Диагностико-коррекционный способ работы над ошибками на уроках математики
статья по алгебре по теме

Ерёмина Наталья Юрьевна

статья для преподавателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья41 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностико-коррекционный способ работы над ошибками на уроках математики

Выполнила:  учитель математики МБОУ «ДООШ»

Ерёмина Н.Ю.

  •  Диагностико-коррекционная система - разновидность современных педагогических технологий системной диагностики и мониторного качества обучения, где основополагающим принципом реализуется принцип системно-деятельностного подхода к обучению. Она относится к разряду принципиально новых здоровьесберегающих, саморазвивающихся педагогических систем.  В распоряжении учителей имеется достаточное количество приемов и способов организации оперативного контроля, но не все они применяются. Практика показывает, что совершенно очевидным является стремление учителя к дальнейшему совершенствованию контроля как важного элемента обеспечения прочности знаний и умений.

           Также известно, что ученики высоко оценивают регулярное проведение через короткие промежутки времени небольших контрольных работ с выставлением оценок. Проведение большого числа проверочных работ дает ученику многократную возможность показать, на что он способен, и исправить плохие отметки. В целом ученики положительно относятся к оценкам, но хотят знать, за что получили отметку, и она должна быть справедливой. Поэтому важной задачей совершенствования контроля становится привлечение учащихся к оценочной деятельности, организации на уроке самооценки и самоконтроля, а также возможности самим исправить ошибки. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки школьник не только узнал, чему он научился и что не усвоил, какие допустил ошибки, но и осознал справедливость оценки, которую он получил.

           В своей работе я использую различные виды проверочных работ, позволяющие на каждом уроке проверять уровень усвоения учащимися изученной темы. Это математические диктанты, устные и письменные опросы, выборочный контроль, зачеты, блиц-контрольные, итоговые контрольные работы, тесты.

Частое применение тестовых заданий на ДКУ способствует развитию внимания, самоконтроля.

            Диагностико-коррекционный урок является главным системообразующим элементом ДКСО. Этот урок проводится в конце изучения большой темы. ДКУ – это урок рефлексии по самоизучению, самоанализу, самооценке и осознанию результатов учебной деятельности.

В процессе обучения учащимся предлагаются тематические тесты из 10 заданий, так как за 15-20 мин. решить 20 задач по математике сложно. Но можно предложить и тесты из 20 заданий (как принято по этой технологии), если включить теоретические вопросы и качественные задачи, которые не требуют выполнения большого числа вычислений, но позволяют проверить усвоение базового уровня знаний по предмету. В процессе тестирования каждый ученик отвечает на тестовые задания на стандартных контрольных листах. Работает спокойно, целенаправленно. Если в первое время многие не могут уложиться во времени, то потом постоянно начинают “чувствовать” время. Многие вначале ставят себе завышенную оценку, а затем начинают объективно оценивать свои знания.

           ДКУ нравятся и мне, и детям тем, что после выполнения заданий учащиеся сразу узнают, по каким вопросам у них проблемы и, конечно, смогут поставить себе объективную оценку. В этом нам очень помогает “Диагностическая линейка”.

           Надо отметить, что объективная оценка учебных достижений учащихся является важнейшим показателем качества образования, и она осуществляется стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых условиях и используются одинаковые по свойствам измерительные материалы (КИМы), вне зависимости от взаимовлияния личностей и учащихся. Очень важным является вопрос: какими должны быть КИМы и как часто надо проводить ДКУ при изучении математики.

          После изучения новой темы учитель хочет знать уровень знания учащихся и предлагает тестовые задания, составленные из ключевых вопросов. Назовем этот вариант теста нулевым. После проверки учащиеся могут провести работу над ошибками, открыв нужную страницу учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний учащихся. После решения основных типовых задач на применение полученных знаний учащихся предлагается основной тест в двух вариантах. Причем I вариант каждый ученик получает как домашнее задание. Желающим предлагается составить свой вариант КИМа на данную тему.

В начале урока проводится проверка домашнего задания и работа над ошибками. Затем учащимся на рассмотрение этих задач предлагается второй вариант. Через 15–20 минут собираются диагностические линейки и выясняется, по каким заданиям у учащихся проблемы, каким вопросам надо уделить больше внимания.

         При работе по системе ДКСО учитель должен создать свой собственный банк тестов. Тестовые задания должны быть хорошо продуманными. На решение каждого задания не должно уйти более 1–2 минут времени. И надо учитывать уровень класса.

         В этом учебном году я стала проводить ДКУ с использованием компьютеров. Компьютер после выбора ответа на вопрос сразу показывает верный ответ и в конце работы ставит оценку, что очень нравится детям.

После работы над ошибками учащиеся решают второй вариант. Ответы заносят в карту диагностики. Через 15–20 минут учащиеся сдают диагностические карты учителю, а сами садятся за компьютер, чтобы проверить результаты своей работы. Учитель заносит объективную оценку в карту и по данным диагностических карт составляет сводную ведомость тестирования. В заполненной ведомости наглядно видны все проблемы усвоения темы и в какой-то степени недоработка учителя по конкретным вопросам.

Это повысило познавательную активность учащихся и интерес к предмету. Если при составлении тестов по алгебре я брала 10 заданий (задания 1–6 – базовый уровень, 7–8 – повышенной сложности, 9–10 – на мышление), то по геометрии – 16 заданий. Первые 10 заданий проверяют базовый уровень, задания 11–13 – повышенной сложности, задания 14–16 проверяют уровень оперирования полученными знаниями (логическое мышление).

         Я считаю, что ДКУ в компьютерном варианте более эффективны, так как в этом случае ученик действительно занимается самоизучением, самокоррекцией, самооцениванием. Идет саморазвитие. Даже объективную оценку ставит не учитель, а компьютер. Еще один положительный момент – это то, что только сам ученик и учитель знают о проблемах ученика, а при общей проверке он все-таки ощущает некоторый дискомфорт, возникает лишнее волнение при ожидании объективной оценки.

        ДКУ обогащает учебный процесс, позволяет экономить время опроса, создает комфортную рабочую обстановку в классе, дружески-равноправные отношения ученика и учителя.

        Особенно ценно то, что систематически организованные ДКУ по качественным контрольно-измерительным материалам способствуют тренировке и психологической подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы.

          Данный метод реально стимулирует не только повышение качества обучения ученика, но и способствует профессиональному росту учителя,так как   идет большая работа над самообразованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностико-коррекционные подходы в работе с аутичными дошкольниками

В презентации "Диагностико-коррекционные подходы в работе с аутичными дошкольниками"  представлен краткий исторический обзор вопроса аутизма, его проявления;  отражены особенности эмоциональ...

Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка

Материал содержит инструкции для обучающихся школы VIII вида по работе над ошибками...

Диагностико-коррекционные подходы в работе с аутичными дошкольниками

В презентации "Диагностико-коррекционные подходы в работе с аутичными дошкольниками" представлен краткий исторический обзор вопроса аутизма, его проявления; отражены особенности эмоциональной сферы де...

Работа над ошибками на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости

В данной презентации я показываю свой опыт работы над ошибками, его этапы.Сначала идет учет пробелов в знаниях обучающихся. После этого проводится анализ ошибок и выявляются слабо усвоенные темы, это ...

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...

Типичные ошибки на уроках математики

   Большое количество учащихся не владеют данными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считаетс...