Проект по созданию сборника задач по математике с элементами краеведения
проект по алгебре (6 класс) по теме

Проект по созданию сборника задач по математике для 5-6 классов на основе краеведческого материала. Авторские задачи позволяют воспитывать любовь и уважение к родному городу, чувство гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения. Задачи с краеведческим содержанием хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение таких задач в урок делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Цели проекта:

  • обучение школьников составлению и решению текстовых задач;
  • усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде всего с историей;
  • составление сборника задач о своем городе;
  • демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon yarmarka_pedagogicheskikh_idey.zip2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учителей математики по созданию сборника задач по математике с элементами краеведения.

(Мякина Т.Н., Мочалова Г.А., Комарова Л.Н.)

 (слайд 1)  Мы представляем результат проекта по созданию сборника задач по математике для 5-6 классов на основе краеведческого материала.

    Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно  выполнять оценочные действия. Навыки устного счета и действия с натуральными числами необходимы всем. Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формированию у школьников вычислительных навыков и умений решать несложные практические задачи.    

    Однако, как показывает практика, вычислительные навыки вызывают затруднения у многих учащихся. Как же решить эту проблему? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей материала. Мышление учащихся 5-6 классов конкретно и развивать его надо в деятельности с конкретными объектами и величинами. Вот поэтому для данного проекта мы  выбрали 5-6 классы.

(слайд 2)  Авторские задачи позволяют воспитывать любовь и уважение к родному городу, чувство гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения.

 (слайд 3)   Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора  пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные прежде всего ему самому. Для нас же важно, что придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую

 суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес у ребят вызывает составление задач на материале краеведения.

(слайд 4)  Работа над проектом включала несколько этапов.

I этап. Знакомство учащихся с проектной деятельностью.

II этап. Знакомство учащихся с памяткой “Как составить задачи на краеведческом материале”.

III этап. Сбор фактических данных о Муроме для составления задачи.

IV этап. Процесс составления задачи.

V этап. Оформление задач в печатном виде с иллюстрациями

VI этап. Проверка и оценка авторских задач.

VII этап. Выпуск сборника задач по математике для 5-6 классов

(слайд 5)  5-6 классы   разделились на 9 групп. Каждая группа выбрала из предложенных 9-ти тем одну. Эти темы звучали так:

– Действия с натуральными числами (1 гр.)

– Действия с десятичными дробями (2 гр.)

– Делимость чисел (3 гр.)

– Диаграммы (4 гр.)

– Действия с обыкновенными дробями (5 гр.)

– Пропорции (6 гр.)

-- Проценты (7 гр.)

-- Действия с положительными и отрицательными числами (8гр.)

-- Модуль (9 гр.)

(слайд 6) Учащимся была выдана памятка по составлению задач используя краеведческий материал.

 Памятка.

1) Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, в книге Пудкова Д.П.- Муром, исторических справочниках, Интернете и др. источниках).

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения.

3) Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и краеведения.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…

4) Правильное оформление задачи.

Требования:

– наличие исторической справки;

– корректность формулировки условия;

– наличие подробного решения;

(слайд 7)

 Цель проекта:

  • обучение школьников составлению и решению текстовых задач;
  • усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде всего с историей;
  • составление сборника задач о своем городе;
  • демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.

 

(слайд 8)

Общая характеристика проекта

Тип проекта: практико-ориентированный.

Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.

Применяемые умения:

– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);

– предметные (математические).

База выполнения: школьная.

Формы обучения: групповая и индивидуальная (9 групп).

Продолжительность выполнения: средней продолжительности – 6 месяцев.

Средства обучения: печатные, наглядные.

Формы продуктов деятельности: печатный сборник .

 (слайд 9)

Задачи с краеведческим содержанием хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение таких задач в урок делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Разнообразные задачи с краеведческим содержание поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Дети, как правило, стремятся решать такие задачи побыстрее, чтобы узнать новое о своем родном крае.

Мы считаем, что использование таких задач на уроках позволяет учащимся овладеть знаниями по математике более непринужденно и легко. Мы также считаем, что необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач по математике для 6-7 классов "Обыкновенные дроби"

Данный  сборник   является  дополнительным  материалом  к  программе по математике  6 – 7  классов издательство «ВЛАДОС» 2001г. Он адресован учителям матем...

сборник задач по математике 5-6 классы по движению

задачи на встречное движение  ,  движение в разных направлениях,  движение в одном направлении с натуральными и десятичными числами . Пользуемся определением скорость удаления и встречн...

сборник задач по математике для5-6 классов

сборник содержит задачи на движение : встречное , водном напрвлении, в противоположные стороны ,которых не хватает в учебниках...

Конспект урока по математике с элементами краеведения в 5 классе "Задачи о родном крае"

Конспект урока математики с элементами краеведения в 5 классе "Задачи о родном крае"...

Сборник задач по математике "Математика и кошки"

Данный сборник задач составлен с помощью ребят 5-х классов и интернет ресурсов. Все задачи в сборнике каким-то образом связаны с кошачьей натурой.Материал представленный в данном сборнике может б...

Сборник задач по математике для учащихся 5-7 классов «Задачи о родном крае»

В сборнике собраны задачи об истории и географии Ульяновской  области и Старокулаткинского района....