Статья "Анализ контрольной работы"
статья по алгебре по теме

Белова Людмила Григорьевна

В изучении математики очень важно не допустить пробелов в знаниях и умениях учащихся. В данной статье я остановлюсь на одной из ее составляющих – умении учеников анализировать контрольную работу, находить и исправлять допущенные ошибки .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

В изучении математики очень важно не допустить пробелов в знаниях и умениях учащихся. В данной статье я остановлюсь на одной из ее составляющих – умении учеников анализировать контрольную работу, находить и исправлять допущенные ошибки .

Работать над ошибками – учиться видеть их и исправлять – не менее важно , чем отрабатывать тот или иной навык .К тому же умение видеть и исправлять ошибки, безусловно, способствует и совершенствованию конкретных учебных умений и навыков.
Для выработки указанного умения большое значение приобретают уроки « Анализ контрольной работы». Многие учителя являются приверженцами анализа контрольной работы посредством решения упражнений , аналогичных тем, в которых учащиеся сделали много ошибок.
Не отвергая подобной формы проведения таких уроков , считаю , однако, целесообразным основную часть времени уделять самостоятельной работе большинства учеников над своими ошибками.
Но этому учащихся, конечно , надо учить . Начинать такую работу следует с 5-го класса. Несколько анализов ( по обстоятельствам ) можно провести так : на доске записать полностью выполненную контрольную работу. Задача учащихся – увидеть свои ошибки и в работе над ошибками записать верное решение. Попутно, естественно, прошу учащихся , если что-то не ясно , задавать вопросы . Чтобы активизировать деятельность учеников , не допустить неосознанного списывания , время от времени задаю им вопросы : « Почему ты допустил ошибку? (т. е. какого правила не применил ? )», « Что нужно знать, чтобы ошибку не повторить ?»
Вначале вопросы следует ставить по наиболее распространенным ошибкам , привлекая весь класс к прослушиванию обоснованных ответов , показывая анализируемый момент работы на доске ( видеть правильное решение перед глазами). Затем необходимо дать возможность учащимся поработать самостоятельно, учитель в это время проводит индивидуальные консультации. Следует отметить, что дети охотно участвуют в такой работе и интересуются ее результатами.
Иногда полностью, иногда частично оценки за работу над ошибками выставляю в журнал. При этом оценивается умение ученика увидеть свои ошибки , заметить расхождения в записях , понять , какого характера эти расхождения ( могут быть различные варианты одного и того же решения), оценить их для себя ( как лучше , ведь не обязательно лучше у учителя ), а также полнота исправления ошибок.
Учащиеся, получившие за контрольную работу « 5», тоже сверяют свое решение с выполненным на доске , обращают внимание на несовпадающие записи, выясняют причину такого несовпадения . После этого они либо привлекаются к консультационной работе со « слабым» учеником , либо получают дополнительное нестандартное задание.
Домой можно дать упражнения из учебника, подобные тем, в которых допущены ошибки в ходе выполнения контрольной работы . Для тех , у кого их одна-две или ни одной, дается нестандартное задание.
Так я начинаю учить учащихся находить и исправлять ошибки , подчеркивая , что ошибиться может каждый , но успеха достигает лишь тот , кто умеет увидеть и исправить свои ошибки 
На следующем этапе целесообразно на доске оставить текст контрольной работы и ответы к заданиям . Задачи перед учащимися те же: увидеть и исправить ошибки , но теперь они уже не видят правильного решения , а ищут его сами . Продолжаю учить детей находить причину ошибки сначала коллективно , затем самостоятельно. Тут уже есть за что выставлять оценку: сам нашел - сам исправил!
В следующих классах учащиеся уже будут считать нормой находить пути к исправлению ошибок, роясь в учебнике-лучшем друге и подсказчике, в тетрадях, находя решения аналогичных задач. Хотя такая работа и трудна, кропотлива , но это один из способов привития учащимся навыков самостоятельной деятельности. Да и в нравственном смысле это важно . Ведь не зря говорят на ошибках учатся.
Иногда учащимся можно предложить сделать работу над ошибками дома. При этом на уроках анализа контрольной работы должны присутствовать следующие этапы:
а) общий анализ контрольной работы;
б) объяснение задания, с которым не справились
большинство учащихся; 
в) демонстрация лучших работ.
Целесообразна и такая работа , когда дома предлагается еще раз выполнить ту же контрольную работу , которая была дана в классе , а затем на уроке , посвященном ее анализу , сверить решения . Это тоже помогает находить ошибки , сравнивать различные решения , отмечать наиболее рациональные из них.
В заключение следует сказать , что описанная методика работы над ошибками дает хорошие результаты: учащиеся приобретают навык самостоятельной работы, учатся серьезнее относиться к своей деятельности, а в итоге появляется и большая заинтересованность предметом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс"  авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...

Комплексные числа.Контрольная работа №1 и контрольная работа №2

Контрольная работа №1 и №2 по теме " Комплексные числа" на курсах "Учитель профильной школы"...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого бизнеса для студентов заочной формы обучения Специальность

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  поПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК.04.02. Учет и анализ хозяйственной деятельности для студентов заочной формы обучения

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  по  ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводстваМДК.04.02. Учет и анализ хо...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление структурным подразделением организации для студентов заочной формы

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  по  ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление ...

Контрольная работа №8 Итоговая контрольная работа

Контрольная работа №8Итоговая контрольная работа...