Задачи с практическим содержанием по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии
презентация к уроку (алгебра, 9 класс) по теме

Патрина Татьяна Николаевна

В данной презентации представлены математические задачи с практическим содержанием - это задачи, которые связаны с применением математики в технике, физике, экономике, биологии, а также в быту.

Использование задач как средства мотивации знаний, умений и методов создает условия для реализации в процессе введения нового учебного материала связи обучения математике с жизнью, развития межпредметных связей. Эти задачи не являются математическими, но решаются математическими методами и приемами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи с практическим содержанием по теме : «Арифметическая и геометрическая прогрессии» Выполнила: Патрина Татьяна Николаевна, учитель математики, 1 квалификационная категория, МБОУ «Школа №120», г.Казань Средняя школа №120 с углубленным изучением отдельных предметов

Слайд 2

Содержание: Арифметическая прогрессия Теория Задачи для самостоятельного решения Геометрическая прогрессия Теория Задачи для самостоятельного решения Занимательные задачи на применение формул прогрессий

Слайд 3

Арифметическая прогрессия: Арифметической прогрессией называется ряд чисел, в котором каждое число, начиная со второго, равняется предыдущему, сложенному с одним и тем же постоянным числом Формула п - го члена: а п = а 1 + d (п-1) d - разность арифметической прогрессии: d = а п+1 - а п Характеристическое свойство: а п = (а п-1 + а п+1 ): 2 Формулы суммы п - первых членов:

Слайд 4

Задача 1: Диаметры пяти шкивов, насаженных на общий вал, образуют арифметическую прогрессию. Найти диаметры шкивов, если сумма первого и третьего составляет 268 мм, а второго и четвертого - 316 мм. Решение: По условию задачи а 1 + а 3 = 268; а 2 + а 4 = 316, найти требуется а 1, а 2, а 3, а 4, а 5 Составим и решим систему уравнений, используя формулу а п = а 1 + d ( п -1) Подставив полученные значения в формулу а п = а 1 + d ( п -1), найдем остальные значения а 2 = 134, а 3 = 158, а 4 = 182, а 5 = 206 Ответ: 110, 134, 158, 182, 206

Слайд 5

Задача 2: За изготовление и установку первого железобетонного кольца колодца заплатили 100 уе ., а за каждое следующее кольцо платили на 20 уе . больше, чем за предыдущее. Средняя стоимость одного кольца и его установки оказалась равной 220 уе . Сколько колец было установлено? Решение: По условию задачи а 1 = 100, d = 20, S n : n = 220, а найти требуется n . По формуле: значит S n : n = ( 2 а 1 + d ( п -1)):2 220 = (2·100 + 2( п -1)):2 440 = 200 + 2 п – 2 п = 13 Ответ: 13

Слайд 6

Задача 3: За первый день было вспахано 100 га пашни, а в каждый последующий день - на 3 га больше, чем в предыдущий. Найти, сколько гектаров пашни было вспахано за 19 дней. Решение: По условию задачи а 1 = 100, d = 3, n = 19, значит найти требуется S 19. По формуле: Ответ: 2413

Слайд 7

Задача 4: Два тела, находясь на расстоянии 153 м друг от друга, начали двигаться одновременно навстречу друг другу. Первое тело движется со скоростью 10 м/с, второе в первую секунду прошло 3 м, а в каждую последующую - на 5 м больше, чем в предыдущую. Через сколько секунд тела встретятся? Решение : Первое тело движется равномерно, и поэтому путь, пройденный этим телом, вычисляется по формуле: S= V·t . Движение второго тела подчиняется законам арифметической прогрессии где а 1 = 3, d = 5 Поэтому необходимо найти t . Из условия задачи получаем уравнение: 5 t 2 + 21 t -153 =0 t 1 =6, t 2 = -10,2 Второй корень не удовлетворяет условию t   Ответ: 6

Слайд 8

Задачи для самостоятельного решения: За изготовление и установку первого железобетонного кольца заплатили 100 уе ., а за каждое следующее кольцо платили на 20 уе . больше, чем за предыдущее. На постройку колодца израсходовали 9 колец. Какова стоимость колодца? Ответ:1620 За рытье колодца оплачивается за первый метр глубины 150 уе ., а за каждый следующий – на 10 уе . больше, чем за предыдущий. Вычислить стоимость работы, если глубина колодца составила 10 м. Ответ:1950 Шар, катящийся по желобу, в первую секунду проходит 0,6 м, а путь, пройденный в каждую следующую секунду, увеличивается на 0,6 м. Сколько секунд будет двигаться шар по шестиметровому желобу? Ответ:4 Турист, двигаясь по пересеченной местности, за первый час пути прошел 800 в, а за каждый следующий час проходил на 25 м меньше, чем за предыдущий. Сколько времени он потратил на путь, равный 5700 м? Ответ: 8

Слайд 9

Геометрическая прогрессия: Геометрическая прогрессия - это ряд чисел, каждое из которых получается из предыдущего умножением его на некоторое постоянное для этого ряда число Формула п - го члена: b п = b 1 · q n ­ 1 q - знаменатель геометрической прогрессии: q = b n +1 : b n Характеристическое свойство: Формулы суммы п - первых членов:

Слайд 10

Задача 1: Известно, что бактерия в питательной среде через каждые полчаса делится на две. Сколько бактерий может образоваться из одной бактерии за 10 часов? Решение: Бактерия была одна, следовательно, b 1 =1. Она делится на две, значит q =2 , а так как время деления полчаса, то за 10 часов произойдет 20 делений и нам нужно найти b 21 По формуле b п = b 1 · q n ­ 1 b 21 = 1·2 20 =1048576 ≈ 1,05·10 6 Ответ: 10,5·10 6

Слайд 11

Задача 2: После каждого качания поршня под колоколом воздушного насоса давление воздуха уменьшается на 0,83 начального давления. Определить, как велико будет давление воздуха под колоколом после 15 качаний, если первоначальное давление было равно 760 мм ртутного столба. Решение: Из условия задачи получаем, что b 1 =760; q = 0,83; n = 16, а найти необходимо b 16 . По формуле b п = b 1 · q n ­ 1 , значит: b 16 = 760 ·0,83 15 ≈ 46,45 Ответ: 46,45

Слайд 12

Задача 3: Мощности пяти электромоторов составляют возрастающую геометрическую прогрессию. Мощность первого 5 кВт, а третьего 9,8 кВт. Рассчитать мощности остальных электромоторов (ответ дать в кВт). Решение: По условию задачи b 1 =5; b 3 =9,8; n = 5, значит нам необходимо найти b 2, b 4, b 5 Для решения применим формулы: q = b n +1 : b n , b п = b 1 · q n ­ 1 , По условию задачи для того, чтобы найти остальные значения, найдем q , q = b 2 : b 1 = 7:5 = 1,4 b 4 = 9,8 ·1,4 = 13,72 b 5 = 13,72 ·1,4 = 19,208 Ответ: 7; 13,72; 19,208

Слайд 13

Задача 4: В сберегательный банк внесли вклад в размере 10000 рублей с доходом 2% годовых. Какую сумму выплатит банк вкладчику через 4 года? (ответ дать в рублях) Решение: За один год банк выплатит S 1 = b 1 + b 1 q=b 1 · (1+q) , где b 1 - вклад, q - процентная ставка. За 2 года S 2 = S 1 + S 1 q = S 1 (1+q) , но S 1 =b 1 · (1+q) , следовательно, S 2 = b 1 · (1+q) 2 . Тогда за n лет S n = b 1 · (1+q) n Найдем по этой формуле S 4 , S 4 = b 1 · (1+q) 4 10000·(1+2%:100%) 4 = 10000 · 1,02 4 = 10824,32 10824 руб. 32 коп. Ответ:10824,32

Слайд 14

Задача 5: Два товарища поспорили о том, что река должна покрыться льдом не ранее 20 декабря. Они условились, что если река покроется ледяным покровом раньше, то первый из них платит, а если позже, то получает за первый день 1 рубль, а за каждый последующий день в 1,5 раза больше. Река покрылась льдом 12 декабря. Сколько заплатит первый? (ответ дайте в рублях, округлив до единиц) Решение: 1 день-1 руб , 2 день-1·1,5 руб , 3 день-1·1,5·1,5 руб. Получаем геометрическую прогрессию, где b 1 =1; q = 1,5. Соответствие дней и членов геометрической прогрессии следующее: 12 декабря- b 1 , 13 декабря- b 2 ,…, 19 декабря- b 8 . Получилось n = 8. Применим формулу суммы: посчитаем S 8 S 8 = 1 · (1,5 8 ­ 1) = 49,26 ≈ 49 ( руб ) Ответ: 49

Слайд 15

Задачи для самостоятельного решения: Какое количество древесины будет на участке через 6 лет, если первоначальное количество древесины было 40000 м³, при условии, что ежегодный прирост древесины составляет 10%? Ответ: 70,8 тыс м³ Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две, а каждая из них к концу следующих 20 минут вновь делится на две и т.д. Найти число бактерий, образовавшихся из одной бактерии к концу суток. Ответ:2 72 Клиенту в банке предлагают сделать вклад на условии 2% в месяц. Какая сумма будет на счету через: а) два месяца, б) полугодие, в) десять лет, если первоначальная сумма вклада равнялась 100 тыс. руб (ответ дайте в рублях, округляя до сотых). Ответ: а) 104040; б) 112616,24; в)1076516,3 Длина, ширина и высота прямоугольного параллелепипеда образуют геометрическую прогрессию. Объём параллелепипеда равен 216 м³, а сумма длин всех его ребер равна 104 м. Найдите измерения параллелепипеда. Ответ:2 м, 6м, 18 м

Слайд 16

Занимательные задачи на применение формул прогрессий Однажды богач заключил выгодную, как ему казалось, сделку с человеком, который целый месяц ежедневно должен был приносить по 100 тысяч руб., а взамен в первый день месяца богач должен был отдать 1 коп., во второй - 2 коп., в третий - 4 коп., в четвертый - 8 коп. и т.д. в течение 30 дней. Сколько денег получил богач и сколько он отдал? Кто выиграл от сделки? Ответ: получил 3·10 6 руб., отдал примерно 10 7 руб., богач проиграл У каждого из нас двое родителей, 4 дедушек и бабушек, 8 прадедушек и прабабушек, 16 прапрадедушек и прапрабабушек. Считая три поколения на каждые 100 лет, посчитайте, сколько у вас было предков 3000 лет тому назад. Подумайте, почему полученный вами верный математический ответ нереален. Ответ:2 9000 Больной принимает лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день – на 5 капель больше, чем в предыдущий. Дойдя до нормы 40 капель в день, он 3 дня пьёт по 40 капель, а потом ежедневно уменьшает прием на 5 капель, доведя его до 5 капель в последний день. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 200 капель)? Ответ: 2 пузырька Улитка ползет вверх по дереву, начиная от его основания. За первую минуту она проползла 30 см, а за каждую следующую минуту – на 5 см больше, чем за предыдущую. За какое время улитка достигнет вершины дерева высотой 5,25 м? Ответ: 10 минут

Слайд 17

Используемая литература П.Т.Апанасов , Н.П.Апанасов «Сборник математических задач с практическим содержанием», М. «Просвещение», 1987 г. Л.И. Звавич , А.Р. Рязановкий . Алгебра 9 класс. Задачник для классов с углубленным изучением математики. – М.: Мнемозина, 2006 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" в 9 классе

В презентации содержатся материалы к обобщающему уроку по алгебре в 9 классе по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" ....

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в контексте модульного обучения на примере темы « арифметическая и геометрическая прогрессии»

Цель данной работы: теоретически обосновать и продемонстрировать  как происходит формирование и развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в рамках модульного ...

Тема 23. Итоговый контроль по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Многоуровневая система задач по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Многоуровневая система задач по курсу алгебры и начал математического анализа позволит  учащимся успешно освоить программу как на базовом, так и на углублённом уровнях,  эффективно подготови...

Практико-ориентированные задачи по теме : "Арифметическая и геометрическая прогрессии.". 9 класс

Показать, как средствами учебного предмета можно сформировать компетенции учащихся на уроке по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии". На примере задач с практическим содержанием показать ...

Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики по теме: “Арифметическая и геометрическая прогрессии”.

Методологические и теоретические основы построения  содержания школьного курса математики по теме: “Арифметическая и геометрическая прогрессии”....

Урок решения ключевых задач по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Обобщающий материал по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии", предназначенный для 9 класса по учебнику Макарычева....