Метод Горнера.
занимательные факты по алгебре (11 класс) по теме

Семесько Светлана Александровна

Еще один из методов деления многочлена на многочлен. Очень компактный метод, помогает совершать меньше арифметических операций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skhema_gornera.docx130.78 КБ

Предварительный просмотр:

   Схема Горнера.

        Схема Горнера - способ деления многочлена  на бином . Работать придётся с таблицей, первая строка которой содержит коэффициенты заданного многочлена. Первым элементом второй строки будет число а, взятое из бинома :

       После деления многочлена n-ой степени на бином , получим многочлен, степень которого на единицу меньше исходного, т.е. равна . Непосредственное применение схемы Горнера проще всего показать на примерах.

 

Пример №1

Разделить  на , используя схему Горнера.

Решение

       Составим таблицу из двух строк: в первой строке запишем коэффициенты многочлена , расположенные по убыванию степеней переменной. Заметьте, что данный многочлен не содержит х в первой степени, т.е. коэффициент перед х в первой степени равен 0. Так как мы делим на , во второй строке запишем единицу:

       Начнем заполнять пустые ячейки во второй строке. Во вторую ячейку второй строки запишем 5, просто перенеся ее из соответствующей ячейки первой строки:

Следующую ячейку заполним по такому принципу: 

Аналогично заполним и четвертую ячейку второй строки: :

Для пятой ячейки получим :

И, наконец, для последней, шестой ячейки, имеем :

Задача решена, осталось только записать ответ:

       Как видите, числа, расположенные во второй строке (между единицей и нулём), есть коэффициенты многочлена, полученного после деления  на . Естественно, что если степень исходного многочлена  равнялась четырём, то степень полученного многочлена  на единицу меньше, т.е. равна трём. Последнее число во второй строке (ноль) означает остачу от деления многочлена  на . В нашем случае остача равна нулю, т.е. многочлены делятся нацело. Этот результат еще можно охарактеризовать так: значение многочлена  при  равно нулю.

       Можно сформулировать вывод и в такой форме: так как значение многочлена при  равно нулю, то единица является корнем многочлена .

Пример №2

       Разделить многочлен  на  по схеме Горнера.

Решение

       Сразу оговорим, что выражение  нужно представить в форме . В схеме Горнера будет учавствовать именно -3. Так как степень исходного многочлена  равна четырём, то в результате деления получим многочлен третьей степени.

       В этой ситуации остача от деления  на  равна 4. Или, что то самое, значение многочлена  при  равно 4. Кстати, это несложно перепроверить непосредственной подстановкой  в заданный многочлен:

       Т.е., схему Горнера можно использовать, если необходимо найти значение многочлена при заданном значении переменной.

       Если наша цель - найти все корни многочлена, то схему Горнера можно применять несколько раз подряд, - до тех пор, пока мы не исчерпаем все корни, как рассмотрено в примере №3.

Пример №3

       Найти все целочисленные корни многочлена , используя схему Горнера.

Решение

       Коэффициенты рассматриваемого многочлена есть целые числа, а коэффициент перед старшей степенью переменной (т.е, перед ) равен единице. В этом случае целочисленные корни многочлена нужно искать среди делителей свободного члена, т.е. среди делителей числа 45. Для заданного многочлена такими корнями могут быть числа  и . Проверим, к примеру, число 1:

Табл. №1

       Как видите, значение многочлена  при  равно 192 (последнее число в второй строке), а не 0, посему 1 не является корнем данного многочлена. Так как проверка для единицы окончилась неудачей, проверим значение . Новую таблицу для этого составлять не будем, а продолжим использование табл. №1, дописав в нее новую (третью) строку. Вторую строку, в которой проверялось значение , выделим красным цветом и в дальнейших рассуждениях использовать её не будем.

       Можно, конечно, просто переписать таблицу заново, но при заполнении вручную это займет немало времени. Тем более, что чисел, проверка которых окончилась неудачей, может быть несколько, и каждый раз записывать новую таблицу затруднительно. При вычислении «на бумаге» красные строки можно просто вычёркивать.

Табл. №2

       Итак, значение многочлена  при  равно нулю, т.е. число есть корень этого многочлена. После деления многочлена  на бином  получим многочлен , коэффициенты которого взяты из третьей строки табл. №2 (см. пример №1). Результат вычислений можно также представить в такой форме:

                                                 (1)

       Продолжим поиск целочисленных корней. Теперь уже нужно искать корни многочлена. Опять-таки, целочисленные корни этого многочлена ищут среди делителей его свободного члена, - числа 45. Попробуем ещё раз проверить число . Новую таблицу составлять не будем, а продолжим использование предыдущей табл. №2, т.е. допишем в нее еще одну строку:

       Итак, число  является корнем многочлена . Этот результат можно записать так:

                                                                           (2)

Учитывая равенство (2), равенство (1) можно переписать в такой форме:

                                               (3)

       Теперь уже нужно искать корни многочлена , - естественно, среди делителей его свободного члена (числа 45). Проверим еще раз число :

       Число  является корнем многочлена . Этот результат можно записать так:
                                                                                           (4)

С учетом равенства (4), равенство (3) перепишем в такой форме:

                                                           (5)

Теперь ищем корни многочлена . Проверим еще раз число :

       Проверка окончилась неудачей. Выделим шестую строку красным цветом и попробуем проверить иное число, например, число 3:

Итак, . Теперь равенство (5) можно переписать так:

                                                           (6)

Проверим еще раз число 3:

Полученный результат можно записать так (это продолжение равенства (6)):

       Из последней скобки видно, что число  также является корнем данного многочлена. Можно, конечно, формально продолжить схему Горнера, проверив значение , но необходимости в этом нет. Итак, 

       Числа - корни данного многочлена. Причем, так как скобка  в третьей степени, то - корень третьего порядка; так как скобка  во второй степени, то - корень второго порядка; так как скобка  в первой степени, то - корень первого порядка (простой корень).

       Вообще, обычно оформление таких примеров состоит из таблицы, в которой перебираются возможные варианты корней, и ответа:

Пример №4

       Убедиться, что числа 2 и -5 являются корнями многочлена . Разделить заданный многочлен на биномы  и .

Решение

       Степень многочлена  равна 6. После деления на два заданных бинома степень уменьшится на 2, т.е. станет равна 4.

       Конечно, данный метод подбора малоэффективен в общем случае, когда корни не являются целыми числами, но для целочисленных корней метод довольно-таки неплох.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Теорема Безу. Схема Горнера"

Презентация "Теорема Безу. Схема Горнера" предназначена для практических занятий по алгебре для студентов отделения "Математика"...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Методы решения уравнений высших степеней.Схема Горнера.

Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера....

Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера

Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера...

презентация по алгебре 10 класс "Схема Горнера. Теорема Безу"

презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме: "Схема Горнера. Теорема Безу"...

Теорема Безу. Схема Горнера.

Разложение многочлена на множетели и теорема Безу....

Схема Горнера

Презентация обучающейся 10 класса....