Внеклассное мероприятие "Математическое кафе"
методическая разработка по алгебре по теме

Алексеева Татьяна Алексеевна

Внеклассное мероприятие "Математическое кафе" в рамках фестиваля школьных наук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

« Холмовская средняя общеобразовательная школа»

Холм – Жирковского района Смоленской области

(5А, 6А,8А и 9А классы)

Выполнила

Алексеева Татьяна Алексеевна,

учитель математики

высшей категории.

Февраль 2013 г

Математическое кафе.

Цель: развитие интереса учащихся к изучению математики; развитие логического мышления, наблюдательности, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; накопление определенного запаса математических фактов и сведений из истории математики.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ.

1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (СООБЩЕНИЕ ОБ ИТОГАХ ШКОЛЬНОЙ И РАЙОННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ).

2. ИНСЦЕНИРОВКА ПЬЕСЫ « ДА ЗДРАВСТВУЕТ МАТЕМАТИКА!»

3. КВН (ИГРАЮТ СБОРНЫЕ КОМАНДЫ  5А, 6А,8А И 9А КЛАССОВ)

ВЕДУЩИЙ:

-  Почему торжественность вокруг?

   Слышите, как быстро смолкла речь?

   Явился гость – Царица всех наук

   И не забыть нам радость этих встреч.

  Есть о математике молва,

   Что она в порядок ум приводит.

   Потому хорошие слова

   Часто говорят о ней в народе.

  Ты нам, математика, даешь

  Для победы трудностей закалку,

  Учится с тобою молодежь

  Развивать и волю и смекалку.

 И за то, что в творческом труде

  Выручаешь в трудные моменты,

  Мы сегодня искренне тебе

  Посылаем гром аплодисментов.

Учитель:

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы совершим путешествие в страну математики. Убедимся, насколько она важна. А помогут нам -учащиеся 9а класса, которые подготовили инсценировку пьесы « Да здравствует математика!», которую мы сейчас и посмотрим.

Пьеса «Да здравствует математика!»

Действующие лица:

Обвиняемые:

- Математика и ее дети,

- Алгебра,

- Геометрия,

- Тригонометрия,

- Матанализ,

- малышка – Кибернетика (во рту пустышка на веревочке, в руках - счеты)

Истцы:
- Лодырь,

- Лоботряс,

- «Широкая натура»,

-  Ультрапартриот,

- Уточненный Лирик.

Состав суда:

- председатель –Жизнь,

- заседатель – Опыт,

- заседатель – Случай.

Прокурор – Двоечник.

Адвокат- Отличник.

Свидетели:

- Учитель математики,

- Учитель физкультуры,

- Родители Лодыря.

Два стражника.

Пролог

1-й стражник:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит  просвещенья дух!

2-й стражник:

По шесть – по семь уроков нудных.

И каждый день с восьми до двух!

1-й стражник:

С утра вовсю кипит работа:

Ребята знания куют.

2-й стражник:

А ночью ляжешь – спать охота,

Да логарифмы не дают.

1-й стражник:

И математику мы будем

Любить и помнить много дней.

2-й стражник:

Вот потому на радость людям

Мы суд устроили над ней.

1-й стражник:

Тебе, наш зритель мы представим

Сей суд. Не будь же слишком строг.

2-й стражник:

А от себя ещё добавим,

Что в каждой сказке есть намек.

1-й стражник:

Дамы и господа! Не сочтите за труд: выслушайте внимательно, кто же вершит здесь правый суд над неправой наукой математикой.

2-й стражник:

Во избежание путаницы назовем всем действующих лиц.

1-й стражник:

Вот компания злодеев и мучителей людей-

Математика, а с нею пятеро ее детей:

Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Матанализ и малышка – Кибернетика.

2-й стражник:

А вот несчастные, униженные и оскорбленные,

Злобной математикой обиженные и возмущенные.

Это уважаемые:

Лодырь, Лоботряс, «Широкая натура», Ультрапатриот, Утонченный лирик.

Появляются «униженные и оскорбленные» и скандируют: «Долой математику!!!»

1-й стражник:

Товарищ прокурор, уважаемый закоренелый Двоечник.

Появляется Двоечник.

2-й стражник:

Адвокат – Отличник.

Появляется Отличник.

1-й стражник:

А вот и собственно суд. Председатель суда- Жизнь.

Появляется суд.

2-й стражник:

Пусть Жизнь их всех рассудит мудро,

С ней Опыт – сын ошибок трудных,

И молодой и честный Случай,

Хотя восторженный чуть-чуть.

И пусть закона взгляд колючий

Пройдет сквозь фактов лес дремучий,

Пусть по заслугам все получат.

1-й стражник:

И все решиться как – нибудь!

За сценой голос Аллы Пугачевой напевает «То ли ещё будет! Ой, ей, ей!»

Действие первое (и последнее)

1-й стражник:

Встать, Суд идет!

Входит Суд.

Жизнь. Слушается дело по обвинению науки Математики и ее детей: Алгебры, Геометрии, Тригонометрии, Матанализа и малышки – Кибернетики в том, что они общественно-опасные, социально-вредные и чуждые нашему образу жизни науки, занудные, иссушающие душу и мозг человека. Ввести обвиняемых.

Двоечник (обиженно). А что сразу Двоечник то, что Двоечник? Я, конечно, сердечно извиняюсь, но с какой стати? Только и слышишь от всяких тут: «Эй ты, Двоечник, такой-сякой! Позор ему, позор!» А я, между прочем, тута должность занимаю! Этого… как его… Курорта, что ли? Ну да, это самое. Мое высокое положение обязует меня сделать официальное заявление, что ч не обыкновенный Двоечник, там какой- нибудь, а это… Двоечник по идейным соображениям! И я это подчеркиваю и требую, чтобы меня так все и обзывали, а иначе никакими Курортами работать и никаких обвинениев читать не буду, так и знайте!

 Жизнь (немного растерянно). Ну что же, хорошо. Уважаемый товарищ, идейный Двоечник, зачитайте обвинение.

Двоечник (зачитывает по «шпорам» с грамматическими ошибками). Обвинение. Наука Математика и ее дети: Алгебра, Геометрия, тригонометрия, Матанализ и малышка – Кибернетика обвиняются:

  1. В подрыве общественно безопасности, потому что:

- заменяют горячий трудовой энтузиазм холодными расчетами;

- уводят народ из мира общественной жизни в мир голых абстракций;

-распространяют нездоровое псевдоаналитическое мышление, отвлекающие народ от беззаветного труда на наше благо.

И вообще, внедрение модных за рубежом лженаук подрывает устои, разрушает вековой уклад жизни, баламутит чистый омут народной мудрости.

2. В том, что они бесполезны и даже вредны, потому что:

- мелочные и суетливые расчеты на фоне неисчисляемых богатств «широкой нашей страны родной» по меньшей мере нелепы и смехотворны, унижают наше человеческое достоинство, а расширение вычислительных способностей широких слоев нашего населения снижает производительность торговых работников и объем услуг службы быта.

3. В нарушение общественного закона свободы совести и прав человека (не желающего учиться), в принуждении людей к учебе.

4. Математика и иже с нею отрицательно влияют на физическое здоровье нации, поскольку от умственного переутомления и нервного истощения нация заболевает, слабеет ее генетический фонд.

5. В том, что они занудные, иссушающие душу и сердце науки, под их дурным влиянием черствеют юные поэтические души, хиреет высокое искусство; они проповедывают расчетливость, тем самым особливо вредно, влияя на нравственность и разлагая нашу молодежь.

Обвиняемые, что вы можете сказать в свое оправдание?

Математика. Уважаемый товарищ идейный Курорт, не задавайте глупых вопросов. Как на счет презумпции невиновности?

Двоечник. Что, опять оскорбления? Нет, не могу. Я отказываюсь так работать! Товарищ председатель! Мне слово не дуют сказать.

Жизнь. Уважаемый идейный Двоечник, вы хотели видимо спросить, признают ли обвиняемые себя виновными?

Двоечник. Да, да, это самое!

Математика. Разумеется, не признаем!

Жизнь. Товарищ Случай, вам слово.

Случай. В качестве свидетелей по данному делу в суд приглашены учителя: Арифметова Алгебраина Геометриевна, учитель математики; Быстрова Спартакиада Олимповна, учитель физкультуры; а также родители потерпевшего Лодыря – чета Лопуховых.

Опыт. Должен вам напомнить, граждане, что за дачу ложных показаний вы несете уголовную ответственность!

Случай. Начнем опрос с родителей. Граждане Лопуховы, что вы можете сказать по этому делу?

  (К трибуне рвется мать Лодыря, она тащит за собой упирающегося отца. Во время ее последующего монолога отец стоит безучастно сбоку, изредка кивая головой.)

       Мать Лодыря. Что мы можем показать? И вы еще спрашиваете?!  Да мы уж всем сейчас покажем! Это безобразие! Вы только посмотрите : совсем замучили ребенка! Такие программы, такие программы! А мой Васенька слаб здоровьем, правда, Васенька?

    Лодырь Васенька.  А в школе –то , в школе что задают! Давеча в тетради Васенькины глянула… Все значки и закорючки, палки и галки такие, с одним крылом!

Лодырь. Это квадратный корень, Мать!

Мать Лодыря. Ах ты, умничка моя!  Вот видите, он у нас какой способный! А как он трудится, почитай, каждый день старается, правда, Васенька?

Васенька. Учу, Учу, Учу-у пять минут, быстренько отдохну полчаса! И так целый день!

Мать Лодыря. Вот видите! У ребенка надорваны нервы! Ну разве можно детище такой заумью пичкать?! Да в вашей математике черт ногу сломит! Мученье одно ребятишкам, правда, Васенька?

Васенька. Ладно, Мать!

Мать Лодыря. Вот видите? А теперь ты скажи (выталкивает папашу). Давай, давай, скажи!

Отец Лодыря. Ну что там говорить? Я с женой всегда согласен!

Мать Лодыря. Мы уж все вас просим, товарищ судья, прекратить это безобразие! Правда, Васенька?

Васенька. ( снисходительно). Все клево, предки!

Родители уходят.

Опыт. Нда … Отцы и дети – вечная проблема!

Случай. Слово учителю математике.

Учитель математике. Мне бы хотелось  сказать несколько слов благодарности математике . Математика позволила повидать мне мир, причем без получения виз и таможенных досмотров. Математика проходит буквально через все границы, даже государственные! Это же расширение международных связей! Лично я, благодаря подсудимой, не раз побывала за рубежом.

Случай. За рубежом? Откуда же у вас столько денег? Это дорогое удовольствие!

Учитель математике. Деньги здесь ни при чем. Язык формул математики переносит меня в Штаты, Англию, Францию, Италию, Японию. Математика всемогуща!

Жизнь. Слово предоставляется Прокурору.

Прокурор-Двоечник. Граждане, я говорю от имени миллионов тех несчастных мучеников, которые всю долгую жизнь вынуждены нести на своих хрупких плечах тяжкое бремя математике, которые принуждены учить эту варварскую науку, сознавая при этом в полной мере ее ненужность и занудность, потому что в случае неповиновения и протеста будут навеки заклеймены прозвищами двоечников и лентяев. Лично я, написал бы это слово на серебряной доске золотыми буквами, потому что Двоечник-это человек мужественный, решивший стоять до конца и даже в своем роде «революционер». Двоечник-это человек, выступающий против принуждения, за свободу необразованной личности! По долгу службы и по своим убеждениям я призван клеймить математику и еже с нею; любому здравомыслящему, без лишних извилин человеку очевидна ее вредность для здоровья, однако для того, чтобы показать это более выпукло, я опрошу потерпевших.

Потерпевший Лодырь. Совсем замучила эта тригонометрия: синусоиды проклятые укачали, тангенсы в одно ухо влетают, а с другого котангенсы вылетают вместе с последними мыслями, чтоб ей ни дна, ни покрышки.

Потерпевший Лоботряс. Что уж там – тригонометрия – страшная вещь, но по мне Мать его Анализ-так еще почище! Ведь какой нормальный человек поверит, что дифференциал от «е» это самое «е».    Тьфу!!  Футбол, диско, телек – это понятно, а остальное…

Лирик. Во, правильно!

Прокурор. Как видите, граждане, комментарии излишни! На этом я заканчиваю свою обвинительную речь. Отвечать вам математика.

Случай. Боже мой! Бедная Математика, ей теперь вовек не оправдаться!

Опыт. Ну почему же? У нее есть защитники!

Жизнь. Слово предоставляется адвокату-Отличнику.

Отличник. Уважаемые судьи! Все, что здесь было сказано с целью очернить Математику и прочих в угоду Неучам и различным Проходимцам-сплошная демогогия! И я это постараюсь доказать! Помогут мне в этом высказывания великих людей прошлого-ученых, философов, поэтов.

  1. Математика-царица наук.  ( Гаусс ).
  2. Природа говорит языком математики.   (Галилей ).
  3. Наука достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой. (Маркс).
  4. В каждом знании столько истины, сколько математики. ( Кант ).
  5. Математика-это язык, на котором говорят все точные науки.  (Лобачевский ).
  6. В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии. (Жуковский ).
  7. Математик должен быть поэтом в душе.  ( Ковалевская ).
  8. Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (Пушкин ).
  9. Математика является самой древней из всех наук, вместе с тем остается вечно

             молодой. ( Герцен ).

Вот наш ответ на все грязные выпады лодырей, лоботрясов и двоечников. И последнее. Математику уже затем следует учить, что она ум в порядок приводит.

Двоечник. Да кто это вам сказал?

Отличник. Михаил Васильевич Ломоносов!

Стражники выносят ширму, суд удаляется за ширму.

Случай.  А я предлагаю бросит монету – орел или решка. Если решка, то математика не виновата, если орел, то обвинения справедливы!

Опыт. Нет, такое серьезное дело нельзя доверять случаю. Надо дать им испытательный срок, лет 100, а потом собрать всех оставшихся в живых и продолжить заседание.

Случай. Нет, если решка, то математика виновата!

Опыт. Испытательный срок надо дать!

Жизнь. Тихо! Я вас рассужу. Слушайте. Ты, случай, будешь 100 лет бросать монету, а ты, Опыт, за ним наблюдать. И если за 100 лет количество орлов будет больше количества решек, то, очевидно, Математика виновата!

Опыт. Нет уж, увольте! Стану я с этим мальчишкой в монетки играть!

Случай. А я с этим занудой должен 100  лет выяснять, кто виноват?  Нет уж, увольте!

Жизнь. Ну, если вы сами не можете разобраться, то слушайте меня!

Суд о чем-то оживленно шепчется, доносятся неясные восклицания: «А может быть…», «Нет не нужно!», « Тогда, если…» и т. д.

1-й стражник. Встать, суд идет!

Стражники уносят ширму.

Жизнь. Внимание, оглашается приговор! Науку Математику и ее детей: Алгебру, Геометрию, Тригонометрию, Матанализ и малышку-Кибернетику признать невиновными и оправдать из-за отсутствия состава преступления.

Раздаются крики «Ура», звучит музыка и песня «Дважды два-четыре»

А сейчас, ребята, мы проверим, как вы знаете математику. Проведем КВН.  Принимают участие учащиеся 5а, 6а,8а и 9а классов. У нас две команды: АЛГОРИТМ и команда А. Капитаны команд – ученики 9А класса.

ОБОРУДОВАНИЕ: листы бумаги, карандаши, карточки для заданий. В процессе игры активно используется школьная доска.

         Ход игры:

Ведущий:   В тот час, когда создатель

                    Все создавал вокруг,

                    Он создал математику-

                    Царицу всех наук.

                    И игреки, и иксы

                    Шагают дружно в ряд

                    И дружною толпой нас веселят.

                    И коль на жизненном пути

                    Не повезет , мой друг,

                    Ты вспомни математику –

                    Царицу всех наук.

                    На рынке и в спортзале

                    Нам нужен чисел ряд.

                    И пусть они тебя повеселят.

Объявляется состав жюри.

І этап.  Представление команд (5баллов)

ІІ этап. Разминка.

      Команды  должны поочередно ответить на вопросы . За каждый правильный ответ ставится 1 балл.

Вопросы 1 команде:

  1. Сколько минут в одном часу?  (60)
  2. Что тяжелее 1кг ваты или 1кг железа? (равны)
  3. Чему равно 8˚?
  4. Как называется прибор для измерения углов? (транспортир)
  5. Назовите наименьшее двузначное число? (10)
  6.  Как называется дробь, у которой числитель равен знаменателю? ( неправильная )
  7. Что такое процент? (это одна сотая)
  8. Как называется сумма всех сторон треугольника? (периметр)
  9. Формула площади квадрата.

10.Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой лежащей на этой окружности? ( радиус)

Вопросы 2 команде:

     

  1. Прибор для измерения длины отрезка? (линейка)
  2. Как называется «верхняя» часть обыкновенной дроби? (числитель)
  3. Формула площади прямоугольника?
  4. Одна сотая метра? (1см)
  5. Что тяжелее: 1кг сахарного песку или 1кг кускового сахара? (равны)
  6. Как называется место занимаемое цифрой в записи числа? (разряд)
  7. Часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца? (луч)
  8. Какая дробь называется десятичной? (в записи которой есть запятая)
  9. Как умножить число на 0,01 ? (перенести запятую на две цифры влево)

10.Назовите наибольшее двузначное число. (99)

ІІІ этап. Творческий конкурс. (приглашаются по одному участнику от команд)

       Нарисуйте человечка, состоящего из треугольников, прямоугольников, окружностей, квадратов и прямых с завязанными глазами.      ( 5 баллов )

ІV этап. Математическая эстафета. (какая из команд быстрее выполнит вычисления – 3балла)

 

              0,18 : 2                           1,8▪0,1

              ▪ 1000                              + 8,3

              - 27,2                                : 0,4

               : 4                                    - 0,6

               + 4,3                                 : 2

               ▪ 0,1                                  ▪ 10

        _________                             _______

 

             1,75                                     103

V этап. Конкурс капитанов. (кто быстрее ответит )

  1. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
  2. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  3. Когда сутки короче : зимой или летом? (равны)
  4. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (11)
  5. Половина – треть числа. Какое это число? (0)
  6. Назовите древнегреческого математика, философа, спортсмена. (Пифагор)
  7. Кто был автором первого учебника геометрии? ( Евклид)
  8. Старинная мера веса. (пуд)
  9. Старинная мера длины. (аршин)

10.Как называется треугольник со сторонами 3,4 и 5 ? (египетский)

11.Треть задуманного числа равна одной восьмой от 40. Какое число задумано?

12.Мальчики встретились в вагоне электрички. Один сказал: « Я всегда езжу в 5-ом вагоне от хвоста», а второй сказал: « А я езжу в 5-ом вагоне от головы поезда». Сколько вагонов в электричке?

За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

 VІ этап. Домашнее задание. (команды показывают приготовленные номера художественной самодеятельности, связанные с математикой, 5 баллов )

VІІ этап. Составьте слова из букв, входящих в состав слова Треугольник ( слово записано на доске ) .На выполнение задания отводится 3 минуты. Каждое слово 1балл.

На этом мероприятие завершается. Жюри подсчитывает очки, подписывает грамоты, объявляет результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Физика в кафе"

Мероприятие проводится с целью повторения и закрепления знаний по теме "Тепловые явления", 8 класс...

Внеклассное мероприятие "Математичекое кафе"

Внеклассное мероприятие "Математичекое кафе" проведено среди учащихся 10-11 классов. Данное мероприятие в нашей школе проводится давно. Меняются лишь задания.Для данной разработки некоторые материалы ...

Внеклассное мероприятие по физике "Физическое кафе"

Мероприятие для 7 - 8 классов. Развивает познавательный интерес к физике. Содержит занимательные опыты по физике, экспериментальные задания, `детские` вопросы....

внеклассное мероприятие "Кафе МИФ"

Разработка внеклассного мероприятия "Кафе МИФ"в рамках проведения предметной недели для учащихся 7-9 классов....

Внеклассное мероприятие "Кафе МИФ" (математика, информатика, физика)

Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов. В нём участвуют две команды из разных классов. Отвечают на вопросы разделов Математика, Информатика, Физика. Рекомендовано проводить в рамках недели...