Особенности преподавания математики в классах коррекции
методическая разработка по алгебре по теме

Юрова Татьяна Вячеславовна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yurova_doklad.docx1017.75 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преподавания математики в классах коррекции

Юрова Т.В.

Аннотация

Цель доклада – представить эффективные формы работы с учащимися на уроках математики в коррекционных классах. Доклад написан на основе многолетнего опыта работы автора в классах данного типа со слабоуспевающими учащимися. В своём докладе автор указывает, как наиболее эффективные, индивидуальные, игровые, групповые технологии. В качестве примера приводит карточки с индивидуальными заданиями, образец самостоятельной работы, задачи на смекалку, математические игры. Данный доклад будет полезен учителям математики, работающим в классах коррекции.

1. Введение.

        С недавнего времени в наших школах началось разделение на сильные и слабые классы. Появились гимназические, гуманитарные, технические классы, классы среднего уровня обучения. И наряду с последними появились классы выравнивания. В эти классы направляются дети, прошедшие комиссию, у которых были обнаружены задержки в психическом развитии. Происходящие в обществе процессы особенно болезненно сказываются на детях. Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьёзные опасения специалистов. С каждым годом растёт число детей, не готовых к обучению в общеобразовательной школе. В чём причина диагноза? Почему дети оказываются в классах выравнивания? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В каждом конкретном случае свои особенности, своя ситуация.

        Если заглянуть в медицинские карты этих ребят, то можно встретить там такие диагнозы и заключения врачей, что становится плохо. Многие ребята провели половину своей короткой жизни в больницах и других лечебных учреждениях, некоторые уже с рождения стоят на профилактическом учёте у нервопотолога, кардиолога или у других специалистов. В процессе лечения им прописывают медикаменты или проводят процедуры, которые могут негативно сказаться на развитии ребёнка, его памяти, речи. Родители таких детей очень оберегают их, пытаются ни в коем случае не перенапрягать, во всём им потакают.
        Прейдя в школу, ребёнок поначалу, ведёт себя, как и его сверстники, но постепенно начинает отставать от класса из-за болезней и пропусков. Родители не требуют от него высоких результатов, опасаясь травмировать или переутомить. С годами отставание от сверстников накапливается и наступает момент, когда и сверстники над ним подшучивают, да и сам ребёнок чувствует себя ущербным.

        Если посмотреть личные дела этих ребят, то у многих можно встретить записи: «нет отца; нет матери», «родители лишены родительских прав», «родителей нет, опекается дедушкой» и т. д.

        Движущей любого учебного процесса является мотивация. Для получения хороших результатов в учёбе, ребёнок сам должен захотеть работать с полной отдачей. Мотивация к учению появляется у ребёнка тогда, когда он начинает ожидать от окружающих той или иной реакции на свои действия. К сожалению, у многих детей отсутствует необходимый стимул хорошо учиться в школе или дома, и когда они попадают в полосу неудач (а случается это часто), сомнительно, что они смогут самостоятельно преодолеть её. Тут уже не обойтись без помощи родителей и учителей.

        Если родителей нет, а ребёнка воспитывают престарелые бабушка или дедушка или, если родители заняты своими делами и проблемами, то уже в начальной школе проявляется отставание, которое затем растёт в средней школе. Из-за отставания по предметам ребёнок начинает получать «2» и необходимо принять решение о переводе его в класс выравнивания.

2. Процесс обучения на уроках математики в классе выравнивания.

        Все мы знаем из жизненного опыта, что ничего в жизни не даётся нам просто так без усилий, без труда. Учение тоже есть своеобразный и напряжённый труд, требующий как от ученика, так и от учителя значительных и длительных усилий.

        Содержанием учебной деятельностью детей является усвоение ими определённой системы знаний, а так же способов использования этих знаний. Учебную деятельность детей организует и направляет учитель в начальной школе в среднем звене. Их задача поставить процесс обучения таким образом, чтобы ребёнку был интересен и понятен изучаемый предмет.

        Многим учителям приходится сталкиваться с проблемой преподавания в классах с недостаточной математической подготовкой. Работая в таких классах, учитель вынужден решать сложную задачу, как сделать обучение доступным и полезным для учеников, у которых зачастую не развиты важнейшие общеучебные умения и имеются серьёзные проблемы по предыдущему материалу.

        Обучение математике в классах выравнивания имеет свою специфику. У учащихся в таких классах, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают проблемы. Содержание учебного материала, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для них непосильными.
        Каким образом должна быть организована учебная деятельность учащихся классов выравнивания на уроках математики? К сожалению, так как эта проблема нова, нет ещё необходимой методической и дидактической литературы, которая помогла бы учителю построить учебный процесс, приходится пользоваться обычным учебником. Но многие дети не могут справиться с заданиями, предложениями в этих учебниках. Поэтому каждый учитель и не только математик, работающий в классах выравнивания, должен
определить необходимый обязательный минимум знаний, чтобы работать с учебниками над овладением комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности. Только так можно достичь, пусть небольшого, но всё же успеха.

        Каким образом должна быть организована учебная деятельность на уроках математики, чтобы процесс обучения был эффективным, развивающим и интересным? Каждый ребёнок, на каждом уроке должен достигать определённого результата. Пусть несложная задача или несложные примеры, но решённый им самостоятельно, принесут ему радость и уверенность в себе. Не стоит ставить перед ним непосильных задач, это может развить в нём комплекс неудачника, т. е. Уверенность, что у него всё равно ничего не получится. Задача учителя помочь ребёнку полностью раскрыть свой потенциал. Как? Иногда в классах выравнивания ученики делятся на «слабых» и более «сильных».

        Учителю необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося. Для этого можно использовать индивидуальный опрос по карточкам, подобным с учётом индивидуальных способностей каждого учащегося. Составляя карточки-задания дифференцированный подход обеспечить участие в работе учащихся с различным уровнем знаний. В карточке должно быть несколько заданий, первые простые, доступные каждому учащемуся и два более сложных. Выполняя одно задание за другим ученик не замечает, что выходит на более высокий уровень.

Индивидуальные карточки по теме: «Вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями».
Пример карточки для слабого ученика:

(подчёркнутые более сложные задания).

Пример карточки для более сильных учеников:

Индивидуальные карточки по теме: «Привидение дробей к наименьшему общему знаменателю»

Пример карточки для слабого ученика:

1. (Выполнение задания под контролем учителя)

Приведение дроби к наименьшему общему знаменателю.

2. (Самостоятельная работа ученика)
Привести дроби к наименьшему общему знаменателю и сравнить их:

Пример карточки для сильных учеников

1. Привести дроби к наименьшему общему значению.

2. Сравнить дроби.

        Во время проведения опроса по карточкам учитель оказывает помощь учащимся, которые испытывают трудности.

        Для контроля за усвоением пройденного материала хорошо проводить самостоятельные работы с обучающими элементами.

        Учащимся предлагается выполнить задания на пройденную тему. Ученики, усвоившие материал работают самостоятельно, а ученики, у которых возникают трудности и вопросы, могут обратиться к учителю за помощью. Учитель подробно изложит алгоритм выполнения задания, поможет выполнить его. Следующее задание ученик решает сам, под контролем учителя. Цель такой самостоятельной работы выявление пробелов в усвоении пройденного материала и их устранение. Важно, чтобы ученики не боялись задавать вопросы и общаться за помощью к учителю.

Пример самостоятельной работы.
1. Обратить десятичные дроби в обыкновенные, затем вычислить:

2. Обратить обыкновенные дроби в десятичные, затем вычислить:

        Цель самостоятельной работы: повторение умножения обыкновенных и десятичных дробей, проверка усвоения учащимися правил перевода десятичной дроби в обыкновенную дробь и наоборот. Перевод дробей из одного типа в другой может вызвать затруднение у учащихся.

        Особое место в организации учебного процесса на уроках математики в классах выравнивания должно уделяться привлечению внимания учащихся. Повышенная эмоциональная возбудимость, узкий объем внимания, неумение распределить его в течение длительного времени между разными делами, а порой даже неумение сконцентрировать свое внимание на одной предмете или задании могут оказаться причинами рассеянности ребенка на уроке, отсюда следует плохая усвояемость изучаемого материала. Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы дети в классе занимались интересным делом, решали практические задачи, вели наблюдения. Занятия должны постоянно меняться, т.к. однообразная исполнительная работа очень отвлекает и утомляет внимание ребенка. На смену задаче могут прийти примеры, а затем можно порешать уравнения, а потом можно и в игру поиграть, в математическую.
        Изучая с ребятами тему «Умножение обыкновенных дробей», к концу урока стало ощущаться, что внимание и их интерес ускользают из моих рук, и я теряю контроль над уроком. Мне на помощь пришла игра «Угадай-ка». Ребята сразу же оживились, начали думать, даже выкрикивать с места ответы. Конечно, было шумно, но такой шум идет на пользу, дает детям необходимую разрядку.

Игра «Угадай-ка»

( На место * нужно подставить необходимую дробь)

        В ходе этой игры хорошо повторяется умножение обыкновенных дробей, отрабатывается   навыки устного счета, так необходимые детям, а также идет подготовка к введению понятия «взаимно обратные числа».

        Так же можно провести небольшое соревнование. В любом классе найдутся 2 соперника, 2 лидера. Им дается одинаковое задание, и они на скорость его решают. Более слабые тоже пытаются решить его, чтобы войти в экспертную группу и проверять правильность решения. Преследуются сразу две цели - сильные ученики стараются обогнать соперника, показать свои способности, а слабым есть шанс поймать сильных на ошибке. Это очень подстёгивает и тех, и других на пути к правильному результату.

        Очень важное место на уроках математики занимает межпредметная связь. Дети зачастую не видят способа применить определённые навыки, полученные ими на уроках в школе. Им кажется, что всё школьное образование не имеет абсолютно никакого отношения к «настоящей» жизни. Поэтому очень важно, проходя тот или иной материал, указать ребёнку сферу и способы применения полученных знаний.

        Наиболее очевидная связь прослеживается между арифметикой и разного рода (арио) денежными операциями. Ребята очень любят решать задачи, в которых требуется что-то купить или узнать цену товара (важно чтобы данные задачи были приближены к действительности), хорошо решают они задачки на движение автомобиля, т. к. многие мальчики помогают своим отцам ухаживать за личной машиной.

        При изучении рациональных чисел можно связать положительные и отрицательные числа с температурой воздуха полезно принести на урок термометр.

        Важное место на уроках математики занимает решение задач на смекалку. Решая нестандартные задачи, пусть с подсказками и помощью учителя, ученики испытывают радость приобщения и творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики. Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении хитроумной задачки, сродни большому открытию учёного. Задачи на смекалку воспитывают ученика, побуждают его к наблюдательности, развивают умение логически мыслить, расширяют его кругозор. Самое главное, что уже через два таких занятия, ребята сами стали приносить мне разные задачки, многие без готового решения, и с нетерпением ждали, когда мы будем решать именно их задачи. Постепенно для них начинала открываться другая сторона математики.
        

        Задачи на смекалку:

1. Имеются два сосуда вместимостью 8 л. и 5л. Как с помощью этих сосудов налить из водопроводного крана 7 литров воды?

2. Деду 56 лет, а внуку- 14 лет. Через сколько лет дедушка будет вдвое старше своего внука?

        Большие значения играет привлечение ребят к внеклассной работе. Во всех школах учителя математики вместе с ребятами проводят всевозможные математические мероприятия.
        Жаль, что зачастую ребята из классов выравнивания не привлекаются к подготовке и проведению этих мероприятий. Я решила изменить эту несправедливость и провести «Математический ринг» среди двух классов выравнивания. Результаты превзошли все мои ожидания. Ребята приготовили плакаты и эмблемы, болельщики очень переживали за свои команды, очень живо отвечали на вопросы и задавали свои домашние заготовки.

Литература:

  1. Левитас Г. Г. Карточки для коррекции знаний по математике для 5—6 классов.— М.: Илекса, 2000.
  2. Левитас Г. Г. Карточки для коррекции званий по математике для 7-9 классов.— М.: Илекса, 2000.
  3. Леонтьева М. Р., Муравин К. С. Дидактические материалы по алгебре для 6-го класса. Пособие для учителей. —2-е изд., перераб. —М.: Просвещение, 1982