Главные вкладки

    План-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме:
    Технологическая карта урока математики 5 кл по теме "Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число"

    Чупикова Раиса Ивановна

    Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Форма: Интегрированный урок (математика+краеведение). Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx41.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Тема урока: «Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число»

    Предмет: Математика

    Класс: 5       Учитель: Чупикова Раиса Ивановна, МКОУ «Ржавская ООШ» Большесолдатского района Курской области

    Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

    Форма урока: интегрированный урок (математика+краеведение)

    Цели урока: 

    • Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме
    • Развивающая цель: совершенствование вычислительных навыков учащихся через выполнение упражнений, решение текстовых задач, развивать навыки применения знаний в конкретной ситуации, навыки логического мышления.
    • Воспитательная цель: Формирование интереса к предмету математики, используя преемственную связь с историей родного края, формирование активной жизненной позиции, ответственности и стремления к успеху.

    Ресурсы: Мультимедийный проектор, презентация, тетради, карточки с заданиями.

    Дидактичес

    кая структура

    Время

    Содержание

    Методы и формы

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Результаты

    Формируемые УУД

    Предметные

    I.Организационный этап

    Цель: организация класса на создание рабочей обстановки

    2 мин

    Приветствие учащихся

    - У каждого из вас на

    столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

    "+" - справился с задачей без затруднений,

    "±" - справился с задачей, но возникали сложности,

    "-" - не справился с задачей.

    Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

    Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

    Коммуникативные: Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения

    Формирование умения точно выражать свои мысли с применением математической символики

    II.Обобщение и систематизация знаний.

    Актуализация знаний

    Цель: создание условий для выполнения учащимися учебных действий

    6 мин

    Устный счет:

    Я тут приготовила примеры к сегодняшнему уроку, но пока дошла, снежок залетел ко мне в портфель, в тетрадь и в результате запятые в моих примерах стерлись. Восстановите их.

    Слайд №1

    1.  36:10 = 36;
    2. 456 х 100 =456;
    3.  48:6 = 0,8;
    4. 14x3 = 4,2;
    5.  25 х 4 = 10.

    А эти числа необходимо прочесть, соблюдая знаки препинания:

    Слайд № 2

    3,1; 3,2; 3,3... 3,4? 5! 6,6?! 6,7; 6,8; 6,9.

    Устно сосчитайте сумму этих чисел, затем увеличьте ее в 2 раза, затем увеличьте на 10.

    (ответ - 100)

    1.  А как это числительное звучит на английском, немецком языке?
    2.  Просклоняйте это число по падежам русского языка.
    3.  В русской литературе в каких пословицах и поговорках встречается это слово?
    4.  А с какими постоянными величинами в математике ассоциируется это число?

    (учащиеся дают ответы, среди которых есть и 1 век = 100 лет.)

    Фронтальная самостоятельная работа в тестовая форме

    Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности, организует уточнение называния шагов учебной деятельности

    устно выполняют предложенные задания

    Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

    Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

    Регулятивные: умение проводить коррекцию и оценку своих действий

    Умение умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на разрядную единицу; действовать по самостоятельному плану решения заданий

    III.Постановка целей и задач.

    Цель: формирование умения формулировать цель деятельности

    5 мин

    Верно, 100 лет– это век. Веками измеряется история…

    Ребята, сегодняшний наш урок хотелось бы начать такими строками:

    «…Здесь звон колоколов, сзывающий к обедне,
    Царит тут красота и духом люд не бедный!
    Наш, промыслов, ремесленников край!
    Работы много — по душе, лишь, выбирай!
    Тут пролегал в веках торговый путь
    И были ярмарки, кутил торговый люд.
    С годами, правда, поутихла суета
    И стала жизнь размеренна, не та,
    Но это лишь к лицу родному краю,
    Его ни на какой другой не променяю!».

    Как вы думаете, ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

    Верно, сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлые века, а точнее в 19 век. Мы узнаем как жили наши предки – односельчане в то время, чем они занимались, и вместе с ними будем решать возникшие проблемы, повторим и обобщим полученные знания по теме умножения и деления десятичной дроби на натуральное число.

    Устанавливает тематические рамки,

    Подводит учащихся к формулированию темы, целей и задач урока

    Отвечают на поставленный вопрос  

    Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.

    Познавательные: осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза

    Регулятивные: умение учитывать выделенные ориентиры в сотрудничестве с учителем

    Коммуникативные: умение осуществлять инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации

    Личностные: формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности

    IV.Применение знаний и умений в новой ситуации.

    Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

    15 мин

    Ребята, сегодня мы будем решать те  интересные задачи, которые вы подготовили и оформили в виде слайда презентации вместе со своими родителями.

    Итак, начинаем.

    Слайд № 4

    На начало 19 столетия на территории теперешнего Ржавского сельсовета проживало 2546 человек, в настоящее время – 848 человек. В прошлом году умерло 25 человек, а родилось – 12.

    Опустевшие деревни – печальная трагедия нынешнего века, поэтому вопросы возрождения деревни, ее исторического прошлого, духовной культуры, ремесел, представляется особенно актуальными. Заселение наших сел началось очень давно. В наши довольно дикие места переселялись люди по царскому указу или спасавшиеся от налогов и преследований. Названия села получали по именам первых переселенцев. Так, село Бардаковка (теперешнее Первомайское) названо по фамилии помещика Бардакова.

    С названием одного из сел нашего муниципального образования связано имя великого русского писателя JI.H. Толстого. Там располагалось имение его отца, перешедшее после его смерти к сыновьям. 5 марта 1854 года Лев Николаевич впервые посетил это село. В 1862 году он передал имение брату Сергею Николаевичу, который продал его помещику Медведеву Петру Васильевичу. Этому помещику принадлежала и усадьба, в доме которой размещается и наша школа.

    О каком селе идет речь? На этот вопрос вы сможете ответить решив уравнения и подобрав ключ к ответу.

    1)х:100=0,2       2)  3х=1,8       3)   х:10=4,3            4) 4х = 5,6       5)  х:3 = 3,2

    6) х:5=0,3             7) 3х=0           8)   8х = 4                9) 10х = 2       10) 100х = 10.

    Слайд №5

    0,6

    1,4

    0,5

    1,5

    20

    9,6

    0

    0,1

    0,2

    43

    е

    б

    в

    ч

    щ

    а

    ё

    а

    к

    р

    Ответ: Щербачевка.

    Слайд №6

    С конца 18 до середины 19 века население Курской губернии значительно увеличилось. Основную часть населения составляли крестьяне, поэтому главной отраслью экономики являлось сельское хозяйство, опиравшееся на угнетенных тяжелым трудом и непомерными налогами крестьян. В земледелии нашего села господствовало трехполье. Основными орудиями труда были соха и борона. Жили крестьяне единолично. У каждого земля была у дома, и надел в поле. Средняя урожайность зерновых – сам 3, сам 4.(Собрано в 3 или 4 раза больше, чем высеяно) Но необработанной земли не было.

    А теперь решите задачу № 1

    Будущей весной свой надел площадью 1,5 десятины крестьянин планирует увеличить на 0,3 десятины. Сколько мешков ячменя по 3 пуда необходимо высеять, если на десятину сеять по 20 пудов?

    Засеял крестьянин свой надел,… заколосились хлеба,… пришло время жатвы.

    Слайд № 7

    Крестьяне всей семьей трудились на жатве, даже грудных детей забирали с собой в поле. Дети очень рано приобретали сноровку в работе. Мужчины косили зерновые серпами и косами с грабками (демонстрация экспонатов). Женщины вязали снопы и клали их в копы. Копы свозили в клуни, когда немного освобождались от полевых работ, молотили. Молотили цепами, это требовало особой сноровки. Давайте воспроизведем ритм молотьбы в 7 цепов, особо почитаемую нашими предками. ( воспроизведение ритма молотьбы с помощью удара ручкой по столу)

    Более зажиточные крестьяне имели конные молотилки. Зерно размалывали вручную и на ветряных мельницах зажиточных крестьян. На Бочанке такая мельница была у Игнатченко Михаила Федоровича.

    Задача № 2

    Приехали крестьяне на мельницу, здесь их встретил мельник, который любить задавать задачи в стихах:

    Мельница 15 мер овса

     Размелет в полтора часа.

    Теперь скажи: в какой же срок

     В 20 мер исполнить ей урок?

    Итак, смололи крестьяне муку, напекли душистого хлеба, сели за столы… Как же питались наши предки?

    Слайд № 8

    Пища крестьян была не очень разнообразной. Но русскому человеку щи и окрошка с ломтем свежеиспеченного хлеба казались вкуснее изысканныхфранцузских бульонов – консоме. Обедать садились всей семьей за один стол. Ели из черепяных мисок, горшков деревянными ложками. (Демонстрируются экспонаты). На обед подавали щи, кашу с молоком, картофель « в мундире», взвар.

    Поможем хозяйке сварить взвар, решив задачу.

    Задача № 3.

    Для приготовления взвара составили смесь из 6 частей сухих яблок, 4 частей груш, 2 частей сахарной свеклы. Сколько фунтов каждого продукта необходимо взять для приготовления 6 фунтов смеси?

     Физминутка

    Давайте немного отдохнем.

    Поднимает руки класс – это «раз».
    Повернулась голова – это «два».
    Руки вниз, вперед смотри – это «три».
    Руки в стороны по – шире развернули на «четыре»,
    С силой их к плечам прижать – это «пять».
    Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

    Групповой метод, само и взаимопроверка

    Организует работу в парах

    Учащиеся в парах выполняют самостоятельную работу

    По окончании каждого вида работы на каждом этапе оценивают результат своей деятельности в листах самооценивания.

    Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, ориентироваться в своей системе знаний

    Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия

    Коммуникативные умение слушать, понимать и принимать мнение другого

    Личностные: умение замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями

    Умение анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом, объяснять выбор действий

    V.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

    Цель:

    формирование умения организовать контроль, самоконтроль и коррекцию знаний в изученных понятиях.

    10 мин

    Слайд № 9

    Несмотря на все тяготы жизни, наши односельчане умели отдыхать. Приходился отдых в основном на главные церковные праздники. Наиболее почитаемые – престолы. Во Ржаве их два: в честь Святого Николая(Зимний Николай (19 декабря), Летний Николай (22 мая).Отсюда и название нашего Храма – Никольский.

    Строительство церкви началось при крепостном праве, велось на пожертвования людей. Старожилы рассказывают, что особое участие в строительстве принимала мать П. И. Медведева. Церковь построили в 1890 году, а в 1929 году ее закрыли. Открывали и закрывали нашу церковь несколько раз. В 1976 году закрыли надолго. Убранство храма было растащено и он превратился в колхозное зернохранилище. Позднее там разместился склад газовых баллонов.

    В 1991 году храм был восстановлен и действует по сей день. В престольный праздник люди одевали свои праздничные одежды: саян, пары, и после церковной службы шли на гулянье. Торговать ездили в соседнее село, славившееся своими ярмарками, - Волоконск.

    На ярмарке возникла такая ситуация:

    Задача № 4.

    Леденец на 1 копейку и грош дороже калача. Купили пару калачей и пару леденцов, заплатили пятиалтынный. Сколько что стоит? (приводится таблица денежных мер)

    Вашему вниманию предлагаются конверты с задачами разной «стоимости»:

    За 3 рубля:

    На саян и кофту расходуется 8 аршин сатина. На саян в 3 раза больше, чем на кофту. Сколько сатина на каждую вещь понадобится?

    За 4 рубля:

    У приезжего оценили богатство: модный жилет, да поношенный фрак. Всего на 3 алтына без полушки. Фрак в 4 раза дороже жилета. Что сколько стоит?

    За 5 рублей:

    В семье Медведевых было три сына: Петр, Алексей, Дмитрий и сестра Клавдия. Вместе им 115 лет. Клавдия моложе Дмитрия на 3,5 года, Алексей старше Клавдии на 6,5 лет. Петру и Клавдии вместе 65 лет. Сколько лет каждому?

    Дифференцированная самостоятельная работа

    Организует выполнение самостоятельной работы, выявление места и причины затруднения

    Выполняют задания, называют место и причины затруднения.

    Исправляют ошибки

    Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности

    Выполняют самостоятельно работу  разного уровня сложности

    Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

    Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

    Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий, соотносить того, что известно с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в действие

    Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

    Умение самостоятельно выбирать способ решения задач, действовать по алгоритму необходимых действий для недопущения подобных ошибок.

    Уметь составлять и решать уравнения при решении задач

    VI.Рефлексия

    Цель:

    формирование умений дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективу на будущее

    7 мин

    Завершая наше путешествие в то далекое время, хочу спросить вас: «Нужно ли возрождать деревню?» Вспомните строки стихотворения, прозвучавшие в начале урока.

     Обратите внимание на эти картины нашего местного художника Сгонникова Николая Михайловича. Здесь изображены до боли знакомые нам места родного села. Какие чувства вызывают у вас эти полотна?

    Любите свой край, свою семью, своих родителей.

    Свое отношение к уроку сформулируйте в виде синквейна

    Напоминаю правило его  составления:

    1строка- 1 слово (существительное, тема синквейна)

    2 строка-2 прилагательных, раскрывающих тему

    3 строка- 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме

    4 строка- фраза, свое отношение к теме

    5 строка-слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, личное отношение к теме

    Домашнее задание

    Составить и решить задачу, связанную с историей своей семьи.

    Всем спасибо за урок!

    Фронтальная

    индивидуальная

    Организует рефлексию.

    Собирает листы самооценивания, выставляет оценки,

    Напоминает правило составления синквейна,

    проводит инструктаж домашнего задания

    Рассуждают, формулируют свое отношение к проблеме.

    Учащиеся анализируют свою работу,

    Учащиеся сдают карточки самооценивания. Читают свои синквейны.

    Например:

    Дробь

    Десятичная, вездесущая

    Умножали, делили, применяли

    Математика везде нужна

    У меня все получилось!)

    Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

    Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование внутренней позиции, ориентируемой на моральные нормы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа / Интеллектуально-тренинговые игры на уроках математики / 5 класс

    Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа».Выяснить закономерности деления десятичных дробей на разрядные единицы.Закрепить правила ...

    Урок – путешествие в 5 классе по теме:«Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число».

    Данный урок последний в теме "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число". Он составлен для учащихся 5 класса в игровой технологии. Дети совершают космическое путешествие на плонету " ...

    Методическая разработка урока. 5 класс "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число"

    Данная методическая разработка предназначена для проведения обощающего урока в 5 класс на тему  "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число". данный урок составлен в соответс...

    Урок-сказка в 5 классе по теме: « Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа ».

    Урок-путешествие по сказке "Буратино". Ребята 5-х классов с огромным удовольствием принимают участие в таких уроках. На данном уроке происходит закрепление материала по теме:« Умножение и деление деся...

    Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число"

    презентация предназначена для закрепления темы "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число" для детей коррекционной школы....