Матемтика 5 класс "Проценты"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Назарова Лариса Борисовна

Конспепт 2-х уроов на тему "Проценты" для 5 класса. Учебник: Виленкин Н.Я. и др. В уроках использованы элементы технологии дифференцированного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Проценты»

ФИО (полностью)

Назарова Лариса Борисовна

Место работы

ГБОУ СОШ с. Новый Буян, Красноярский район,

Самарская область

Должность

учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Проценты, 1-2 уроки

Базовый учебник

Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. «Математика  класс». Учебник для 5 класса обще6образовательных учреждений. М: Мнемозина, 2011г.

Цель  урока: Обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися навыками решения основных типов решения задач на проценты; переводить десятичную дробь в проценты и проценты в десятичную дробь.

Задачи:

- образовательные : формировать у учащихся умение решать типовые математические задачи на проценты; применять теорию в конкретных ситуациях;

- воспитательные:  развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, аккуратность, воспитание информационной культуры учащихся; умение  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми 

  - развивающие:  обобщение, анализ, синтез, оценивание: развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности

Формирование коммуникативных УУД:

-социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по  общению или деятельности;

 -умение слушать и вступать в диалог;

 -участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование познавательных УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез - составление целого из частей, в том числе
-самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-классификации объектов;

-построение логической цепи рассуждений;

Формирование регулятивных УУД:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование - предвосхищение результата и уровня
освоения знаний, его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

-оценка - выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

 Формирование личностных УУД:

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения)  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии дифференцированного обучения

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (лист контроля,  карточка  с разноуровневыми заданиями , карточка для структуры урока),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Ход урока (1 урок)

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса, организация внимания. Знакомство с листом контроля

2. Вводная беседа. Актуализация знаний.

Для актуализации знаний 1) продемонстрировать слайды из презентации (слайд1 и 2); 2)сообщение учителя:  Слово процент от латинского слова “pro centum”, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности. Современная жизнь делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Вопросы инфляции, повышение цен, рост стоимости акций, снижение покупательской способности касаются каждого человека в нашем обществе. Планирование семейного бюджета, выгодного вложения денег в банки, невозможны без умения производить несложные процентные вычисления.

3. Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний.

  • Итак, назовите тему урока.

- Как вы думаете, какие задачи нам нужно будет решить и чему научиться?

- Запишите тему урока в тетрадь

  • Откроем учебник на стр.236 и внимательно прочитаем материал до вопросов
  • Приготовим карту со структурой урока и начнём с ней работать в привычном нам порядке: (находим ответ в учебнике; проговариваем вслух; записываем), важно чтобы все нашли и все верно записали.  (15-20 мин) Приложение

Физминутка

Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.

4.Работа с ключевыми задачами в тетрадях

Решение №  1567; 1576; 1580; 1561; 1562  из учебника. Учащиеся работают в парах, в группах, кому как удобно. При этом решения проговариваются вслух. Учитель работает со слабыми детьми, а остальных слушает и если необходимо оказывает помощь.

Дополнительные задачи сложного уровня: (на карточке)

 

ВЫРАЖЕНИЕ В ПРОЦЕНТАХ ИЗМЕНЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ


ТИПОВОЙ ВОПРОС:
НА СКОЛЬКО % ИЗМЕНИЛАСЬ (УВЕЛИЧИЛАСЬ, УМЕНЬШИЛАСЬ) ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА?

Чтобы найти изменение величины в % надо:
1) найти на сколько изменилась величина (без %)
2) разделить полученную величину из п.1) на величину, являющуюся основой для сравнения
3) перевести результат в % (выполнив умножение на 100%)


ПРИМЕР 1: Цена платья снизилась с 1250 крон до 1000 крон. Найди на сколько процентов снизилась цена платья?

ПРИМЕР 2: Цена платья повысилась с 1000 крон до 1250 крон. Найди на сколько процентов повысилась цена платья?

5.Работа в листе контроля. За выполненный  каждый номер поставьте себе плюс (если решали с помощью; два плюса если решали сами; три плюса за каждую дополнительную задачу)

6.Подведение итогов 1 урока.  Выполнение устных заданий с использованием ЭОР  Ответьте на вопросы с. 237 в учебнике.

7.Домашнее задание. Выучить теоретический материал

Ход урока (2 урок)

1. Организационный момент.

Организация внимания учащихся. Проверка готовности к уроку.

2. Закрепление изученного на первом уроке.

  • Проверка выполнения домашнего задания: Учащиеся задают друг другу вопросы.
  • На доске записаны задания проверяющие основные правила изученные на предыдущем уроке, учитель под диктовку учеников записывает решение и следит, чтобы все диктовали решение. Затем учитель стирает с доски решение и просит учеников выполнить решение в тетради. Кому необходима помощь, учитель работает индивидуально.

1)Запишите в процентах десятичные дроби:

0,8  =

0,15 =

0,07 =

1,23 =

2) Запишите в виде десятичной дроби проценты:

143% =

56% =

7,2% =

  •  Индивидуальная работа:

1 и 2 ряд выполняют задания по карточкам, а затем переходят к выполнению номеров из учебника, 3 ряд сразу решают задания из учебника. № 1566; 1567; 1570; 1572; 1578

КАРТОЧКА:

А) Нахождение процентов от числа. Чтобы найти проценты от числа, надо число умножить на количество процентов, выраженных дробью.

Задание 1. Найти 25% от 120.

Решение: 1) 25% = 0,25;

2) 120 ? 0,25 = 30.

Ответ: 30.

 

Б) Нахождение числа по известной его части. Чтобы найти число по известной его части, надо число разделить на количество процентов, выраженных десятичной дробью.

Задание 2. Найти число, если 15% его равны 30.

Решение: 1) 15 % = 0,15;

2) 30 ? 0,15=200.

Ответ: 200. 

В) Сколько процентов составляет одно число от другого. Чтобы найти, сколько процентов одно число составляет от другого, надо одно число разделить на другое и умножить на 100.

Задание 3. Из 24 учащихся за контрольную работу 16 получили 4 и 5. Какой процент учащихся получили 4 и 5?

Решение:

1) 16 : 24 = 0,666…? 0,67;

2) 0,67 ? 100 = 67%.

Ответ: 67%.

Физминутка

Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.

3.Самостоятельная работа.

- Выполните самостоятельную работу по вариантам в тетрадях. Результаты работы внесите в лист контроля.

4. Подведение итогов урока.

              - Оценивается работа класса и отдельных учащихся

- Вернемся к началу нашего первого урока. Какие задачи мы с вами ставили перед собой?

- Как вы считаете, они выполнены?

- Сдайте листы контроля, оценки на следующем уроке будут  выставлены.

5. Домашнее задание.

№№ 1600; 1604; 1609 – для 1 и 2 рядов. 3 ряд три любых номера из 1600 – 1611

Приложение

Обозначение :              

Задача 3. Нахождение прцентного отношения чисел a и b

(анализируем решённую задачу 3 и составляем алгоритм её решения)

1) какая часть картофеля от всего:  

2) обратим дробь в десятичную: 558 : 1800 = 0,31

3) обратим десятичную дробь в проценты: 0,31  100 % = 31 %

Задача 2. Нахождение числа a по данному проценту p%

(анализируем решённую задачу 2 и составляем алгоритм её решения)

1) узнаем чему равен 1% от всего: 12 : 30 = 0,4; 1 % = 0,4

2) узнаем чему равны 100%

0,4  100 = 40

Задача 1. Нахождение процента p% от числа b 

(анализируем решённую задачу 1 и составляем алгоритм её решения)

1) находим 1 % от 1200

1200: 100 = 12, 1 % = 12

2)находим чему равно 32 %

Если 1 % =12, то  32 % = 1232 =384


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя матемтики

Самоанализ учителя математики Журбиной Марии Аатольевны...

Рабочая программа по матемтике в 7 классе , 2014-2015 уч. год

Рабочая программа по математике в 7 классе  состоит из двух предметных линий "Алгебра" и " Геометрия" . конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов по разделам кур...

Рабочая программа по матемтике 6 класса

Рабочая программа по математике 6 класса....

Презентация для уроков матемтики, физики

Данная презентация является частью проекта учащихся восьмого класса.Ученики проявили интерес к данной теме, нащли очень полезный материал по заявленной теме.Данную презентацию можно использовать на ур...

Занимательная матемтика

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 6 классе...