Вероятность и статистика, 6 класс
рабочая программа по алгебре (6 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей математики, физики, информатики Руководитель МО ________________Тимофеева Л.А. | Утверждена директором МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
«28» августа 2013г. «30» августа 2013г.
Рабочая программа
элективного курса
«ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА»
для 6 «А» класса
Составитель: Антонова Татьяна Викторовна,
учитель математики
Инсар 2013
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа курса по теории вероятностей и статистике для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В программу по математике основной школы включаются элементы теории вероятностей и статистики.
Рабочая программа разработана на основе учебного пособия «Вероятность и статистика», написанной Е.А. Бунимович, В.А. Булычевым.
Цели курса:
- способствовать формированию осознанного выбора дальнейшего пути образования;
- способствовать формированию у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений;
- способствовать ознакомлению учащихся со случайными величинами и числами, необычными для школьников и естественными в повседневной жизни;
- способствовать развитию у учащихся первоначальных навыков решения задач, связанных, в том числе, с жизненными ситуациями.
Задачи курса:
- расширить кругозор учащихся;
- сформировать у учащихся представления о комбинаторике и основных элементах теории вероятностей;
- сформировать первоначальный навык решения задач, связанных, в том числе, с конкретными жизненными ситуациями;
- способствовать развитию творческих способностей и дарований учащихся;
- способствовать формированию у школьников интереса к изучению математики.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Структура документа
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку; тематическое планирование; календарно - тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; содержание дисциплины.
Количество учебных часов:
Планирование рассчитано на 1 час, всего 16 часов.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие 6 класс. Эти требования структурированы по двум компонентам: «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Целевое назначение учебной дисциплины
Элективный курс призван развивать интерес учащихся к предмету, любознательность, смекалку, логическое мышление.
- освоение системы знаний по теории вероятности и статистике, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность для преодоления трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), способствующих развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий;
- воспитание культуры личности, отношения к математике и информационным технологиям как к части общечеловеческой культуры, понимания значимости этих дисциплин для научно-технического прогресса.
Организация учебного процесса
Обучение указанной дисциплине проводится в виде теоретических и практических занятий. В процессе теоретических занятий сообщаются основные понятия соответствующего раздела курса, описываются способы доказательств, решаются задачи. Практические занятия проводятся в кабинете информатики: учащимся предоставляется возможность выполнять компьютерные самостоятельные работы, проводить индивидуальные исследовательские работы с компьютерной моделью, в ходе которых они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности. Учащиеся, таким образом, должны приобрести навыки оптимального использования персонального компьютера как обучающего средства.
В ходе индивидуального компьютерного опроса осуществляется закрепление изучаемого материала. В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения материала учащиеся класса должны:
- уметь уверенно вводить и искать нужную информацию в таблице;
- выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы;
- уметь строить столбиковые, круговые и диаграммы рассеивания по имеющимся данным;
- понимать, что столбиковые диаграммы удобнее применять для изображения абсолютных величин, а круговые – для изображения долей целого;
- знать, что такое среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения набора чисел, уметь их вычислять;
- понимать, что большинство реальных физических величин подвержено случайной изменчивости;
- уметь указывать приблизительно меру точности измерения масс различных величин и обосновывать свою точку зрения;
- уметь приводить примеры случайных событий;
- знать, что такое частота события, что при увеличении числа опытов частота приближается к вероятности.
- иметь представление о том, что такое элементарное событие;
- распознавать опыты, в которых элементарные события считаются равновозможными;
- знать, что сумма вероятностей всех элементарных событий равна единице;
- знать, что такое противоположные события и уметь находить вероятность одного из них по вероятности другого;
- понимать, что такое объединение и пересечение событий;
- знать, что такое независимые события;
- уметь, методом перебора находить ответы в комбинаторных задачах для небольших объемов перебора;
- уметь вычислять число упорядоченных пар, пользуясь правилом умножения;
- уметь вычислять n!; знать факториалы натуральных чисел до 5! и уметь пользоваться таблицей до 10!;
- уметь находить число перестановок элементов произвольного конечного множества.
Тематическое планирование школьного курса вероятности и статистики
В 6 КЛАССЕ
Содержание | Кол.часов | |
1 | Эксперименты со случаем Частота абсолютная и относительная Практическое решение задач | 2 |
2 | Куда стремятся частоты? Статистическое определение вероятности Практическое решение задач | 3 |
3 | Всегда ли надо бросать монету? Классическое определение вероятности Практическое решение задач | 3 |
4 | События элементарные и не очень Еще раз об исходах и событиях Практическое решение задач | 3 |
5 | Вероятность и комбинаторика Моделирование случайных экспериментов Практическое решение задач | 3 |
6 | Случайные числа и компьютер Практическое решение задач | 2 |
Всего | 16 |
Использованная литература
- Сборник нормативных документов. Математика / сост. С23 Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 5-6 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение,2008.
- Математика. Содержание образования: Сборник нармативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2008. – 160 с. – (Современное образование)
- Е.А. Бунимович, В.А. Булычев Теория вероятностей и статистика – 4-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. – 159 с.: ил. ISBN 987-5-94057-319-7
- Е.А. Бунимович, В.А. Булычев Теория вероятностей и статистика: Методическое пособие для учителя – 4-е изд., исправленное и доработанное – М.:МЦНМО: МИОО, 2008. – 56 с.: ил. ISBN 978-5-94057-189-6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внекласного мероприятия для 8-9 классов по теме "Вероятность и статистика"
Данное мероприятие может быть проведено на неделе Теории вероятности и статистики для 8-9 классов. В работе представлена текстовая разработка с подробным описанием и ответами, а также презентация, соп...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/08/picture-272925-1373272895.jpg)
Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"
В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186482-1358939415.jpg)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни» 1 час в неделю, 34 часа в год...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/18/picture-885247-1668731206.jpg)
Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. 10 класс. К учебнику Ю.Н. Тюрин,..ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И СТАТИСТИКА
Формируемые результаты:Предметные: формировать умение складывать и вычитать многочлены.Личностные: формировать умение формулировать собственноемнение.Метапредметные: формировать умение строить логичес...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/18/picture-1123303-1702890895.jpg)
Контрольная работа по вероятности и статистике 8 класса по теме: "Статистика. Множества"
Контрольная работа по вероятности и статистике 8 класса по теме: "Статистика. Множества"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/18/picture-1123303-1702890895.jpg)
Контрольная работа по вероятности и статистике 7 класса по теме: "Описательная статистика"
Контрольная работа по вероятности и статистике 7 класса по теме: "Описательная статистика"...
разработка урока по Вероятности и статистике "Правила сложения вероятностей"
Решение задач по теории вероятности с помощью правил сложения...