Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера
учебно-методический материал по алгебре (11 класс) по теме

Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorner.docx99.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера.                                           

Подобные задания, содержащие уравнения высших степеней, в последние годы стали появляться в ЕГЭ, олимпиадных заданиях по математике, при вступительных экзаменах в ВУЗы. Большинство учащихся с трудом справляются с решением уравнений со степенью выше 3, поскольку в школьном курсе алгебры при непрофильном обучении отводится этой теме малое количество времени, но умение решать такие уравнения необходимо при написании экзамена в форме ЕГЭ, при решении части С, причем математика является обязательным для сдачи предметом.

  1. Методы решения уравнений высших степеней различными способами.
  1. Метод замены переменной.

Пример 1. Дано: (х2-9)2-8(х2-9) +7=0

Решение. Введем новую переменную, обозначив х2-9=t, тогда получаем:

t2-8t+7=0, D=b2-4ac=36, t1=7; t2=1.

Возвращаемся к “старой” переменной х2-9=1, х=±10; х2-9=7, х=±4.

Ответ: х1=+10; х2=-10; х3=-4; х4=4.

Пример 2.  Дано: х(х + 1)(x + 2)(x + 3) = 24

Решение. Перемножим первый и четвертый множители, второй и третий. Получим:

 (х2 + 3х)(x2 + 3x + 2) = 24

Вводим замену: x2 + 3x = t, тогда t(t + 2) = 24, t2 + 2t – 24 = 0, t1 = -6;  t2 = 4. Возвращаемся к “старой” переменной, получим: x2 + 3x = -6, x2 + 3x + 6 = 0, D < 0, уравнение не имеет действительных корней.

Уравнение x2 + 3x = 4 имеет корни х1 = -4, х2 = 1.

Ответ: х1 = -4, х2 = 1.

Пример 3. Дано: (х – 4)(х2 + 15 + 50)(х – 2) = 18х2

Решение. Разложим на множители х2 + 15 + 50.

х2 + 15 + 50 = 0, х1 = -5, х2 = -10, тогда х2 + 15х + 50 = (х + 5)(х + 10).

Уравнение примет вид: (х – 4)(х + 5)(х + 10)(х – 2) = 18х2

Так как (-4)•5 = -20, 10•(-2) = -20, то перемножая первую скобку со второй, третью с четвертой, будем иметь: (х2 + х – 20)( х2 + 8х – 20) = 18х2

Поскольку х = 0 не корень, разделим обе части уравнения на х2 . Получим:

 =

)=18

Вводим замену: , тогда (t+1)(t+8)=18, т.е. t2+9t-10=0, t1= -10, t2 = 1.

Вернемся к исходной переменной:

  1. ;

Решим первое уравнение х2 + 10х – 20 = 0, D = 180, х1=; х2=

Решим второе уравнение х2 - х – 20 = 0, D =81, х3 = - 4, х4 = 5.

Ответ: х1=; х2=;  х3 = - 4, х4 = 5.

Пример 4. Дано:

Решение. Произведем преобразования в числителе дроби: х4+324=х4+182,

2+18)24+36х2+324, тогда х4+324= х4+36х2+324-36х2. Получим:

Приведем левую и правую части к одному знаменателю:

Приравняем к нулю. Получим:

Решим уравнение в числителе методом группировки:

Разложим на множители , приравняв к нулю:

, введем новую переменную: х2=t, получаем:

D=

х1,2 = = . Тогда:

х2-25=0,                    или            х2+6х+18=0

х=                                         D=36-72=-36, D<0 – решений нет, т.е. вся парабола                                                                   полностью лежит выше Ох  и не пересекает ее.

Числитель равен нулю при х=5; -5, а знаменатель никогда не будет равен нулю.

Ответ: х=±5.    

Пример 5.   Дано: (х-1)42+2х-73

Решение.  Преобразуем:

(х-1)4-(х2-2х+1)-72, (х-1)4-(х-1)2-72.

Введем новую переменную:  (х-1)2=t, t2-t-72=0, D=1+288=289

t1,2=.

Возвращаемся к «старой» переменной:

  1. (х-1)2=9,                          2) (х-1)2=-8

х2-2х+1-9=0,                                       х2-2х+1+8=0 ,                              

х2-2х-8=0                                            х2-2х+9=0                                            

D=4+32=36                                        D=4 - 36= -32, D<0 – решений нет.

х1,2=

Ответ: х=4;-2.

Пример 6. Дано: (х2-2х-1)2+3х2-6х-13=0

Решение. Выполним преобразования: (х2-2х-1)2+3(х2-2х-1)-10=0.

Введем новую переменную: х2-2х-1=t

T2+3T-10=0

D=49                   х1,2=

Возвращаемся к «старой» переменной:

  1. х2-2х-1=-5,                          2) х2-2х-1=2

 х2-2х-1+5=0,                              х2-2х-1-2=0 ,                              

х2-2х+4=0                                    х2-2х-3=0                                            

D=4-16=-12, D<0 – решений нет.   D=16

                                                        х1,2=

Ответ: х=3;-1.

Пример 7. Дано:

 - не является корнем уравнения

Разделим обе части уравнения на (х-1)2, получим

Введем замену.

Пусть , тогда

;

                        или                        

                                        

;                                         ;

Ответ: ; ; ;

Пример 8. Дано:

Решение. В левой части выделим полный квадрат разности:

 

Сгруппируем первый, второй и четвертый члены:

Вводим замену: t2 + 18t – 40 = 0; t1 = -20, t2 = 2.

Вернемся к “старой” переменной, получим:

Ответ: , .

Пример 9. Дано:

Решение. х = 0 не является корнем уравнения, поэтому числитель и знаменатель каждой дроби делим на х:

 ,

вводим замену:

 , тогда

Решим это уравнение:

 

 

Вернемся к “старой” переменной:

Решаем первое уравнение х2 – 14х + 15 = 0

; .

Второе уравнение не имеет действительных корней.

Ответ: ;.

Пример 10. Дано: 

Решение. Раскроем скобки в правой части уравнения. Получим:

Введем новые переменные: (х-1)2=а; (х+1)2=b, получаем:

а2+9b2-10аb=0, поделим на а2, 1+9(2-10(), вводим новую переменную и решаем квадратное уравнение:

9t2-10t+1=0, D=100-36=64, t1,2=

Возвращаемся к «старым» переменным: 1) (х+1)2=(х-1)2; 2) (х-1)2=9(х+1)2.

Решаем уравнения:

  1. х2+2х+1=х2-2х+1,                     2) х2-2х+1=9х2+18х+9,

4х=0,                                              -8х2-20х-8=0

х=0.                                                  D=400-64∙4=144

                                                                     х1,2=

Ответ: х=0; -2; -

  1. Метод группировки.

Пример 1. Дано:

Решение. Сгруппируем слагаемые в левой части, но следует заметить, что х=0; х=-1; х=-3; х=-4 не могут быть решениями. Получим:

,

Проводим преобразования и получаем:

+

2(х+2)(,

2(х+2)=0,              или           

х1=-2.                                   Введем замену: х2+4х=t, тогда

                                            Решая уравнения, получаем:

                                                    

Подставляем значение t, получаем уравнение:

х2+4х=,

х2+4х+1,5=0,

D=16-6=10,                                        

х2,3=                         Ответ: х1=-2; х2=-2+; х3= -2-.

Пример 2. Дано: х4+2х3+2х+1=0

Решение. Поделим на уравнение на х2, получим:

х2+2х+ перегруппируем слагаемые таким образом:

2+ 

(х+2-2+2(

вводим новую переменную: t= х+, t2+2t-2=0, D=4+8=12,

t1,2==

Подставляем обратно:

  1. х+

x2 + (1− )x +1 = 0, D=-1-2 <0 – решений нет.

  1. х+=,

x2 + (1+ )x +1 = 0, D=,

х1,2=.

Ответ. х1,2=

Пример 3. Дано:  х43-72х2+9х+81=0

Решение. Поделим уравнение на х2 и сгруппируем:

х2+х-72+=0,

2++(х+ проведем некоторые преобразования до полного квадрата в одной из скобок, получим:

2+18++(х+,

(х+)2+( х+)-90=0, вводим новую переменную: t= х+, решаем уравнение:

t2+t-90=0, D=1+360=361,

t1,2= Решаем уравнения, подставляя значения t:

  1. х+=-10,    х0

х2+10х+9=0, D=100-36=64

х1,2=

  1. х+=9,   х0

х2-9х+9=0, D=81-36=45

х3,4=.

Ответ: х1 х2=-1; х3,4=

  1. «Схема Горнера»

 Определение. Уравнение р0хn+p1xn-1+p2xn-2+…+pn-1x+pn=0, где n – натуральное число, а - произвольные постоянные коэффициенты, называется целым рациональным уравнением n – й степени.

Теорема. Если целое рациональное уравнение с целыми коэффициентами имеет целые корни, то они являются делителями свободного члена.

Теорема Безу. Остаток от деления многочлена р0хn+p1xn-1+p2xn-2+…+pn-1x+pn на двучлен х-а равен Р(а).

Рассмотрим решение уравнений высших степеней, используя метод деления с помощью схемы Горнера:

Если р0хn+p1xn-1+p2xn-2+…+pn-1x+pn=(b0xn-1+b1xn-2+…+bn-2x+bn-1)(x-a)

P0

P1

P2

P3

Pn-1

Pn

a

b0=p0

b1=p1+b0

b2 =p2+b1

b3=p3+b2

bn-1=pn-1+bn-2 a

bn=pn+bn-1 a

Пример 1. Дано: . Делители свободного числа: , но это  очень большое количество делителей, поэтому можно воспользоваться тем, что если сумма коэффициентов равна 0, то один из корней 1.

1-5-9+41+32-60=0 1 – корень.

 

1

-5

-9

41

32

-60

1

1

-4

-13

28

60

0

2

1

-2

-17

-6

20

 -

3

1

-1

-16

-20

0

 

4

1

3

-4

0

 

 

5

1

4

4

0

 

 

х-1=0,    или    х-3=0,    или   х-5=0,    или   (х+2)2=0,

х=1.                 х=3.                 х=5.                 х=-2.    

Ответ: 1; 3; 5; -2.

Пример 2. . Делители свободного числа:

 

1

-1

-8

14

1

-13

6

1

1

0

-8

6

7

-6

0

1

1

1

-7

-1

6

0

 

1

1

2

-5

-6

0

 

 

-1

1

1

-6

0

 

 

 

(х-1)3=0,   или     х+1=0,    или    х+3=0,         х-2=0,

х=1.                     х=-1.                  х=-3.            х=2.

Ответ: 1; -1; -3; 2.

Пример 3. Решить уравнение: х3 – 5х + 4 = 0

Определим корни многочлена третьей степени

:± 1; ± 2; ± 4

f(1) = 1 – 5 + 4 = 0

Одним из корней является  х = 1

1

0

– 5

4

1

1

1

– 4

0

х3 – 5х + 4 = 0

(х – 1) (х2 + х – 4) = 0

х-1=0,          или     х2 + х – 4=0

х=1.                       D = 1 + 16 = 17

                              х1 = ;   х2 = 

Ответ: 1; ; .

Пример 4. Дано: 6х4-29х3-89х2-19х+35=0

Решение. Делители свободного числа: .

Находим по схеме Горнера целочисленные решения уравнения:

6

-29

-89

-19

35

1

6

-23

-112

-131

-1

6

-35

-54

35

0

5

6

1

-84

-439

7

6

13

2

-5

0

Итак, 6х4-29х3-89х2-19х+35=(х+1)(х-7)(6х2+7х-5)=0,

х+1=0   или х-7=0    или  6х2+7х-5=0          

х1=-1, х2=7, х3,4=.

Ответ:

Пример 5. Решить уравнение: х5+5х-42=0

Решение. Делители свободного числа:

Находим по схеме Горнера целочисленные решения уравнений:

1

0

0

0

5

-42

-1

1

-1

1

-1

6

1

1

1

1

1

6

-2

1

-2

4

-8

21

2

1

2

4

8

21

0

Корень

 х4+2х3+4х2+8х+21=0

Делители свободного числа:

1

2

4

8

21

-1

1

1

3

5

6

1

1

3

7

15

36

-21

1

-19

403

-8455

177576

21

1

23

487

10235

214956

Ответ: х=2.

Пример 6. Дано: х4-8х+63=0

Решение. Делители свободного числа:

Решаем по схеме Горнера:

1

0

0

-8

63

-1

-1

1

-1

-7

70

1

1

1

1

-7

70

-63

1

63

-3969

Не корень

63

1

63

3969

Не корень

Ответ: решений нет.

Пример 7. Решить уравнение: х4-4х3-13х2+28х+12=0

Решение. Делители свободного числа:

По схеме Горнера находим целочисленные решения уравнения:

1

-4

-13

28

12

1

1

-3

-16

12

24

2

1

-2

-17

-6

0

Корень

3

1

-1

-16

-20

-3

1

-7

8

4

0

Корень

Уравнение принимает вид: (х-2)(х+3)(х2 -5х-2)=0

х-2=0    или   х+3=0   или  х2 -5х-2=0

х1=2, х2=-3, х3,4=

Ответ:  х1=2, х2=-3, х3,4=

Список литературы:

  1. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч.1 Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень). А.Г. Мордкович. Изд. «Мнемозина», 2010.
  2. Профильное обучение математике старшеклассников. Учебно-дидактический комплекс. – Новосибирск. Сиб. унив. изд-во, 2003.
  3. Математика. Интенсивный курс подготовки к экзамену. О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. Москва, изд. “Айрис”, 1997.
  4. Звавич Л. И., Шляпочник Л. Я., Чинкина М. В., Алгебра и начала анализа 8–11. Дидактические материалы, М: Дрофа, 1999.
  5. Ивлев Б. М., Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа: учебное пособие для 10–11 классов средней школы, М: Просвещение, 1990.
  6. М. И. Шабунин. Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 10-11 классов.
  7. Тумаркин Л.А. «История математики», Москва, 1975 г.
  8. Иванов К. Б., Сборник задач для старшеклассников, Волгоград, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы решения уравнений высших степеней

Проект урока по алгебре в 11 классе.Составлен по УМК А.Г. Мордковича....

Методы решения уравнений высших степеней.Схема Горнера.

Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера....

конспект урока с презентацией по теме "Методы решения уравнений второй степени"

Конспект урока  предназначен для проведения урока по алгебре в 9 классе. К конспекту прилагается презентация. Тип урока - изучение нового материала....

Исследовательская работа ученика 9 класса Степанова Андрея : "Методы решения уравнений высших степеней"

Исследовательская работа ученика 9 класса Степанова Андрея : "Методы решения уравнений высших степеней"...

Занятие элективного курса "Методы решения уравнений высших степеней"

Семинарское занятие по решению уравнений высших степеней.Рассматриваются различные методы их решения.Метод разложения на множители.Понижение степени уравнения.Применение теоремы Безу. Деление многочле...

Программа элективного курса по алгебре для учащихся 11 классов. " Методы решения уравнений высших степеней"

Учащиеся средней школы умеют решать по формулам квадратные уравнения, умеют применять теорему Виетта для приведенных квадратных уравнений ; решают биквадратные уравнения, но уравнения высших степеней ...

Урок алгебры в 10 классе (занятие элективного курса) по теме «Методы решения уравнений высших степеней».

На занятии изучается методика решения уравнений высших степеней. Рассматриваются два метода: разложение на множители и замена переменной. Понижение степени уравнений с помощью деления многочленов ...