Сравнение десятичных дробей
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Надеева Елена Ивановна

-По дидактической цели это урок обобщения и систематизации знаний.

-по основному способу проведения: фронтальная и индивидуальная работа в сочетании с разными видами самостоятельной деятельности на основе компьютерной презентации содержания урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem.5kl.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Действия с десятичными дробями».

Тип урока: урок-сказка.

Цели:  •        образовательные:

    * закрепить и углубить имеющиеся теоретические знания по теме «Десятичные дроби»;

    *сформировать навыки применения действий с десятичными дробями при решении уравнений, задач, примеров , уравнений

•        - развивающие:  

   *развитие логического мышления, памяти, внимания,

   * развитие интереса к математике

    * развитие общеучебных  умений  интегрирования знаний по темам «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение десятичных дробей», «Деление десятичных  дробей»

•        .воспитательные:

     *воспитание  математической культуры,

        *воспитание чувства ответственности перед товарищами,

           *умение контролировать и анализировать свои действия.

        

Оборудование: - компьютер;

                     - карточки для самостоятельной работы;

                     -слайды;

                     - мультимедийный проектор, экран.

Ход урока: 

Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

         

  1. Устный счет.

Начнем урок с устного счета и узнаем, чем мы сегодня займемся на уроке. Ответы кодированы.

1,8 + 2,5                        2,7  10

3,7 – 0,2                        4,5 + 0,6

0,3  3                                4 – 0,8

25,5 : 5                        2 : 5

                                3  1,7

                                5,38 – 2,18

Код ответов:

А

З

К

О

Р

С

У

3,2

0,4

5,1

0,9

3,5

27

4,3

  1. Решение задач.

Начнем урок-сказку. Объявление темы и цели урока.

Жили-были Иван-царевич и Елена Прекрасная . Они любили друг друга. Но однажды злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван-царевич сел на коня и поскакал спасать свою любимую. Скакал по полю, дорогу преградил большой камень. На нем написано: спасешь Елену Прекрасную волшебными словами. Для этого надо выполнить несколько заданий. Волшебное слово «правильный ответ» к заданиям.

Поможем Ивану-царевичу спасти Елену Прекрасную.

1 задание. Реши пример, и дорога твоя длинная будет пройдена.

14,87 - (5,82- 3,27 )

Ответ: 

        Иван-царевич поскакал дальше и вышел к широкой реке. Нет ни моста, ни лодки. Волны высокие выбросили на берег рыбку. Заговорила рыбка с Иваном человеческим голосом: это река волшебная, она исчезнет, если ты правильно решишь задачу.

        2 задание.  

Скорость теплохода по течению равна 37,6 км/ч. Найдите собственную скорость теплохода против течения, если скорость течения реки 3,9 км/ч.

Ответ: 

  Иван-царевич поскакал дальше и увидел замок Кощея Бессмертного. Доскакал, а ворота закрыты. На воротах написано уравнение.

3 задание. Его надо решить правильно, чтобы ворота замка распахнулись.

13,5 –X = 1,8


Ворота замка открылись, и Иван-царевич спас Елену Прекрасную, т.к. он выполнил правильно все  задания.

Иван-царевич и Елена Прекрасная благодарят вас за помощь, за ваши знания. 

Чтобы сложить две десятичные дроби, …

2.     Чтобы из одной десятичной дроби вычесть другую,…

3.     Чтобы десятичную дробь умножить на 10,…

4.     Чтобы десятичную дробь умножить на 0,01….

5.     Чтобы десятичную дробь умножить на десятичную дробь,…

6.     Чтобы десятичную дробь разделить на десятичную дробь,…

  1. Чтобы вы знали еще больше, вам от них домашнее задание: № 1360, № 1352 (е-з).

Итог урока. Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок!

Самоанализ урока.

Урок проводился в 5Б классе.    При организации учебной деятельности на данном уроке я осуществляла практически на каждом этапе дифференцированный подход, так как считаю его наиболее оправданным для более качественного изучения.

     Данный урок по теме «Сравнение десятичных дробей» итоговой. На занятии были обобщены и систематизированы основные понятия данного вопроса, продолжена работа над формированием и закреплением практических умений  решать задачи и уравнения.      

       Урок был призван решить следующие цели:

 образовательные:

    * закрепить и углубить имеющиеся теоретические знания по теме «Десятичные дроби»;

    *сформировать навыки применения действий с десятичными дробями при решении уравнений, задач, примеров , уравнений

•        - развивающие:  

   *развитие логического мышления, памяти, внимания,

   * развитие интереса к математике

    * развитие общеучебных  умений  интегрирования знаний по темам «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение десятичных дробей», «Деление десятичных  дробей»

•        .воспитательные:

     *воспитание  математической культуры,

        *воспитание чувства ответственности перед товарищами,

           *умение контролировать и анализировать свои действия.

I  этап: Урок начинается с эмоционального настроя

Задача: создать положительный эмоциональный настрой учащихся на продуктивную деятельность на уроке.

Результат: кратковременность оргмомента, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм и организация внимания у всех учащихся.

II  этап: устный счёт .

Задача:   правильность и осознанность выполнения заданий  устного счёта.

Результаты: возможность учителя за 3-4 минуты  установить уровень знаний у большинства учащихся. Возможность в ходе проверки  устного счёта скорректировать опорные знания и ликвидировать обнаруженные недостатки.

III этап урока: сообщение темы урока: перед учениками ставится проблема, чем они будут заниматься на уроке.

Задача: мотивировать учащихся на выведение темы урока.

Результат: дети формулируют тему урока.

IV этап: работа по теме урока.

Задача: глубоко проверить знания  учащихся. Стимулировать опрашиваемых и весь класс в овладении рациональными приёмами учения и самообразования.

Результат: учитель проверяет не только объём и правильность знаний, но и их глубину, умение использовать их на практике, рецензирование ответов учащихся, направленных на выявление положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний учащихся.

V этап: физминутка.

Задача: снять психофизическое напряжение учащихся, подготовить к последующей работе.

Результат: напряжение учащихся снято и учащиеся готовы к последующей работе.

 

VI этап: работа над задачами.

Задача: закрепить те знания и умения, которые необходимы  для самостоятельной работы по решению задач.

Результат: умение учащихся соотносить между собой факты, умение выделять существенные признаки, конкретизировать их, активность учащихся.

VII этап: повторение изученного материала.

Задачи: проверить умения учащихся решать уравнения с десятичными дробями. Стимулировать весь класс к повышению скорости счёта.

Результат: проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но и их глубины, осознанности. Умение использовать их на практике, рецензирование ответов учащихся, направленных на выявление положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках.

VIII этап: подведение итогов урока.

Задачи: установить усвоили или нет учащиеся связь между компонентами деления, и если необходимо, устранить обнаруженные пробелы.

Результат: основной критерий результативности - уровень осознанности материала большинством средних и слабых учащихся.

IX этап: домашнее задание.

Задача: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Результат: правильное выполнение д/з всеми учащимися.

X этап: рефлексия.

Задача: инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их самооценки и оценки работы одноклассников на уроке.

Результат: дать качественную оценку работы класса и каждому отдельно.

В течение всего урока веду коррекционную работу со слабыми учащимися, т. к. на протяжении всей деятельности  занимаюсь индивидуально с каждым, подтягивая их до уровня средних, путём подбора соответствующих заданий.

На уроке математики в 5 классе по теме «Деление десятичных дробей на натуральные числа» мною были использованы следующие педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии:
  • компьютерные презентации;
  • технология деятельностного метода:
  • построение процесса обучения на основе учебных ситуаций;
  • технология уровневой дифференциации:
  • дифференциация учебных заданий по уровню трудности, по объёму учебного материала;
  • организация дифференцированной работы по степени самостоятельности, по характеру помощи учащимся, по форме учебных действий;
  • педагогические технологии по выявлению и поддержке одарённых    

 Считаю, что учащиеся работали заинтересованно, активно. Разнообразные формы работы и дифференцированные задания, привлечение наглядности способствовали поддержанию интереса к изучаемому на протяжении всего урока материалу.

       Полагаю, что перегрузки на уроке не было.  

      Считаю, что цели урока достигнуты. Всё, что было запланировано, успешно реализовалось.

        При проведении урока для лучшего усвоения материала, для обеспечения     оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично, на различных этапах урока я применяла такие приёмы педагогической техники как:

  • организационный момент
  • эмоциональное вхождение в урок;

  • постановка целей урока, мотивация учебной деятельности
  • подводящий диалог;
  • актуализация знаний
  • интеллектуальная разминка;
  • повторение
  • повторяем с контролем;
  • применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

  • рефлексия

Цели:

Образовательные: повторить и закрепить навыки выполнения действий сложения и вычитания десятичных дробей; тренировать способность к практическому использованию.

Развивать математическое мышление, логическую речь; умение делать выводы.

Способствовать воспитанию позитивного отношения к труду, активность, внимание. Расширять кругозор учащихся.

Формировать учебно-познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную компетенции.

Формы и методы обучения: словесный, проблемный, наглядный.

Самоанализ: От того какой настрой получит ребенок в начале урока, зависит работоспособность и усвоение материала. Атмосфера доброжелательности, успеха и положительной настройки к учебной деятельности - залог успеха.        

Самоанализ: Повторение ранее усвоенного материала поможет ориентировке в конкретных условиях обучения

Самоанализ: Интенсивная работа мозга требует смены деятельности. В результате напряженного умственного труда дети устают. Я им предлагаю выполнить физминутку.

Самоанализ: начинается этап рефлексии. Выясняю, кому было трудно. Почему? Ребенок, проанализировав свою работу на уроке в целом, оценивает свои результаты. Перед собой ставит реальные задачи для полного усвоения данных правил.

Урок проводился в 5Б классе.    При организации учебной деятельности на данном уроке я осуществляла практически на каждом этапе дифференцированный подход, так как считаю его наиболее оправданным для более качественного изучения.

     Данный урок в теме «Действия с десятичными дробями» итоговый. На занятии были обобщены и систематизированы основные понятия данного вопроса, продолжена работа над формированием и закреплением практических умений  решать задачи и уравнения.      

       Урок был призван решить следующие цели: 

       образовательные:

  • обобщение, закрепление и углубление знаний по изученной теме;
  • приобщение учащихся к разнообразным формам и методам повторения материала;
  • систематизация и обобщение знаний учащихся по темам  “Сравнение, сложение и вычитание, умножение и деление  десятичных дробей”.
  • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
  • формирование умения осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности. 

       развивающую:

  • формирование умения осуществлять самоконтроль;
  • формирование умения рационально планировать работу;
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
  • формирование представления о компьютере как о средстве обучения.

         воспитывающую:

  • воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности
  • положительного отношения к учёбе, упорство в достижении  поставленной цели
  • воспитывать культуру умственного труда.    

Достижение целей обеспечивалось задачами:

- закрепить тему «Действия с десятичными дробями»;

- отработать навыки умножения, деления, сложения, вычитания и сравнения десятичных дробей.                                                                                            

       Все эти задачи взаимосвязаны между собой и обеспечивают комплексное решение поставленных целей, реализованы на глубоком знании индивидуальных особенностей обучаемых. Дифференцированные  задания предлагались учащимся практически на каждом этапе. Так, на этапе повторения использовалась устная разминка, где учащимся было предложено задание на упрощение выражений с применением свойств. Группа В выполняла задание на развитие логики. Ребята из группы А выполняли задания частично-поискового характера с практической направленностью. Устная работа способствовала систематизации вычислительных знаний учащихся,  решении стандартных уравнений.       На следующем этапе урока учащимся предложен математический диктант с самопроверкой, где использовались разноуровневые задания. Дифференцированные  задания предоставляют возможность каждому ученику оценить уровень своих знаний и умений, степень подготовленности к контрольной работе. Результаты диктанта свидетельствуют о достаточно качественном усвоении темы  «Уравнение», «Действия с десятичными дробями» ".

Для закрепления предлагалось разобрать задачу на составление уравнения. Положительным моментом также следует считать использование на уроке исторических сведений об известных учёных, что, несомненно, способствовало расширению кругозора учащихся.

Считаю, что данная структура урока рациональна и способствует эффективному решению поставленных задач. Этапы урока логичны, носили завершённый характер, причём выводы в основном делали сами учащиеся. Время на уроке распределено рационально.

           Главный акцент при выборе заданий  был сделан на те вопросы, которые вызывают затруднения при решении уравнений и задач. Поэтому мною была продумана самостоятельная работа у доски, комментирование хода решения задания, так как всё это способствует осознанному восприятию изученного материала. Привлечение наглядности позволяет видеть познавательный интерес учащихся.

     Основными методами, использованными на уроке, являются практический, словесный, самостоятельная и индивидуальная работа. Элемент занимательности на уроке, а именно использование сценки на материале изученной темы, с одной стороны разнообразило урок, а с другой – помогло обучающимся проверить свои знания о дробях. Сочетание этих методов, способствует, на мой взгляд, эффективному решению поставленных на уроке задач.

         Процесс обучения был построенстроится на тесном сотрудничестве с учащимися, индивидуальные особенности которых я знаю  хорошо, поскольку знакомилась с учащимися с 4 класса.

Поэтому мне не трудно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, что способствует созданию ситуации успеха, формированию интереса к моему предмету.

      Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляются практически на каждом этапе. Учащиеся доказывали правильность теоретического обоснования, выбирали правильный ответ при устной проверке знаний, комментировали ход решения, находили наиболее рациональные приёмы, а также учились вычленять недочёты в правильно выполненном задании. Все эти формы контроля способствовали результативной работе.

На уроке учтены требования  здоровьесбережения. Мною была проведена физкультминутка, которая позволила сменить вид деятельности и подготовить учащихся к восприятию нового материала.

      Считаю, что учащиеся работали заинтересованно, активно. Разнообразные формы работы и дифференцированные задания, привлечение наглядности способствовали поддержанию интереса к изучаемому на протяжении всего урока материалу.

       Полагаю, что перегрузки на уроке не было. Домашнее задание, носящее также дифференцированный характер, говорит о продолжении логики урока.

      Считаю, что цели урока достигнуты. Всё, что было запланировано, успешно реализовалось.

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей".

Цели урока: 1.Создать условия для изучения правила сравнения десятичных дробей и умения его применять; повторить запись обыкновенных дробей в виде десятичных, правило сравнения натуральных чисел; 2....

Разработка урока по теме "Сравнение десятичных дробей".

Данная разработка урока познакомит учащихся с правилом сравнения десятичных дробей.·     ...

сравнение десятичных дробей

вывод алгоритма сравнения десятичных дробей...

Сравнение десятичных дробей

презентация к уроку "Сравнение десятичных дробей"...

"Сравнение десятичных дробей". Урок математики в 5 классе по УМК Н.Я Виленкина

При переходе из начальной в основную школу многие учащиеся испытывают определённые трудности. В связи с этим в 5 классе необходимо строить уроки таким образом, чтобы дети были заинтересованы изучаемым...

Урок математики в 5 классе по теме: "Сравнение десятичных дробей"

Тема урока: Сравнение десятичных дробей.Тип урока: обобщающий урок.Цели урока: - закрепить, отработать, проверить ЗУН по теме «Сравнение десятичных дробей»; закрепить умение воспринимать информа...

Сравнение десятичных дробей, округление десятичных дробей.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по осмыслению и закреплению материала по теме «Сравнение десятичных дробей» и изучению нового материала по теме «Округление десятичных ...