конспект урока математики
план-конспект занятия по алгебре (6 класс) по теме

Исманова Рания Файзрахмановна

«Математика в повседневной жизни. Отношения и проценты».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики

«Математика в повседневной жизни. Отношения и проценты».

6 класс

Тема урока: «Отношение и проценты».

Цель урока: 

Предметные: закрепить изученный материал по теме «Отношения и проценты».

Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.

Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать и принимать мнения своих одноклассников.

Личностные: учить использовать полученную информацию для решения образовательных задач.

Метапредметные:  учить обнаруживать пробелы в знаниях и уметь их восполнять.

Задачи урока: 

Образовательные: Закрепить, повторить  и проверить знания учащихся по теме.

Развивающие: Развитие мыслительных операций посредством обобщений, сознательного восприятия учебного материала; развитие зрительной памяти; развитие математической речи учащихся; способствовать развитию творческой деятельности учащихся.

Воспитательные: воспитание активности, чувства ответственности, уверенности в себе, воспитание познавательного интереса, элементов культуры общения.

Тип урока: урок решения учебной задачи (урок закрепления и повторения знаний).

Формы работы:  индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  раздаточный материал (карточки).

Структура урока:

  1. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка цели урока.
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.  Историчекая справка. Устная работа на уроке.
  3. Сообщения учениц Савкиной Анны и Приходько Анастасии. Задания с элементами  исследовательской деятельности.

      IV. Решение задач.

  1. Физминутка.
  2. Решение задач.
  3. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  4. Постановка домашнего задания.
  5. Рефлексия деятельности на уроке.

 

Этап урока 

Цель 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Результат этапа 

I

Самоопределение к учебной деятельности

Организация направленного внимания на начало урока.

Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.

Учитель: На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности.  Какое место в нашей жизни занимает математика? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?

Поэтому сегодня на уроке мы  рассмотрим математику в быту и повседневной жизни,

и продолжим работу по формированию умений решать задачи на проценты.

Учитель: Ребята, переведите 3/10 в проценты.

Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку.

Савкина Анна и Кадацкий Сергей читают стихотворение Владимира Лифшица «Три десятых».

Личностные:
самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

II

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Устная работа на уроке (индивидуальная работа)

Задания на слайдах

Познакомить учащихся с учебной задачей.

Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для повторения материала: сравнение, анализ, обобщение;

Зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде свойств и определения;

Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.

Формирование вычислительных навыков, навыков быстрого счета.

Учитель: Сейчас послушаем Яптика Андрея. Он приготовил историческую справку о возникновении знака процента.

Устная работа: (задания на слайдах)

Ответы:

1.100%-все учащиеся школы;50%-половина всех учащихся школы;    10% -десятая часть учащихся;  25%-четверть учащихся школы.

2. 80%

3. 0,45

4. 1/4

5. 20/25

6. 70%, 20%, 50%

7.     6300р

 Учитель следит за выполнением работы, проводит проверку через м/проектор.

Историческая справка: Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречается в повседневной жизни. Так, мы часто  читаем или слышим, что, например, в выборах приняли участие 52,5% избирателей, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2% жира и т.д.

Знак % произошел,  благодаря опечатке.

В рукописях pro centum часто заменяли словом  « cento » ( сто)  и писали его сокращенно – cto. В 1685 году в Париже была напечатана книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки математики стали употреблять знак % для  обозначения процентов.

Ученики выполняют устные вычисления, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют действия.

Метапредметные результаты: Анализируют учебную задачу и принимают её.

Личностные результаты: 
понимают значимость данной темы.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Коммуникативные: уметь работать индивидуально.

III

Сообщение учениц Савкиной Анны и Приходько Анастасии

Подготовка заданий с элементами исследовательской деятельности

А) Успеваемость класса. (СавкинаАнна)Б) Посещаемость кружков и секций ребятами нашего класса (Приходько Настя)

IV

Решение задач

Рабата в парах

Учитель: Ребята, сейчас вы все отправляетесь на праздничную распродажу игрушек. Всем покупателям предоставляется скидка 10%. Но есть небольшая проблема – забыли поменять ценники.

Каждая группа получает каточку. На обсуждение 3 минуты.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; Познавательные: знать основные определения и алгоритмы решения задач;

Коммуникативные: уметь работать в паре.

V

Физминутка (видеопрезентация 2 минуты)

Дать возможность детям отдохнуть.

Ученики выполняют зарядку.

VI

Решение задач

Работа в парах

Учитель: А сейчас обсудим  актуальную проблему всего человечества – здоровое будущее без вредных  привычек, одной  из которых  является – курение. Большинство  ученых, исследуя отравляющее действие табачного  дыма на  организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека.

Учитель следит за правильностью рассуждений, исправляет недочеты (краткое условие записано на карточках)

Вызывает желающих к доске выполнять задание, следит за правильностью решения.

Проверка:

1)200*0,15= 15 г

2)60 * 0,75= 45 м2

3)150 * 0,05= 7,5 р = 7р 50 к

4)25 * 0,6= 15 минут,  25 – 15 =10 минут.

Задача:

Средний  вес  новорожденного ребенка 3 кг 300 г. Если у ребенка отец курит,  то его вес будет  меньше среднего на 125 г, если курит мать – меньше на 300 г. Определите, сколько % теряет в весе ребёнок, если:  а) курит папа;   б) курит мама.  Ответ округлите до единиц. (4% , 9%).

У доски  работает один ученик, остальные записывают решение в тетрадь.

Повар-кондитер: Сливочное мороженое содержит 15% сахара. Сколько грамм сахара содержится в 200 г мороженого?

Дизайнер:

 Нужно покрасить 60 м2 поверхности стены. 75% работы уже выполнили. Сколько квадратных метров стены покрасили?

Менеджер:

 Набор инструментов стоил 150 рублей. Он подорожал на 5%. На сколько рублей подорожал набор инструментов?

Программист:

Время загрузки антивирусной программы составляет 25 минут. Программа загрузилась на 60 %. Сколько минут осталось до конца загрузки?

Метапредметные результаты: 
Регулятивные: 
оценивать ход и результат выполнения задания;
 Познавательные: знать основные определения и алгоритмы решения задач;
Коммуникативные: уметь слушать и принимать ответы  товарищей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; Познавательные: знать основные определения и алгоритмы решения задач;

Коммуникативные: уметь работать в паре.

VII

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания.

Ребята выполняют индивидуально тест, затем обмениваются работами и выставляют друг другу оценки.

Тест.  Вариант 1

1. Дробь   равна:  (1 балл)

А) 20%        Б) 30%       В) 50%

2. 1% дециметра называют: (1 балл)

А) миллиметр       Б) сантиметр        В) метр

3. 30% от числа 800 равно  (2 балла)

А) 24       Б) 240     В) 2400

4. У мамы 250 р. На покупку книги она истратила 10% этой суммы. Мама истратила: (2 балла)

А) 2,5 р.        Б) 25 р.      В) 5 р.

5. В магазин привезли 25 ц. фруктов. Яблоки составляют 60%, а груши 20% от общего количества фруктов. Всего в магазин груш привезли: (3 балла)

А) 20 ц.     Б) 5 ц.      В) 15 ц.

Вариант 2

1. Дробь   равна:  (1 балл)

А) 20%        Б) 25%       В) 50%

2. 1%  метра называют: (1 балл)

А) миллиметр       Б) сантиметр        В) дециметр

3. 60% от числа 800 равно  (2 балла)

А) 480      Б) 240     В) 2400

4. У мамы 350 р. На покупку книги она истратила 10% этой суммы. Мама истратила: (2 балла)

А) 2,5 р.        Б) 25 р.      В) 35 р.

5. В магазин привезли 25 ц. фруктов. Яблоки составляют 40%, а груши 30% от общего количества фруктов. Всего в магазин яблок привезли: (3 балла)

А) 10 ц.     Б) 5 ц.      В) 7,5 ц.

Личностные результаты: 
самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты:
понимают задание, как его надо выполнить.
Метапредметные результаты: 
Умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Слушают других, высказывают своё мнение.
Регулятивные:
оценивают ход и результат выполнения задания.
Коммуникативные: умеют работать индивидуально
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

VIII

Домашнее задание  

Дать
инструктаж
выполнения домашнего задания.

Учитель: Составьте по данным условиям задачи рецепт сбора от кашля.

Карточка: 

Сбор от кашля

Для приготовления 100 г. лекарства требуется:

Листья мать-и-мачеха – 10%

Листья подорожника – 20%

Трава хвоща полевого – 20%

Цветки клевера лугового – 20%

Цветки первоцвета – 30%

Сколько грамм каждой травы нужно для лекарства?

Учащиеся
задают вопросы по домашнему заданию.

Метапредметные результаты: 
Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания;
Коммуникативные:
Слушают других, высказывают своё мнение.

IX

Рефлексия деятельности.
Оценивание работы в парах, работы каждого ученика.

Обобщить
полученные знания учащихся при выполнении учебного задания. Сформировать личную ответственность за результаты своего труда.

Подвести итог урока и выставить оценки за урок.

-Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Как вы считаете, наша цель достигнута?

-Как вы можете оценить вашу работу в паре?

-Что бы вы посоветовали своим сверстникам?
- А сейчас дайте оценку за работу на уроке себе и своим одноклассникам.
Наше занятие подошло к концу. Спасибо за урок!

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок.










Личностные результаты: 
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Соотнесение цели и результата деятельности.
Метапредметные результаты: 
Регулятивные: оценивать результат выполнения работы своих одноклассников.

Список литературы:

  1. Математика, 5-6: кн. для учителя. /С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Математика.5 кл. Методическое пособие к учеб. комплекту Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина - М.: Дрофа, 2006.
  3. Математика: дидакт. материалы для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Математика: контрол. работы для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, Н.В. Сафонова. – М.: Просвещение, 2006.
  5. Математика: рабочая тетрадь для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович. К.А. Краснянская. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Г.В. Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А. Бунимович и др. - М.: Просвещение, 2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика в повседневной жизни. «Отношения и проценты» 6 класс XV в . XVII в. % XVIII в.

Слайд 2

Историческая справка Слово « процент » происходит от латинских слов pro centum , что означает « на сотню ». Знак % произошел, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом « cento » ( сто) и писали его сокращенно – cto . В 1685 году в Париже была напечатана книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал % . После этой ошибки математики стали употреблять знак % для обозначения процентов.

Слайд 3

Устная математическая разминка 1. Установите соответствие 100%; 10%; 50%; 25%. Четверть учащихся школы; Все учащиеся школы; Десятая часть учащихся школы; Половина всех учащихся школы.

Слайд 4

Устная математическая разминка 2. Выразите обыкновенную дробь в процентах 4% 8% 40% 80% 4 5

Слайд 5

Устная математическая разминка 3. Представьте 45% в виде десятичной дроби 45% 0,45 4,5 0,0045 0,045

Слайд 6

Устная математическая разминка 4. Выразите проценты обыкновенной дробью: 25% 1/4 3/20 1/10 7/10

Слайд 7

Устная математическая разминка 5. Найдите лишнее отношение 10 15 20 25 2 3 14 21 ; ; ;

Слайд 8

Устная математическая разминка 6. Сколько % круга заштриховано? а) в) б) 7 /10 1/5 1/2

Слайд 9

Устная математическая разминка 7. Банк начисляет на вклад ежегодно 5% . Сколько денег будет на счету через год, если было вложено 6000 рублей?

Слайд 10

Выразить в процентах результаты учебной деятельности 6 класса и занятость учащихся во внеурочное время

Слайд 11

Итоги учебной деятельности за первое полугодие

Слайд 12

Занятость во внеурочное время Д.У.М.А. Футбол Волейбол Баскетбол Музыкальная школа ГПД 8 6 12 9 5 4

Слайд 13

Праздничная распродажа. Скидка 10%. 300р. 180р. 1000р. 270р 162р 900р

Слайд 14

Проверка теста Вариант 1 1- А 2- А 3- Б 4-Б 5-Б Вариант 2 1-Б 2-Б 3- А 4-В 5-А «5»- нет ошибок «4» – одна ошибка «3»- две ошибки

Слайд 15

Карточка. Сбор от кашля Для приготовления 100 г. лекарства требуется: Листья мать-и-мачехи – 10% Листья подорожника – 20% Трава хвоща полевого – 20% Цветки клевера лугового – 20% Цветки первоцвета – 30% Сколько грамм каждой травы нужно для лекарства? Составьте рецепт сбора от кашля, переведя проценты в граммы.

Слайд 16

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики

 «Математика в повседневной жизни. Отношения и проценты».

Класс 6

Дата проведения:  01.02.2014г.

Тема: «Математика в повседневной жизни. Отношения и проценты».

Автор учебника:  Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.

Тип урока: урок решения учебной задачи (урок закрепления и повторения знаний).

        В классе 20 человек. На уроке присутствовали 18 учащихся. Большинство учеников  имеют положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Также есть ребята, которые быстро решают, умеют мыслить, анализировать, искать пути решения. Качество знаний по математике в этом классе 57%.

        Материал по теме «Отношения и проценты»  является одним из трудных разделов математики 6 класса, посвященный изучению правил перевода десятичных, обыкновенных дробей в проценты и решению задач на проценты. Ученик должен не только усвоить определения, правила и научиться решать задачи на проценты, а также научиться применять свои знания по данной теме в жизненных ситуациях. К данному уроку дети уже знают, что такое процент, знают правила перевода отношений в проценты,  умеют решать «главные» задачи на проценты. Этот урок является повторительно-обобщающим уроком по данной теме. Ученикам предлагаются задания, связанные с применение понятия % в повседневной жизни людей разных профессий.  

        Урок был проведён в рамках недели методического объединения учителей математики, информатики и физики. Тематика недели была выбрана «Наука и жизнь». Мною была выбрана тема «Математика в повседневной жизни. Отношения и проценты», так как проценты - одно из математических понятий, которое часто встречается в повседневной жизни.        Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.  Для обучения деятельности использовала подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока. В начале урока ученики Савкина Анна и Кадацкий Сергей выступали  со стихотворением «Три десятых» Владимира Лифшица для того, чтобы показать значимость математической науки в  жизни людей. Яптик Андрей подготовил историческую справку о возникновении знака %. Приходько Анастасия и Савкина Анна  выполнили домашние задания с элементами исследовательской деятельности и подготовили краткие отчеты на урок.

При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие цели:

Предметные: закрепить изученный материал по теме «Отношения и проценты».

Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.

Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать и принимать мнения своих одноклассников.

Личностные: учить использовать полученную информацию для решения образовательных задач.

Метапредметные:  учить обнаруживать пробелы в знаниях и уметь их восполнять.

Задачи урока:

Образовательные: Закрепить, повторить  и проверить знания учащихся по теме.

Развивающие: Развитие мыслительных операций посредством обобщений, сознательного восприятия учебного материала; развитие зрительной памяти; развитие математической речи учащихся; способствовать развитию творческой деятельности учащихся.

Воспитательные: воспитание активности, чувства ответственности, уверенности в себе, воспитание познавательного интереса, элементов культуры общения.

Для достижения поставленных целей   я использовала следующие приёмы и методы:

• словесные;

• наглядные (мультимедийная презентация этапов урока, карточки для индивидуальной, парной работы, музыкальная видеоролик для проведения физкультминутки);

• методы устного и письменного контроля и самоконтроля.

 В ходе урока были использованы формы работы учащихся:

- парная;

- индивидуальная;

-фронтальная.

Анализ структуры урок

Организационный момент:

Цель:  подготовить к восприятию, обеспечение нормальной обстановки для работы и психологического настроя учащихся на предстоящую работу на уроке.

Устная работа:

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах. Устный счет на уроке воспринимался наглядно. Чтобы активизировать внимание учащихся, развивать память, сформировать у них познавательный интерес, применила на уроке мультимедийную презентацию и раздаточный материал.

Решение задач:

Задачи: развивать мышление, речь, продолжить работу над запоминанием правил решения задач на проценты, совершенствовать вычислительные навыки.

Применение методов проблемного обучения позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, учить мыслить логически, научно, творчески, формировать такие чувства, как удовлетворенность от учебной работы, положительное отношение к математике.

Важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем деятельности учащихся. Поэтому на уроке применялись различные виды контроля: это и работа учеников в устной работе, при решении задач и итоговый тест, который выполняли ученики самостоятельно  в конце урока. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

Подведение итогов

Структура урока соответствовала цели урока. Темп урока соответствовал обычному ходу. На уроке соблюдался  здоровье сберегающий   режим: смена видов деятельности, динамическая пауза. Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. На заключительной стадии урока была проведена рефлексия, были выставлены оценки, дано домашнее задание и подведены итоги урока. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 5 классе "Математика о вреде курения"

Урок проводиттся с целью профилактики табакокурения на уроках математики. Учащиеся решают задачи и примеру и узнают о вредном влиянии табака на организм человека....

План-конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (урок-путешествие "СОЧИ - 2014")

Тип урока: урок решения задач.Форма проведения урока: урок – путешествие.Цели урока сформулированы с учётом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся.Структура урок...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)

Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....