Вероятность и статистика, 6 класс
рабочая программа по алгебре (6 класс) по теме

Антонова Татьяна Викторовна

Рабочая программа элективного курса в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veroyatnost_i_statistika_6_klass_docx.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена на заседании  методического объединения учителей математики, физики, информатики

Руководитель МО ________________Тимофеева Л.А.

       Утверждена       директором                                           МБОУ  «Инсарская средняя

 общеобразовательная школа

 №1»
 
__________Е.В. Гулькина

 «28» августа 2013г.                                                     «30» августа 2013г.

Рабочая программа

элективного курса

«ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА»

для 6 «А» класса

 
 

Составитель: Антонова Татьяна Викторовна,

учитель математики


 
 

Инсар 2013

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

      Рабочая программа  курса по теории вероятностей и статистике для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В программу по математике основной школы включаются элементы теории вероятностей и статистики.

     Рабочая программа разработана на основе учебного пособия «Вероятность и статистика», написанной Е.А. Бунимович, В.А. Булычевым.

Цели курса:

  • способствовать формированию осознанного выбора дальнейшего пути образования;
  • способствовать формированию у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений;
  • способствовать ознакомлению учащихся со случайными величинами и числами, необычными для школьников и естественными в повседневной жизни;
  • способствовать развитию у учащихся первоначальных навыков решения задач, связанных, в том числе, с жизненными ситуациями.

Задачи курса:

  • расширить кругозор учащихся;
  • сформировать у учащихся представления о комбинаторике и основных элементах теории вероятностей;
  • сформировать первоначальный навык решения задач, связанных, в том числе, с конкретными жизненными ситуациями;
  • способствовать развитию творческих способностей и дарований учащихся;
  • способствовать формированию у школьников интереса к изучению математики.

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

        При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

        Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

        развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

        овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

        изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

        развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

        получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

        развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Структура документа

     Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку; тематическое планирование; календарно - тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; содержание дисциплины.

Количество учебных часов:

Планирование рассчитано на 1 час, всего 16 часов.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие 6 класс. Эти требования структурированы по двум компонентам:  «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Целевое назначение учебной дисциплины

 Элективный курс призван развивать  интерес учащихся к предмету, любознательность, смекалку, логическое мышление.

  • освоение системы знаний по теории вероятности и статистике, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность для преодоления трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), способствующих развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике и информационным технологиям как к части общечеловеческой культуры, понимания значимости этих дисциплин для научно-технического прогресса.

Организация учебного процесса

Обучение указанной дисциплине проводится в виде теоретических и практических занятий. В процессе теоретических занятий сообщаются основные понятия соответствующего раздела курса, описываются способы доказательств, решаются задачи. Практические занятия проводятся в кабинете информатики: учащимся предоставляется возможность выполнять компьютерные самостоятельные работы, проводить индивидуальные исследовательские работы с компьютерной моделью, в ходе которых они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности. Учащиеся, таким образом, должны приобрести навыки оптимального использования персонального компьютера как обучающего средства.

В ходе индивидуального компьютерного опроса осуществляется закрепление изучаемого материала. В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения материала учащиеся класса должны:

  • уметь уверенно вводить и искать нужную информацию в таблице;
  • выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы;
  • уметь строить столбиковые, круговые и диаграммы рассеивания по имеющимся данным;
  • понимать, что столбиковые диаграммы удобнее применять для изображения абсолютных величин, а круговые – для изображения долей целого;
  • знать, что такое среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения набора чисел, уметь их вычислять;
  • понимать, что большинство реальных физических величин подвержено случайной изменчивости;
  • уметь указывать приблизительно меру точности измерения масс различных величин и обосновывать свою точку зрения;
  • уметь приводить примеры случайных событий;
  •  знать, что такое частота события, что при увеличении числа опытов  частота приближается к вероятности.
  • иметь представление о том, что такое элементарное событие;
  • распознавать опыты, в которых элементарные события считаются равновозможными;
  • знать, что сумма вероятностей всех элементарных событий равна единице;
  • знать, что такое противоположные события и уметь находить вероятность одного из них по вероятности другого;
  • понимать, что такое объединение и пересечение событий;
  • знать, что такое независимые события;
  • уметь, методом перебора находить ответы в комбинаторных задачах для небольших объемов перебора;
  • уметь вычислять число упорядоченных пар, пользуясь правилом умножения;
  • уметь вычислять n!; знать факториалы натуральных чисел до 5! и уметь пользоваться таблицей до 10!;
  • уметь находить число перестановок элементов произвольного конечного множества.

Тематическое планирование школьного курса вероятности и статистики

В 6 КЛАССЕ

                     

Содержание

Кол.часов

1

Эксперименты со случаем

Частота абсолютная и относительная

Практическое решение задач 

2

2

Куда стремятся частоты?

Статистическое определение вероятности

Практическое решение задач

3

3

Всегда ли надо бросать монету?

Классическое определение вероятности

Практическое решение задач

3

4

События элементарные и не очень

Еще раз об исходах и событиях

Практическое решение задач

3

5

Вероятность и комбинаторика

Моделирование случайных экспериментов

Практическое решение задач

3

6

Случайные числа и компьютер

Практическое решение задач

2

                     Всего

16

Использованная литература 

  1. Сборник нормативных документов. Математика / сост. С23 Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 5-6 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение,2008.
  3. Математика. Содержание образования: Сборник нармативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2008. – 160 с. – (Современное образование)
  4. Е.А. Бунимович, В.А. Булычев Теория вероятностей и статистика – 4-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. – 159 с.: ил. ISBN 987-5-94057-319-7
  5. Е.А. Бунимович, В.А. Булычев Теория вероятностей и статистика: Методическое пособие для учителя – 4-е изд., исправленное и доработанное – М.:МЦНМО: МИОО, 2008. – 56 с.: ил. ISBN 978-5-94057-189-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внекласного мероприятия для 8-9 классов по теме "Вероятность и статистика"

Данное мероприятие может быть проведено на неделе Теории вероятности и статистики для 8-9 классов. В работе представлена текстовая разработка с подробным описанием и ответами, а также презентация, соп...

Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"

В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни» 1 час в неделю, 34 часа в год...

Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. 10 класс. К учебнику Ю.Н. Тюрин,..ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И СТАТИСТИКА

Формируемые результаты:Предметные: формировать умение складывать и вычитать многочлены.Личностные: формировать умение формулировать собственноемнение.Метапредметные: формировать умение строить логичес...

Контрольная работа по вероятности и статистике 8 класса по теме: "Статистика. Множества"

Контрольная работа по вероятности и статистике 8 класса по теме: "Статистика. Множества"...

Контрольная работа по вероятности и статистике 7 класса по теме: "Описательная статистика"

Контрольная работа по вероятности и статистике 7 класса по теме: "Описательная статистика"...

разработка урока по Вероятности и статистике "Правила сложения вероятностей"

Решение задач по теории вероятности с помощью правил сложения...