Роль учителя в проектной деятельности учащегося
статья по алгебре по теме

Курмашева Ануза Азгаровна

В данной статье раскрывается роль учителя в проектной деятельности  обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_uchitelya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Курмашева Ануза Азгаровна

Учитель математики

МБОУ « Азбабинская СОШ» Апастовского муниципального района РТ

Роль учителя в проектной деятельности учащегося

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
 
Приобщение школьников к проектной деятельности  позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Полноценная познавательная деятельность старших школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть, не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Эта деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале. Приобретённые навыки экспериментальной работы и освоение принципов проектной  деятельности находят своё дальнейшее развитие. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации.

         Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.
Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.
        Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.
              Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не находится места для оценки оригинальности замысла и для творческого подхода, то процесс учения теряет в глазах подростка свою привлекательность; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.
       Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных.
Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое учебное пособие, «шпаргалку» по трудной теме, фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль и т.п.).

Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебным проектом.
         Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос,
зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.
             Следующий шаг —
как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
         Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с пятого класса. Кстати, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта.

Можно говорить о том, что в совокупности все это развивает интеллект, стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует самостоятельному критическому осмыслению научных результатов, что так важно для молодого начинающего исследователя, которого мы хотим воспитать уже в школе.

Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо ли говорить, сколь важно старшекласснику научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть. Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству кого-либо из педагогов школы, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие. Инициатором сотрудничества и активной стороной взаимодействия в данном случае является школьник. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным.
        Одной из особенностей работы над персональным проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах — это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям. Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы

В результате работы я убедилась в том, что проектная деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Мои ученики приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:

учебно-познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки)

информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее при помощи технических средств)

коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, умение толерантным, презентовать себя).

компетенция личностного самосовершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в проектной деятельности учащегося

Педагогическое эссе о  роли учителя в пректной деятельности учащегося...

Роль учителя в проектной деятельности

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Я считаю, что именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различн...

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РОЛИ КНИГОИЗДАТЕЛЕЙ

Статья посвящена актуальному вопросу воспитания в детях любви к книге. В статье описывается опыт воспитания любви к книге через организацию проектной деятельности учеников в роли книгоиздателей. Стать...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...