I.Организационный этап Цель: организация класса на создание рабочей обстановки | 2 мин | Приветствие учащихся - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. |
| Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
| Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания | Коммуникативные: Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения | Формирование умения точно выражать свои мысли с применением математической символики |
II.Обобщение и систематизация знаний. Актуализация знаний
Цель: создание условий для выполнения учащимися учебных действий | 6 мин | Устный счет: Я тут приготовила примеры к сегодняшнему уроку, но пока дошла, снежок залетел ко мне в портфель, в тетрадь и в результате запятые в моих примерах стерлись. Восстановите их. Слайд №1 - 36:10 = 36;
- 456 х 100 =456;
- 48:6 = 0,8;
- 14x3 = 4,2;
- 25 х 4 = 10.
А эти числа необходимо прочесть, соблюдая знаки препинания: Слайд № 2 3,1; 3,2; 3,3... 3,4? 5! 6,6?! 6,7; 6,8; 6,9.
Устно сосчитайте сумму этих чисел, затем увеличьте ее в 2 раза, затем увеличьте на 10. (ответ - 100) - А как это числительное звучит на английском, немецком языке?
- Просклоняйте это число по падежам русского языка.
- В русской литературе в каких пословицах и поговорках встречается это слово?
- А с какими постоянными величинами в математике ассоциируется это число?
(учащиеся дают ответы, среди которых есть и 1 век = 100 лет.)
| Фронтальная самостоятельная работа в тестовая форме | Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности, организует уточнение называния шагов учебной деятельности | устно выполняют предложенные задания | Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные: умение проводить коррекцию и оценку своих действий | Умение умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на разрядную единицу; действовать по самостоятельному плану решения заданий |
III.Постановка целей и задач. Цель: формирование умения формулировать цель деятельности | 5 мин | Верно, 100 лет– это век. Веками измеряется история… Ребята, сегодняшний наш урок хотелось бы начать такими строками: «…Здесь звон колоколов, сзывающий к обедне, Царит тут красота и духом люд не бедный! Наш, промыслов, ремесленников край! Работы много — по душе, лишь, выбирай! Тут пролегал в веках торговый путь И были ярмарки, кутил торговый люд. С годами, правда, поутихла суета И стала жизнь размеренна, не та, Но это лишь к лицу родному краю, Его ни на какой другой не променяю!».
Как вы думаете, ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Верно, сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлые века, а точнее в 19 век. Мы узнаем как жили наши предки – односельчане в то время, чем они занимались, и вместе с ними будем решать возникшие проблемы, повторим и обобщим полученные знания по теме умножения и деления десятичной дроби на натуральное число.
|
| Устанавливает тематические рамки, Подводит учащихся к формулированию темы, целей и задач урока | Отвечают на поставленный вопрос
Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.
| Познавательные: осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза Регулятивные: умение учитывать выделенные ориентиры в сотрудничестве с учителем Коммуникативные: умение осуществлять инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации Личностные: формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности |
|
IV.Применение знаний и умений в новой ситуации. Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов | 15 мин | Ребята, сегодня мы будем решать те интересные задачи, которые вы подготовили и оформили в виде слайда презентации вместе со своими родителями. Итак, начинаем. Слайд № 4 На начало 19 столетия на территории теперешнего Ржавского сельсовета проживало 2546 человек, в настоящее время – 848 человек. В прошлом году умерло 25 человек, а родилось – 12. Опустевшие деревни – печальная трагедия нынешнего века, поэтому вопросы возрождения деревни, ее исторического прошлого, духовной культуры, ремесел, представляется особенно актуальными. Заселение наших сел началось очень давно. В наши довольно дикие места переселялись люди по царскому указу или спасавшиеся от налогов и преследований. Названия села получали по именам первых переселенцев. Так, село Бардаковка (теперешнее Первомайское) названо по фамилии помещика Бардакова. С названием одного из сел нашего муниципального образования связано имя великого русского писателя JI.H. Толстого. Там располагалось имение его отца, перешедшее после его смерти к сыновьям. 5 марта 1854 года Лев Николаевич впервые посетил это село. В 1862 году он передал имение брату Сергею Николаевичу, который продал его помещику Медведеву Петру Васильевичу. Этому помещику принадлежала и усадьба, в доме которой размещается и наша школа. О каком селе идет речь? На этот вопрос вы сможете ответить решив уравнения и подобрав ключ к ответу. 1)х:100=0,2 2) 3х=1,8 3) х:10=4,3 4) 4х = 5,6 5) х:3 = 3,2 6) х:5=0,3 7) 3х=0 8) 8х = 4 9) 10х = 2 10) 100х = 10. Слайд №5 0,6 | 1,4 | 0,5 | 1,5 | 20 | 9,6 | 0 | 0,1 | 0,2 | 43 | е | б | в | ч | щ | а | ё | а | к | р |
Ответ: Щербачевка. Слайд №6 С конца 18 до середины 19 века население Курской губернии значительно увеличилось. Основную часть населения составляли крестьяне, поэтому главной отраслью экономики являлось сельское хозяйство, опиравшееся на угнетенных тяжелым трудом и непомерными налогами крестьян. В земледелии нашего села господствовало трехполье. Основными орудиями труда были соха и борона. Жили крестьяне единолично. У каждого земля была у дома, и надел в поле. Средняя урожайность зерновых – сам 3, сам 4.(Собрано в 3 или 4 раза больше, чем высеяно) Но необработанной земли не было. А теперь решите задачу № 1 Будущей весной свой надел площадью 1,5 десятины крестьянин планирует увеличить на 0,3 десятины. Сколько мешков ячменя по 3 пуда необходимо высеять, если на десятину сеять по 20 пудов? Засеял крестьянин свой надел,… заколосились хлеба,… пришло время жатвы. Слайд № 7 Крестьяне всей семьей трудились на жатве, даже грудных детей забирали с собой в поле. Дети очень рано приобретали сноровку в работе. Мужчины косили зерновые серпами и косами с грабками (демонстрация экспонатов). Женщины вязали снопы и клали их в копы. Копы свозили в клуни, когда немного освобождались от полевых работ, молотили. Молотили цепами, это требовало особой сноровки. Давайте воспроизведем ритм молотьбы в 7 цепов, особо почитаемую нашими предками. ( воспроизведение ритма молотьбы с помощью удара ручкой по столу) Более зажиточные крестьяне имели конные молотилки. Зерно размалывали вручную и на ветряных мельницах зажиточных крестьян. На Бочанке такая мельница была у Игнатченко Михаила Федоровича. Задача № 2 Приехали крестьяне на мельницу, здесь их встретил мельник, который любить задавать задачи в стихах: Мельница 15 мер овса Размелет в полтора часа. Теперь скажи: в какой же срок В 20 мер исполнить ей урок? Итак, смололи крестьяне муку, напекли душистого хлеба, сели за столы… Как же питались наши предки? Слайд № 8 Пища крестьян была не очень разнообразной. Но русскому человеку щи и окрошка с ломтем свежеиспеченного хлеба казались вкуснее изысканныхфранцузских бульонов – консоме. Обедать садились всей семьей за один стол. Ели из черепяных мисок, горшков деревянными ложками. (Демонстрируются экспонаты). На обед подавали щи, кашу с молоком, картофель « в мундире», взвар. Поможем хозяйке сварить взвар, решив задачу. Задача № 3. Для приготовления взвара составили смесь из 6 частей сухих яблок, 4 частей груш, 2 частей сахарной свеклы. Сколько фунтов каждого продукта необходимо взять для приготовления 6 фунтов смеси? Физминутка Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по – шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». | Групповой метод, само и взаимопроверка | Организует работу в парах
| Учащиеся в парах выполняют самостоятельную работу
По окончании каждого вида работы на каждом этапе оценивают результат своей деятельности в листах самооценивания.
| Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия Коммуникативные умение слушать, понимать и принимать мнение другого Личностные: умение замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями | Умение анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом, объяснять выбор действий
|
V.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. Цель: формирование умения организовать контроль, самоконтроль и коррекцию знаний в изученных понятиях. | 10 мин | Слайд № 9 Несмотря на все тяготы жизни, наши односельчане умели отдыхать. Приходился отдых в основном на главные церковные праздники. Наиболее почитаемые – престолы. Во Ржаве их два: в честь Святого Николая(Зимний Николай (19 декабря), Летний Николай (22 мая).Отсюда и название нашего Храма – Никольский. Строительство церкви началось при крепостном праве, велось на пожертвования людей. Старожилы рассказывают, что особое участие в строительстве принимала мать П. И. Медведева. Церковь построили в 1890 году, а в 1929 году ее закрыли. Открывали и закрывали нашу церковь несколько раз. В 1976 году закрыли надолго. Убранство храма было растащено и он превратился в колхозное зернохранилище. Позднее там разместился склад газовых баллонов. В 1991 году храм был восстановлен и действует по сей день. В престольный праздник люди одевали свои праздничные одежды: саян, пары, и после церковной службы шли на гулянье. Торговать ездили в соседнее село, славившееся своими ярмарками, - Волоконск. На ярмарке возникла такая ситуация: Задача № 4. Леденец на 1 копейку и грош дороже калача. Купили пару калачей и пару леденцов, заплатили пятиалтынный. Сколько что стоит? (приводится таблица денежных мер) Вашему вниманию предлагаются конверты с задачами разной «стоимости»: За 3 рубля: На саян и кофту расходуется 8 аршин сатина. На саян в 3 раза больше, чем на кофту. Сколько сатина на каждую вещь понадобится? За 4 рубля: У приезжего оценили богатство: модный жилет, да поношенный фрак. Всего на 3 алтына без полушки. Фрак в 4 раза дороже жилета. Что сколько стоит? За 5 рублей: В семье Медведевых было три сына: Петр, Алексей, Дмитрий и сестра Клавдия. Вместе им 115 лет. Клавдия моложе Дмитрия на 3,5 года, Алексей старше Клавдии на 6,5 лет. Петру и Клавдии вместе 65 лет. Сколько лет каждому?
|
Дифференцированная самостоятельная работа
| Организует выполнение самостоятельной работы, выявление места и причины затруднения |
Выполняют задания, называют место и причины затруднения. Исправляют ошибки
Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности
Выполняют самостоятельно работу разного уровня сложности | Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий, соотносить того, что известно с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в действие Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Умение самостоятельно выбирать способ решения задач, действовать по алгоритму необходимых действий для недопущения подобных ошибок.
Уметь составлять и решать уравнения при решении задач
|
VI.Рефлексия Цель: формирование умений дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективу на будущее | 7 мин
| Завершая наше путешествие в то далекое время, хочу спросить вас: «Нужно ли возрождать деревню?» Вспомните строки стихотворения, прозвучавшие в начале урока. Обратите внимание на эти картины нашего местного художника Сгонникова Николая Михайловича. Здесь изображены до боли знакомые нам места родного села. Какие чувства вызывают у вас эти полотна? Любите свой край, свою семью, своих родителей. Свое отношение к уроку сформулируйте в виде синквейна Напоминаю правило его составления: 1строка- 1 слово (существительное, тема синквейна) 2 строка-2 прилагательных, раскрывающих тему 3 строка- 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме 4 строка- фраза, свое отношение к теме 5 строка-слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, личное отношение к теме Домашнее задание Составить и решить задачу, связанную с историей своей семьи.
Всем спасибо за урок!
| Фронтальная
индивидуальная | Организует рефлексию.
Собирает листы самооценивания, выставляет оценки, Напоминает правило составления синквейна, проводит инструктаж домашнего задания | Рассуждают, формулируют свое отношение к проблеме.
Учащиеся анализируют свою работу,
Учащиеся сдают карточки самооценивания. Читают свои синквейны. Например: Дробь
Десятичная, вездесущая
Умножали, делили, применяли
Математика везде нужна
У меня все получилось!) | Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование внутренней позиции, ориентируемой на моральные нормы |
|