = С : n (с увеличением количества, уменьшается цена) -Как аукнется, так и откликнется.
-длина стороны квадрата и его периметр
-количество дежурных в 6в классе и время, затраченное на уборку
-чем больше народа, тем меньше кислорода
-чем выше пень, тем выше тень
-зависимость роста человека от его возраста
-Комментарии по зарядке (почему возникли сомнения в последнем случае)
-А теперь попробуем применить полученные знания на практике-при решении задач
Вывод: не все зависимости являются прямопропорциональными и обратнопропорциональными.
5.Первичное закрепление.
Установление правильности и осознанности изучения темы
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Разберем задачи . Работа с учебником
1. № 661 ( зависимость расстояния от изменения скорости)
2. №662 (зависимость площади прямоугольника от изменения длины)
УУД:
личностные: умение ясно и точно излагать свои мысли
познавательные: умение анализировать
регулятивные: контроль, оценка, коррекция
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения .
6.Организация первичного контроля.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов дейтвий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Мини-самостоятельная работа (3 мин)
(задания проецируются на интерактивной доске, а ребята получают вместе с бланком
ответов )
Работа в парах (взаимопроверка)
1 вариант:
1.Две величины прямо пропорциональны. Одна из них: а) увеличилась в 5 раз;
б) уменьшилась в 2¼ раза. Как изменилась другая?
- Две величины обратно пропорциональны. Одна из них: а) увеличилась в 12 раз;
б) уменьшилась в 31/3 раза. Как изменилась другая?
2 вариант:
- Две величины обратно пропорциональны. Одна из них: а) уменьшилась в 5 раз;
б) увеличилась в 2¼ раза. Как изменилась другая?
2.Две величины прямо пропорциональны. Одна из них: а) уменьшилась в 9 раз;
б) увеличилась в 31/8 раз. Как изменилась другая?
БЛАНК ОТВЕТОВ | БЛАНК ОТВЕТОВ |
I вариант | II вариант |
1. а) | 1. а) |
б) | б) |
2. а) | 2. а) |
б) | б) |
УУД:
личностные: самоопределение
познавательные: оценивание результатов деятельности партнёра
регулятивные: осознание качества и уровня усвоения
7. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия .Намечают перспективу последующей работы
Рефлексивный экран
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
УУД:
личностные: критичность мышления, интерес к учебному материалу
регулятивные: оценка-осознание качества и уровня усвоения
8.Информация о домашнем задании
1.П.22 изучить теоретический материал
2. № 663, № 667,
3. Придумать по одной прямой, обратной пропорциональной зависимости, и зависимости, не являющейся ни той, ни другой.
4. Некий господин позвал плотника и велел дом построить. Дал ему 20 работников и спросил, во сколько дней построят они ему двор. Плотник ответил: в 30 дней. А господину надобно в пять дней построить, и ради того спросил он плотника: сколько человек тебе надо иметь дабы с ними ты построил двор в пять дней; и плотник , недоумевая, спрашивает тебя, арифметик: сколько человек надо нанять, чтобы построить двор в пять дней?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики 5 класс "Числа и точки на прямой"
С помощью этой презентации учитель сможет ввести понятие о расположении точек на прямой. Ученики хорошо воспринимают яркий материал....
Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме: "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике"
На изучение темы отводится мало часов, а на ЕГЭ в 11 классе с помощью этих формул задачи решаются быстро и легко....
презентация к уроку геометрии 8 класса по теме: "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике".
Данная презентация сопровождает урок по данной теме в виде квеста. Квест - поиск, решение задач для продвижения по сюжету.Так перед учащимися ставится задача обнаружения в прямоугольном треугольнике п...
Презентация к уроку "Полет на планету МИФ" по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости».
Презентация к уроку "Полет на планету МИФ" по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости»....
Презентация к уроку математики 6 класс по теме "Взаимно обратные числа"
В презентации представлены задания для подготовки учащихся к восприятию нового материала....
Математика 6. Обобщение материала по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"
Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости....
Урок геометрии в 8 классе по теме "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
Урок геометрии в 8 классе по теме "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике"....