Урок математики по теме "Столбчатые диаграммы"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Петрова Ольга Анатольевна

Цель  урока: познакомить учащихся со столбчатыми диаграммами, их назначением и построением.

      Тип урока : урок получения и закрепления новых знаний.

 Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

      Необходимое техническое оборудование :    компьютер, мультимедиапроектор, доска, экран, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stolbchatye_diagrammy.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Столбчатые диаграммы»

ФИО (полностью)

Петрова Ольга Анатольевна

Место работы

МБОУ  СОШ №5 г.Татарска

Должность

Учитель математики  

Предмет

математика

Класс

6

Базовый учебник

Математика.  6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Виленкин Н.Я. ,Жохов В.И. , Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.и др., 28-е изд., стер.-М:Мнемозина,  2011.-288с.

Цель  урока: познакомить учащихся со столбчатыми диаграммами, их назначением и построением.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у учащихся представление о понятии  «Столбчатые диаграммы»;
  • развивать умения выделять и группировать данные, которые отражены на диаграмме;
  • учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
  • формировать ответственность;
  • воспитывать познавательную активность.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции, посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала;
  • способствовать творческой деятельности учащихся;
  • продолжать развитие навыков работы с информационными технологиями.

      Тип урока : урок получения и закрепления новых знаний.

 Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

      Необходимое техническое оборудование :    компьютер, мультимедиапроектор, доска, экран, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал).

Электронные ресурсы: презентация к уроку « Столбчатые диаграммы», слайды сделаны в среде PowerPoint;Галкина И.А. Электронные физминутки

( http://luchiki.ucoz.ru/_ld/0/72_...rar), материалы ЕК ЭОР ( http://school-collektion.edu.ru)

Ход урока

  1. Организационный момент. Слайды 1-3. Учитель приветствует учащихся и объявляет тему урока , используя презентационное сопровождение.

Как Вы думаете, какова цель нашего урока? Эпиграфом нашего урока могут служить слова Анатоля Франса:

 «Учиться можно только весело…  Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» .

II. Актуализация опорных знаний.

В 5 классе вы познакомились с одним из видов диаграмм.  Вспомним, что же такое  «диаграмма»? Слайд 4.

а) Диаграммы – всякий чертёж, для геометрического или иного объяснения. (объяснительный чертёж или рисунок в красках для наглядного изображения какого либо явления в описательных науках, особенно в статистике).

б) Фронтальный опрос. Слайды 5-6.

  1. Какой вид диаграмм вы изучили ранее(в 5 классе)?
  2. Что называется круговой диаграммой?
  3. Для чего и где используется круговая диаграмма?       

Из ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8a813db1-3be8-403e-8fbd-59c44641534c/view/

 в)  виды диаграмм:   круговые, столбчатые, кольцевая, точечная, объёмная. Слайды 7-10.   

Из ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/410f2445-097e-404f-adf2-4be5989a7fb7/view/

III. Изучение нового материала.

Учитель: на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с одним из видов диаграмм – столбчатыми диаграммами. Назначение столбчатых диаграмм: сравнение нескольких величин в нескольких точках. Чтобы наглядно сравнить какие-то цифровые данные, часто используют диаграммы. При их построении не обойтись без чисел, пропорциональных данным.

Проблемный вопрос: Как Вы думаете, что можно определить с помощью  столбчатых диаграмм? Учащиеся отвечают.

Учитель обобщает высказывания : по данным диаграммы можно анализировать, сравнивать данные и решать задачи.  

Из ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ee1c9c37-5c0a-40b8-a38f-e02899d2d096/view/

Задание: Используя диаграммы, ответьте на вопросы.   Слайды 11-14. 

Вопросы классу:

  1. В какой день Винни-Пух побывал в гостях у самых гостеприимных хозяев?
  2. В какой несчастливый день ему не удалось попасть в гости?
  3. Сколько всего банок мёда съел медвежонок за неделю?
  4. На сколько больше банок мёда съел медвежонок в четверг, чем в субботу?
  5. В какой день было съедено одинаковое количество мёда?
  6. Сколько в среднем съел бочонков мёда Винни-Пух? Почему в ответе применили округление?
  7.  и т.д.

IV.Физминутка. Слайды 15-19.

Используются физминутки Галкиной  И.А. Электронные физминутки 

( http://luchiki.ucoz.ru/_ld/0/72_...rar)

  Цели:  сохранение зрения, снятие усталости  с глаз во время работы на  уроке.

V. Построение  столбчатых диаграмм.

Учитель: рассмотрим два способа построения диаграмм.

Первый способ /ручной/:  заключается в том, что для изображения чисел (величин) используется, как вы заметили столбики, высота которых пропорциональна этим числам. Слайд 20.

Второй способ /с помощью компьютера/: заключается в построении столбчатых диаграмм с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel. /

ИЗ ЕК ЦОР http://fcior.edu.ru/card/27858/sozdanie-diagramm-na-primere-programmy-excel-2007.html

VI. Практическая работа /в группах/. Слайд 21.

1-я группа выполняет построение столбчатой диаграммы по карточке- заготовке, ручным способом, используя линейку, цветные карандаши.

2-я группа выполняет построение на компьютере с помощью электронного учебного пособия «Математика 5-11», раздел «Анализ данных» (можно с помощью  Excel).

Карточка №1 Построить  столбчатую диаграмму выпадения осадков  /мм/  за год  в Чистополе.

Месяц

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Кол-во осадков /мм/

85

65

52

57

76

106

106

146

143

105

76

88

Инструкция.

1. По данным  таблицы постройте столбчатую диаграмму, для этого:

1.1. Изобразите данные числа столбиками, высоты которых пропорциональны этим числам: отрезок длиной 1 см будет изображать число 10, 10 см – число 100 и т.д.

2. Оформите диаграмму, с учётом, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников.

Карточка №2  Построить  столбчатую диаграмму выпадения осадков /мм/  за год в Чистополе.

Месяц

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Кол-во осадков /мм/

85

65

52

57

76

106

106

146

143

105

76

88

Инструкция.

1. Воспользуйтесь данными  и постройте таблицу в Excel.

2. По введённым данным постройте диаграмму, для этого:

2.1. Выделите ячейки с данными и вызовите «Мастер диаграмм».

2.2. На 1-м шаге выберите тип диаграммы – гистограмма.

2.3. На 2-м шаге введите заголовок диаграммы.

2.4. На 3-м шаге выберите размещение диаграммы на отдельном листе.

3. Оформите диаграмму, с учётом, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников.

Диаграмма выводится на экран с помощью проектора для обмена информацией и обсуждения результатов.

VII. Выполнение упражнений. Слайд №22.

Работа с учебником. №1425. 1426, 1427

VIII. Рефлексия. Итоги урока. Домашнее задание. Слайды 23-26

Для чего используются столбчатые диаграммы?

Какой способ построения диаграмм более рациональный? Почему?

Дополнительное задание: 

Список используемых ресурсов:Слайды 27-28

  1. Математика.  6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Виленкин Н.Я. ,Жохов В.И. , Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.и др., 28-е изд., стер.-М:Мнемозина,  2011.-288с.
  2. Р.С.Черкасов, А.А.Столяр «Методика преподавания математики», изд-во «Просвещение».
  3. Я.И.Груденов «Совершенствование методики преподавания математики», изд-во «Просвещение».
  4. .Электронный учебник «Математика 5-11», изд-во «Дрофа» и фирма «ДОС»
  5. Интернет-ресурсы:

-http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8a813db1-3be8-403e-8fbd-59c44641534c/view/

-http://school-collection.edu.ru/catalog/res/410f2445-097e-404f-adf2-4be5989a7fb7/view/ ;

-http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ee1c9c37-5c0a-40b8-a38f-e02899d2d096/view/ ;

 -http://fcior.edu.ru/card/27858/sozdanie-diagramm-na-primere-programmy-excel-2007.html;

Петрова О.А. МБОУ СОШ №5        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение и использование диаграмм на уроках математики в 8 классе

   В данной работе изучается новая форма изображения информации-диаграммы .Учащиеся должны получить представление о том, что диаграмма является не только компактной, но и нагляд...

Урок математики в 6 классе по теме "Диаграммы"

Урок проводился с применением НИТ. На уроке используется интерактивная доска, для работы в каждой группе используется ПК....

Урок математики по теме «Круговые диаграммы»

Цели: Освоение способов визуализации числовых данных. Обучение построению математической модели с использованием круговых диаграмм. Применение теоретических знаний в практической деятельности ч...

Презентация к уроку математики в 6 классе "Столбчатые диаграммы"

Презентация к уроку математики в 6 классе по теме "Столбчатые диаграммы"...

Интегрированный урок математики и информатики в 6 классе по теме "Диаграммы".

Разработка и презентация интегрированного урока математики и информатики в 6 классе по теме "Диаграммы" по УМК Зубаревой И.И., Мордковича А.Г....

Технологическая карта урока математики в 6 классе на тему "Диаграммы. Построение диаграмм с помощью программы Excel"

Технологическая карта урока математики в 6 классе на тему "Диаграммы. Построение диаграмм с помощью программы Excel"...

Урок математика 6 класс "Диаграммы"

Презентация содержит технологическую карту урока и рекомендации по его организации....