Обыкновенные дроби. Хлеб блокадного Ленинграда.
классный час по алгебре по теме

Ивашкова Галина Ивановна

Образовательные:
       закрепить
действия с дробями;

        развивать навыки устного счёта;

   показать значимость решения задач с дробями.

Воспитательные:

 прививать чувство патриотизма и любовь к своей Родине;

 настроить детей на героический лад.

Развивающие:

 развивать интерес к предмету;

 развивать математическую речь, творческие способности при решении задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obyknovennye_drobi.doc183.5 КБ
Office presentation icon integrirovannyy_urokp.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе.

Тема: Обыкновенные дроби. Хлеб блокадного Ленинграда.

Эпиграф урока:

“Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”

(Ольга Берггольц)

Образовательные:
      закрепить
 действия с дробями;

        развивать навыки устного счёта;

   показать значимость решения задач с дробями.

Воспитательные:

 прививать чувство патриотизма и любовь к своей Родине;

 настроить детей на героический лад.

Развивающие:

 развивать интерес к предмету;

 развивать математическую речь, творческие способности при решении задач.

Оформление: Хроника ВОВ, иллюстрации о войне, о хлебе; музыка «Аве Мария», презентация урока  

 Слайд 1 Ход урока.         Сегодня  у нас необычный урок. Во-первых, на уроке присутствуют гости. Во-вторых, урок ведут два учителя: учитель математики и учитель истории. Такой урок называется интегрируемым.

Ребята, какую тему мы с вами сейчас изучаем по математике? (Дроби) И наш девиз: “Дроби знать хочу я на отлично!”. Мы сегодня будем говорить о дробях особо уважительно, так как будем решать задачи с дробями применительно к Великой Отечественной войне.

О войне можно говорить много и долго. И о войне нужно говорить не только по праздникам, но и в будние дни. И вот такой будний день сегодня. Наш урок посвящается “Блокаде города - героя Ленинграда.» Как называется сегодня этот город? (показ на карте )    Слайд 2

 Что означает слово “блокада.

В сентябре 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

Самым трудным периодом была зима 1941-1942 гг., когда основные городские запасы питания закончились или были уничтожены самолётами немцев. Есть было нечего. В городе оставалось много детей. Сколько именно? (400 000) Оставалось много стариков и больных людей. И увезти их из города не было возможности, так как город был окружён фашистами. Только зимой 1942 года, когда замёрзло Ладожское озеро, по нему была проложена дорога в город, названная… (“дорога жизни”).

А сейчас, ребята, мы вспомним с вами  что мы знаем о дробях.. И в ходе урока узнаем о некоторых фактах блокадного Ленинграда.

Решаем задачи:  слайд 3

А)            Б)                 В)

1.27 января 1944 года, была снята блокада Ленинграда .А сколько исполнилось лет со дня снятия блокады  нам поможет следующее задание:  слайд4           12/70-(9/70+2/70).

         Знаменатель покажет сколько прошло лет

 исполняется 70 года со дня прорыва блокады города – героя-                  Ленинграда.

Слайд 5          2.А сколько дней и ночей продолжалась  блокада

(3х+6)-706=2000

 продолжалась 900 дней и ночей.

Слайд 5       3. В кольце блокады оказалось много людей. А сколько?

Сосчитайте:

2887*10 00 = (2 887 000 человек)

Слайд 6      4. Блокадный Ленинград. Зима 1941–1942 гг. Страшные морозы!

Вычислите:

18 3\5+24 2\5= (43 °С)

5. Дети помогали старшим. Подростки по2\3 суток стояли у станков. По сколько же часов они работали в сутки?

Сосчитайте:

24:3х2=  (16 часов)

Слайд 7      6. Зима 1941–1942 гг. Не стало отопления, света; стены домов очень промёрзли.

Просчитаем на сколько сантиметров промёрзли стены:

42 3\8-12 3\8 = (30 см)

В сентябре 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

Слайд 8      Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется “восьмушка”. Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.

Слайд 9      рабочие получали лишь по кг =? г, а служащие, и дети - по   кг =? г.(20.11.41-25.12 41г)

Муки в этом хлебе почти не было. Хлеб получался чёрным цветом и горьким на вкус. Это было  единственное питание ленинградцев.

Слайд 10      Состав хлеба:

ржаная мука 61\100 кг

льняной жмых 7\100 кг

отруби 9\100 кг

овсяная мука 8\100 кг

соевая мука 6\100 кг

солодовая мука 4\100 кг

пшеничная мука 5\100 кг
________________________

Найдите,  какова была масса этого хлеба?

Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:

1 кг = 1000 г

1000:8*1 = 125 (г)

125 г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: “Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.

Слайд 11      125 блокадных грамм

Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит...
Как из недр его вопли: "Хлеба!" -
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.

Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

Слайд 12  Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 сантиметров и закрасьте 1/8 часть. Это доля  хлеба ленинградского ребенка.

Слайд 13  Сколько будет Это были самые скудные пайки в блокадном Ленинграде.

Послушаем следующее задание:

В одной ленинградской блокадной семье было трое детей, а точнее – три дочери. Мама в очередной раз принесла кусочек хлеба весом 125 граммов. Какая часть кусочка хлеба досталась бы каждой? (Одна третья)

Ситуация сложилась так, что одна дочка умерла. Осталось две дочери. Какая часть кусочка досталась бы теперь каждой дочери? (Одна вторая)

Слайд 14      Сравните дробь1\2 и 1\3,  

А теперь послушаем рассказ “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “900 дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось,…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше .Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как на память. Она поняла, что сила духа её, её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Слайд 15      Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосюк, поступив в ПГУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.

 Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу. Воспоминания школьниц (читают дети).

« Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

«А мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба -по пять - десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее».

Слайд 16      900 дней в условиях вражеской блокады находился город. Сколько это примерно  лет? Однажды стала выходить из строя одна из печей, Чтоб устранить неисправность, нужно было остановить печь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время хлеб. Он, облившись водой, залез в горячую печь.

А сколько

Человек погибло от голода.

На доске

На момент блокады из Ленинграда было эвакуировано  661700 человек,97/100 умерли от голода и холода.  А сколько это человек?

Слайд 17      641 849 ленинградца умерли во время блокады от голода.

Слайд 18  К декабрю 1942 года Алтайский край принял более пяти тысяч детей блокадного Ленинграда, из них 209 человек приняло село  Боровлянка, Троицкого района. Наталья ФЕДОТОВНА  Крахмалёва   (тогда ей было 15-16 лет) сопровождала эшелон с детьми . Живёт в селе и другая  блокадница  Нина Андреевна  Смирнова .В память об умерших  детях,  эвакуированных на Алтай, в селе Боровлянка поставлен памятник. Слайд 19      

Слайд 20      В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое  большое  мемориальное кладбище Пискаревское, на котором

похоронено 470 тысяч человек.  На Пискаревском кладбище – тысячи безымянных могил.  ПОЧЕМУ  БЕЗЫМЯННЫХ?

Около одной могилы всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом надпись:

«Доченька, если б я могла дать тогда...»

 

5. В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, за сигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба. А потом у поэта Р.Рождественского родились эти строки:

Слайд 21      Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года...

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискаревку кто забыл?

Там персональных нет могил...

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времен.

Им не достался тот кусок,

Кусок, не подаривший жизнь...

Лежащий здесь - у ваших ног.

Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Слайд 22      6. Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые холода посещали школу. Решите уравнение, и вы узнаете, сколько школ работали в городе. Для этого решите уравнение: 2х+х-25=92.  Ответ: 39 школ.

          Слайд 23        Дети и учителя умирали во время уроков.

          Девчонка руку протянула

И головой –        

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла.

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Ю. Воронов.

                   

                                                      

     Слайд 24          Дневник Тани Савичевой.                                                            Таня.

  • «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941
  • года».
  • «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
  • «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
  • «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
  • «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
  • «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
  • «Савичевы умерли».
  • «Умерли все».
  • «Осталась одна Таня».
  • Слайд 25          «Осталась одна Таня».    24 мая Таню  санитары перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище. Дневник Тани Савичевой стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнбергском процессе, а сама девочка - символом мужества блокадного Ленинграда. О ее судьбе написаны десятки книг, сняты фильмы, Эдита Пьеха исполняет "Балладу о Тане Савичевой", есть звезда, названная в ее честь. Но... немногие и сегодня знают, что Таня ошибалась, и Савичевы умерли не все. В таких страшных условиях выжила родная сестра Тани, Нина Николаевна, которая по сей день живёт под Петербургом.

       Слайд 26            За 900 дней заводами Ленинграда произведено: Более части от 10 000 минометов,

     Слайд 27                миллиарда снарядов и мин,          

         части от 10 000 самолетов.

Узнайте их количество.

Слайд 28   Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. На еще неокрепший лед выходили грузовики, везшие муку.

Слайд 29  И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк.

Поломка эта - не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

.

Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи - кусок хлеба, нередко испытываешь какое-то затаенное, до конца неосознанное чувство благодарности хлебу. Он дешев и доступен для всех. И заменить нам его ничто не может.

Учитель раздает учащимся кусок черного хлеба - дневную норму ленинградца

Прошу тебя:

Не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь.

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал

Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала

Даже хлеба крошка...

Но и сейчас

Оплачена стократ

Трудом нелегким

Каждая лепешка.

Не раз прощал

Тебе я озорство.    

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не могу простить

Лишь одного-

Хоть крошки

Всуе брошенного хлеба.

Закончилась блокада. 27 января 1944 года над Невой прогремело  залпы торжественного салюта! Сколько залпов прогремело ?

Слайд31 

 (                24

Интересно, как же он выглядел тот торжественный праздничный салют?!

 Мы вас попросила дома нарисовать праздничный салют на альбомном листе, как вы его представляете. Расположите свои рисунки на доске. И задержитесь, посмотрите! И пусть этот бумажный салют им, блокадникам Ленинграда, от вас пятиклассников

Будем помнить народную мудрость « Хлеб - всей жизни голова» и слова пожилого поколения: « При сытости помни голод».

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить не возможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Рефлексия:

У вас в тетрадях изображен светофор. Закрасьте то окошечко  

Красное- я попал в трудное положение

Желтое- мне было не все понятно ,надо еще поработать

Зеленое – я могу идти дальше.

Домашнее задание: : карточка (просчитать в граммах состав блокадного хлеба).написать отзыв  об уроке « Число, дающее жизнь»

Итог урока:

  • Я надеюсь, что вы много нового узнали о блокадном Ленинграде.
  • Узнали, что такая простая обыкновенная дробь одна восьмая, и какое имела значение!
  • Мы вместе убедились, как важно уметь решать задачи с дробями.

ОСЬМУШКА ХЛЕБА

Сколько это: осьмушка хлеба?

Если в граммах, то 125.
            Только тот, кто на той войне не был,

Вкуса хлеба не сможет понять.

Вы представьте, как детские руки

Прижимают кусочек к губам.

Ничего не могло быть вкуснее

Тех единственных крохотных грамм.

Литература.

1.  Воспитание школьников. № 4; 1987г. В. Гликин, Беспримерный подвиг защитников Ленинграда.

2.. Воспитание школьников. №6,1986 г.В. Александрова, Велика истинная цена хлеба.

3. Картинки с Интернет.

ЧИСЛО, ДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ

4 февраля на уроке математики мы разбирали необычную задачу. На доске учительница написала дробь и прочитала нам стихотворение про блокаду Ленинграда. Среди наших ребят никто не были в Санкт-Петербурге, но мы сразу догадались, что  означает ежедневный паёк жителя блокадного города. Мы стали рассчитывать, сколько граммов содержится в  буханки хлеба. Результат получился простой: 1000:8*1=125(г.). Потом мы подержали в руках эту  часть буханки, которую принесла учительница. Буханка была свежей и пахла очень вкусно. Но нам трудно было представить, как могло хватить человеку на целый день одного такого маленького кусочка. А ведь в городе был сильный мороз, и нужно было ещё работать, к тому же военный паёк содержал почти не съедобные примеси.

После войны прошло много лет, но нам по-прежнему жалко самоотверженных жителей блокадного города. Мы, сегодняшние пятиклассники, долго будем помнить эту «осьмушку» хлеба, блокадные 125 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дроби. Хлеб блокадного Ленинграда. “ Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам” (Ольга Берггольц)

Слайд 2

Блокада Ленинграда /8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г./ Карта

Слайд 5

(3х+6)-706=2000 2887*1000=

Слайд 8

Ржаная мука льняной жмых отруби овсяная мука соевая мука солодовая мука пшеничная мука

Слайд 9

Пайки блокадного Ленинграда

Слайд 10

Ржаная мука льняной жмых отруби овсяная мука соевая мука солодовая мука пшеничная мука

Слайд 11

Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 сантиметров и закрасьте 1/8 часть. Это доля хлеба ленинградского ребенка .

Слайд 12

Пайки блокадного Ленинграда

Слайд 13

СРАВНИТЕ ДРОБИ

Слайд 14

30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных.

Слайд 15

900 дней… Какую часть составили от года ?

Слайд 16

641 849 ленинградцев умерли во время блокады от голода

Слайд 17

Блокадницы на Алтае. Наталья Федотовна Крахмалёва Нина Дмитриевна Смирнова

Слайд 18

Свечи в память Памятник блокадникам открыли в октябре 2012 г в с. Боровлянка Троицкого района.

Слайд 19

Пискаревское кладбище

Слайд 20

Решите уравнение 2х+х-25=92 .

Слайд 21

Ю. Воронов. Девчонка руку протянула И головой – На край стола. Сначала думали – Уснула, А оказалось – Умерла. Никто Не обронил ни слова. Лишь хрипло, Сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Занятья – после похорон. Блокада

Слайд 22

Дневник Тани Савичевой

Слайд 23

За 900 дней заводами Ленинграда произведено:

Слайд 24

Миллиарда снарядов и мин Части от 10 000 самолетов

Слайд 25

Дорога жизни

Слайд 28

« Хлеб - всей жизни голова» «При сытости помни голод».

Слайд 29

Приготовили и провели: Учитель математики - Ивашкова Г.И. Учитель истории - Питкевич Л.П. Февраль 2014 г. МКОУ «ТООШ»

Слайд 30

Использованы материалы Интернет: http://www.wardates.ru/fotos_raznoe_091102174032.html http://www.greenmama.ru/dn_images/01/69/54/74/1233038326hleb_blokadi.jpg http://cs304713.vk.com/u3832889/-14/x_5c0148c6.jpg http://top.oprf.ru/storage/c/2011/06/22/1308698658_067959_77.jpg http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/3/2729/2729_html_m5166b6d.jpg http://img15.nnm.ru/f/4/3/d/d/755665c27042a7ccb8088cddb6c.jpg http://img11.nnm.ru/8/1/a/7/8/4e223c53394bf2df03332281280.jpg http://s42.radikal.ru/i098/0901/54/014c63e0cd71.jpg http://i.pixs.ru/storage/1/0/8/image4d3eb_1223875_2393108.jpg http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/09/war05.jpg http://newzz.in.ua/uploads/posts/2010-04/1272622294_blokada.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/800/38800662_1.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/3207/murzavio.b/0_26dc1_13a7abb0_L.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/48/500/48500028_Piskarjovskoe_kladbishe_RodinaMat_18042003.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/54537257.1/0_8958f_27ae10e4_XL Воспитание школьников. № 4; 1987г. В. Гликин, Беспримерный подвиг защитников Воспитание школьников. №6,1986 г.В. Александрова, Велика истинная цена хлеба .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе. Тема: Доли и дроби. Хлеб блокадного Ленинграда.

Цель: закрепление понятия доли и дроби, способствовать развитию навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа, воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа, воспитание...

Открытое внеклассное мероприятие для 5 класса "Хлеб блокадного Ленинграда"

Цель внеклассного мероприятия "Хлеб блокадного Ленинграда" заключается прежде всего в том, чтобы воспитать в детях чувство патриотизма, чувство гордости за народ. Эта тема вестма актуальна в последнее...

Хлеб блокадного Ленинграда

Это воспитательнле мероприятие посвященное 75 летию  снятия блокады Ленинграда...

"Пайка" хлеба блокадного Ленинграда. Урок математики 6 класс

Урок математики в 6 классе.  Раскрываются события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг о Блокаде Ленинграда раскрываются по ходу решения математических задач . Во время урока использовались к...

Классный час "Священный хлеб блокадного Ленинграда"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда....

Социальное проектирование в деятельности дополнительного образовательного учреждения: опыт реализации социального проекта «Хлеб блокадного Ленинграда»

Краткосрочный проект «Хлеб блокадного Ленинграда», реализуемый в МБУ ДО "Баевский ЦДТ и ПО" в январе 2023 года стал значимым социальным событием. Проект, как форма рабо...

Методические рекомендации по проведению внеклассного занятия "Хлеб блокадного Ленинграда"

Участники: обучающиеся образовательных организаций 1-4, 5-7 и 8-11 классов, педагоги. Цель: сформировать представление о ценностных приоритетах жителей блокадного города, которые стали определяющ...