Мир познается в сравнении.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Кондрашова Джамиля Нормухамедовна

Интегрированный урок математики и психологии для 5 класса, который включает в себя темы "Меньше или больше" (математика), "Мышление как общая способность" (психология). Урок разработан с учетом требований ФГОС. Конспект содержит технологическую карту и необходимые приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»

Технологическая карта урока

Одинцова Наталия Евгеньевнаучитель математики

Кондрашова Джамиля Нормухамедовна, педагог - психолог

Тема урока

«МИР ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ» (Интегрированный урок математики по теме «Меньше или больше» и психологии по теме «Мышление как общая способность»)

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Дата урока

03.10.2012

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

Математика, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М.: Просвещение, 2010

Психология, 5 класс: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007

Мультимедийная установка, персональный компьютер, интерактивная доска, тетрадь, карточки с заданиями, цветные карандаши

План урока

  1. Оргмомент – 3 мин.
  2. Постановка цели урока - 3 мин.
  3. Устная работа – 5 мин.
  4. Групповая работа в творческой мастерской (с просмотром презентации Power Point) – 10 мин.
  5.  Физкультминутка. Гимнастика для глаз – 4 мин.
  6. Продолжение групповой работы – 5 -7 мин.
  7. Рефлексия – 5 мин.
  8. Домашнее задание - 3 мин.

Цель урока

Формирование осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач, развитие самостоятельности и гибкости мышления

Методы и формы обучения

Метод: – моделирование.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины

Задача, условия, уравнение, качества мышления.

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно- компетентностного опыта/ приобретенная компетентность

Научатся: понимать суть решения задач с помощью уравнения, осознано и вдумчиво подходить к анализу и отбору условий задач.

Получат возможность научиться: обнаруживать и формулировать учебную проблему, сопоставлять и отбирать информацию, выделять главное, развивать самостоятельность и гибкость мышления.

Целостно-смысловая и учебно - познавательная компетенции

Умеют: работать с учебным математическим текстом, выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, вступать в речевое общение.

Организационная структура урока

Этапы урока

Время

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Форма организации взаимодействия на уроке

УУД

Форма контроля

1. Организационный момент

3

Эмоциональный настрой на урок, мотивирование на обучающихся на работу. Создание ситуации успеха.

Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой, мотивирует к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

Фронтальная

Личностные  формируют внутреннюю позицию школьника, понимают значение знаний для человека 

2. Актуализация знаний

5

На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы и цели урока

Ставится проблемный вопрос: 1) учитель математики предлагает ознакомиться с содержанием слайдов 1, 2; 2) учитель психологии предлагает ознакомиться со слайдом 3 и найти 10 отличий, сформулировать тему и цель урока

Знакомятся с содержанием слайдов, находят 10 отличий, формулируют тему и цель урока

Проблемная ситуация, фронтальная

Регулятивные – определяют цель и проблему учебной деятельности, выдвигают версии, находят и исправляют ошибки.

Познавательные – делают предположение об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные – излагают свое мнение, интересуются чужим.

Запись в тетради, устные ответы

3. Устный счет

5

Подготовка обучающихся к деятельности на основном этапе урока, выполнение логических заданий на развитие умений обобщать классифицировать, строить умозаключения

Учитель математики предлагает выполнить упражнения логического характера (слайд 4) направленных на выбор единиц измерения в составленных задачах и лучшее понимание смысла условий, связывающие неизвестные в задаче величины.

Учитель психологии предлагает выполнить упражнения логического характера (слайды 5, 6) направленные на развитие мыслительных действий, классификации, сравнения. (Приложение 1)

Отвечают на поставленные вопросы, заполняют карточки

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные – работают по плану.

Познавательные – делают предположение об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные – излагают свое мнение, интересуются чужим.

2. Планирование

11

Информационный лист (слайд 4) (Приложение 6).

Задания по вариантам В№1, В№2 (Приложение 3, задачи 1-7)

Консультирует в случае затруднения

На основе изученной информации определяют возможные пути решения дидактической задачи, используя этапы  работы с координатным лучом.

Решают задачи по уровню нарастающей сложности письменного и прикладного характера.

Индивидуальная, парная.

Регулятивные – работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

Познавательные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные – умеют понимать точку зрения другого, слушать друг друга.

3. Принятие решения

4

Информационный лист (слайд 4) (Приложение 6), (Приложение 2), дидактическая задача (слайд 3) (Приложение 6), (Приложение 1).

Дает уточнения, консультирует

– Какие вы молодцы! Но давайте обратимся вновь к дидактической задаче. Кто знает, как ее решить?

Обсуждают задание, сравнивают свои предполагаемые действия с действиями товарищей, обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная, групповая

Регулятивные  выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные  выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Коммуникативные – устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

4. Выполнение

12

Информационный лист, дидактическая задача.

Помогает и консультирует в случае затруднений

Решают предложенную задачу

Индивидуальная

Регулятивные – работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

Познавательные – выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Коммуникативные – умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.

Соответствие этапам в информационном листе

5. Контроль

3

Оценочный лист (Приложение 4), эталон и критерии оценки (Приложение 5), критерии оценки (слайд 7) (Приложение 6)

Организует взаимопроверку с соседом по парте, консультирует в случае затруднения, знакомит с заполнением оценочного листа

Контроль правильно проделанной практической деятельности. Устанавливают соответствие результатов решенных задач и эталона правильных ответов.

Индивидуальная, парная

Регулятивные – сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Познавательные структурируют знания.

Коммуникативные – умеют понимать точку зрения другого, слушать друг друга.

Эталон  и критерии оценок (Приложение 5)

6.Оценка и заключение

4

Оценочный лист (Приложение 4), (слайд 7, 8) (Приложение 6), домашнее задание (слайд 9) (Приложение 6)

Анализирует с учащимися полученные оценки, рабочую атмосферу в классе, эмоциональный фон.

Направляет учащихся на самостоятельный вывод по теме урока «шкалы и координаты».

Обращает внимание на слова И. Депмана (слайд 8) (Приложение 6).

Подводит итоги урока (слайд 8) (Приложение 6).

Дает домашнее задание.

Оценивают свою деятельность и деятельность парной работы в оценочных листах. Подводят итоги. Делают вывод.

– Для использования в быту приборы имеющих шкалу делений надо знать единичный отрезок и координату точки. А также перевод единиц. Уметь строить координатный луч и наносить единичный отрезок и деления

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Регулятивные  оценивают достигнутый результат.

Познавательные структурируют знания.

Коммуникативные – умеют слушать других, принять другую точку зрения, изменить свою точку зрения.

Эталон и критерии оценок (Приложение 5)



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Оценочный лист

Начало выполнения каждого задания происходит путём «мозгового штурма», когда каждый по очереди высказывает свою мысль. В группе есть 2 человека, которые «собирают» лучшие идеи, 1-2 человека из группы выполняют роль корректоров, они редактируют текст задачи, 1 человек представляет «пресс- центр», он записывает отредактированный текст задачи сначала в черновик, а в конце урока в «Сборник задач класса». Спикер оглашает результат работы группы.

Инструкция для спикера:

  • организует работу группы на каждом этане;
  • анализирует выполнение задания каждым участником группы;
  • заполняет оценочный лист;

Фамилия, имя

№ задания

оценка

№ задания

оценка

1

1

7

2

2

8

3

3

9

4

4

10

5

5

11

6

6

12

Итог (оценка группы)

Приложение 2

Упражнение "Найди отличие".

Задание: внимательно всмотритесь и найдите несоответствия.

Приложение 3

Упражнение "Кто выше".

Задание. Кто выше всех? Покажи рост каждого мальчика на линии.

Толя выше Игоря, Игорь выше Коли.

Приложение 4

Игра «Посмотри и запомни».

Детям предлагается в течение одной минуты запомнить предметы. Через минуту картинка убирается, дается команда занести в таблицу названия предметов в том же расположении, что и на картинке. Работа выполняется самостоятельно, затем обучающиеся меняются таблицами и карандашами исправляют друг у друга ошибки. После этого показывается картинка, и хозяин таблицы ручкой исправляет свои ошибки.

В случае ошибок пересчитайте все слова, которые удалось запомнить точно.

Если вы запомнили от 13 до 15 слов, великолепно; от 12 до 10 - это еще хорошо; от 9 до 6 - средне; если меньше 5 - это доказывает, что вы не умеете пользоваться вашей памятью.

Запомни картинки


Приложение 5

Упражнение "Лабиринт".

Задание: пройди лабиринт.

Приложение 6

Гимнастика для глаз

  1. Вертикальные движения глаз вверх- вниз.
  2. Горизонтальное вправо – влево.
  3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.
  4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее.
  5. Глазами «нарисовать» кривую, изображённую на доске несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

Приложение 7

Упражнение "Сравни".

Задание: ответь на вопрос, кто светлее всех?

Волосы у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли темнее, чем у Ани. Раскрась волосы каждой девочки. Подпиши их имена.


Приложение 8

Упражнение "Вставь фигуры".

Задание: вставь фигуры в таблицу так, чтобы в каждой строке было по одной фигуре и раскрась ромб красным цветом, овал – желтым, квадрат – зеленым. Изменяя цвет фигур, расположи их в таблице так, чтобы в строках и столбцах не было фигур, одинаковых по цвету и по форме.

Приложение 9

Домашнее задание: карточка

Обязательно: решите задачу:

Одно число в 4 раза больше другого. Сумма этих чисел равна 310. Найдите меньшее из чисел, и вы узнаете сколько лет в среднем живут мужчины в России (для сравнения: в Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет).

По желанию:

Подумайте над тем, сколько условий необходимо для составления задачи с тремя неизвестными величинами. Придумайте такую задачу.

Приложение 10

Лист рефлексии «Лесенка успеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень сравнения»

«Степени сравнения прилагательных.  Сравнительная степень сравнения»...

Урок русского языка в 9-м классе. Тема: "Все познается в сравнении"

Цель урока: определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в русском языке.Задачи:Образовательные: -повторить  теоретический материал, определение сравнения;- проанализирова...

"Познай себя, познай других."

Через сказкотерапию культивировать сплочению коллектива, побуждению самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, переживаний личных проблем и развитию самооценки.Также этот классный час имеет...

Урок по теме : "Кислоты. Все познается в сравнении 8 класс"

Урок по теме : "Кислоты. Все познается в сравнении 8 класс"...

Познай самого себя и ты познаешь мир

Особенности формирования линости в процессе общения....

Контрольная работа по английскому языку (Кауфман, раздел 2) по темам «Степени сравнения имен прилагательных, абсолютная форма притяжательных местоимений, сравнение прилагательных с помощью союзов as…as, not as….as.

Контрольная работа по английскому языку (Кауфман, раздел 2) по темам«Степени сравнения имен прилагательных, абсолютная форма притяжательных местоимений, сравнение прилагательных с помощью союзов as…a...

Сравнение. Виды сравнений. Проба «пера»: создание текстов с разными средствами выразительности (разные виды сравнений, эпитеты, метафоры)

Цель: актуализация знаний о сравнении и его видах.Задачи: 1. Ознакомиться с разными видами сравнений.2. Научиться различать разные виды сравнений.3. Закрепить полученные знания путем создания творческ...